Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Берешит"

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ ("Берешит" 27.10.16)

Пока Бог отдыхает, человек трудится подобно тому, как трудился сам Создатель. Иными словами, как Создатель творил мир в течение шести дней, так и человечество отрабатывает свои "шесть рабочих дней", каждый из которых занимает тысячу лет. Причем, эта "рабочая неделя" человека продолжается весь "седьмой день" Всевышнего, накладывается на него.

День Седьмой

В книге "Берешит", в первой ее главе, повествуется о семи днях творения: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною; и дух Божий витал над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день один" (1:1-5).

Завершается это описание следующим итогом: "И закончены были небо и земля, и все воинство их. И закончил Бог к седьмому дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в день седьмой от всей работы Своей, которую сделал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей, которую совершил Бог, созидая" (2:1).

Что же происходит в настоящее время? В каком дне мы находимся?

Торнтон Уайдлер считал, что в восьмом. В своем романе "День Восьмой" он пишет: "Библия говорит нам, что Господь Бог создал человека на шестой день, после чего решил отдохнуть, но каждый из шести дней длился миллионы лет. Седьмой же день, думаю, был очень коротким. Человек не конец пути, а начало. Мы стоим сейчас в начале второй недели творения. Мы дети восьмого дня".

В размышление это вкралась досадная ошибка. В действительности мы все еще находимся на исходе Дня Седьмого, который не короче и не длиннее прочих дней.

В самом деле, в конце каждого Дня Творения сообщается о его завершении. "И был вечер, и было утро: День Шестой". Далее же мы читаем: "И закончил Бог к Седьмому Дню работу Свою, которую Он делал, и отдыхал в День Седьмой от всей работы Своей".

Итак, относительно Седьмого Дня вовсе не сказано, что он завершен. Бог отдыхает и поныне, т.е. отдыхает в течение всей человеческой истории, начавшейся в момент завершения Творения и изгнания Адама из рая, датируемого Талмудом 3761 годом до н.э.

Однако Талмуд датирует не только начало, но и конец истории, ограничивая ее продолжительность шестью тысячелетиями, как сказано: "Шесть тысяч лет существует мир, и одну (тысячу лет) - и (будет) разрушен" (Сангедрин 97 а), или "Учили в доме учения (пророка) Элиягу: шесть тысяч лет существует мир. Две тысячи лет - хаос, две тысячи лет - Тора, две тысячи лет - время Машиаха" (Авода зара 9а).

Итак, сейчас продолжается день Седьмой, в который Бог отдыхает. То есть Всевышний совершает только то, что не нарушает "субботнего покоя". Сватать женихов и невест по субботам можно. И мидраш сообщает: "Римская матрона спросила рабби Йосси бен Халафту: "За сколько дней Господь создал мир?".

Он ответил: "За шесть, ибо так написано: "За шесть дней создал Господь небо и землю".

"А чем он занимается с тех пор?".

"Он заключает браки. Такой-то будет мужем такой-то и так далее".

В одной из своих лекций рав Ури Шерки обратил внимание на то, что пока Бог отдыхает, человек трудится подобно тому, как трудился сам Создатель. Иными словами, как Создатель творил мир в течение шести дней, так и человечество отрабатывает свои "шесть рабочих дней". Человеческая история представляет собой таким образом "рабочую неделю", каждый день которой занимает тысячу лет, как сказано: "тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний". Причем, как замечает рав Шерки, эта "рабочая неделя" человека продолжается весь "седьмой день" Всевышнего, накладывается на него.

Итак, человеческой истории исходно отмерено шесть "тысячелетних дней", которые истекут в 2240 году по христианскому летоисчислению. Только тогда наступит седьмое тысячелетие, которое явится "субботой человечества" и одновременно... Восьмым Днем Создателя.

XXIII "субботний" век

Я не могу поручиться, что в этой датировке не содержится никакого подвоха. Когда Всевышний открывает срок (например, четыреста лет египетского плена (Берешит 15:13), или семьдесят лет плена вавилонского (Йермиягу 25:11), Он скрывает точки отсчета. Так что какие-то сюрпризы с наступлением последний дней, в принципе, вполне ожидаемы. Не случайно сказано в трактате Сангедрин (97.б): "Да будут прокляты те, что исчисляют сроки".

И все же, чем являются приведенные выше слова Талмуда о шести тысячах лет человеческой истории, если не таким самым "расчетом"? "Расчетом" тем более точным, чем ближе мы приближаемся к указанным "последним дням", к 2240 году.

Следует отметить, что запретом расчета точной даты прихода Машиаха пренебрегали многие законоучителя. Так, рав Йехиэль Бамбергер в статье "Можно ли вычислить время прихода Машиаха?" пишет: "В восьмой главе своего труда "Эмунот ведеот" рабби Саадия Гаон пишет: "Даниэль понял, что означает "один срок" и "два с половиной срока", а также "тысяча триста тридцать пять дней", и он замолчал. Но, что касается нас, мы постараемся, с Божьей помощью, понять, что это за сроки; и, поразмыслив, мы находим…" Далее следует долгое объяснение, в конце которого рабби Саадия приводит год 4725/965 как окончание срока в "два с половиной срока". Раши в комментарии к книге Даниэля констатирует, что дата, предложенная рабби Саадией Гаоном, уже прошла, не принеся объявленной "геулы". Далее он приводит собственные данные вычислений, чтобы исходя из другой точки отсчета, прийти к дате 5112/1352. Рамбан, комментируя дни творения в главе "Берешит", объясняет, что каждый из них соответствует тысячелетию и что сотворение человека на шестой день предвосхищает приход Машиаха. Базируясь также на пророчествах Даниэля, он, таким образом, предсказывает приход Машиаха в 5118/1358г. Позже рабби Ицхак Абарбанель, рабби Элиезер Ашкенази и Мальбим предложили соответственно 5263/1503, 5355/1595 и 5673/1913 годы, как время начала эпохи Машиаха".

Впрочем, случаются и "удачные" вычисления. Так, например, среди учеников Виленского Гаона уже более двух столетий бытует следующее предсказание-вычисление: имя Адам представляет собой аббревиатуру - Адам, Давид, Машиах. Это три вершины истории. Давид родился через 2854 лет после сотворения Адама. Соответственно Машиах, считают в школе Гаона, должен родиться через 2854 года после рождения Давида т.е. в 5708 году. Так по своему и случилось: 5708 год оказался годом Избавления, годом возрождения еврейского государства (1948 год н.э.)

Тем с большим основанием мы вправе проанализировать чисто структурные особенности талмудического "предсказания": "Учили в доме учения (пророка) Элиягу: шесть тысяч лет существует мир. Две тысячи лет - хаос, две тысячи лет - Тора, две тысячи лет - время Машиаха" (Авода зара 9а).

Итак, как структурированы "последние дни", точнее, "последние часы" шестого дня человеческой истории и "последние часы" седьмого дня Всевышнего?

В силу того, что суббота длится не 24, а минимум 25 часов, можно отметить, что завершение шестого дня человеческой истории и наступление восьмого дня Божественного творения не синхронизированы.

Суббота, то есть законы субботнего дня, вступают в силу практически за час до астрономического наступления Седьмого дня. Каждый день недели начинается с выходом звезд, суббота же начинается с захода солнца, то есть (в Израиле) приблизительно на сорок минут раньше (зажигание свечей производится минимум за час до выхода звезд).

Один час "небесного" седьмого дня (соответствующего шести тысячам "земных" лет), составляет (6000 поделить на 24) - 250 лет. Соответственно продолжительность часа шестого дня человеческой истории (1000 поделить 24) составляет 41.6666 лет.

Это значит, что седьмой субботний день человечества должен начаться приблизительно за 40 лет до 2240 года, в 2200 (точнее в 2198).

В свою очередь Суббота завершается не с выходом первых звезд, а приблизительно на четверть часа позже. Тем самым Восьмой день наступит не строго с исходом Седьмого дня, а приблизительно на 60 лет позже (250 разделить на четыре), то есть около 2300 года. Таким образом, заранее можно сказать, что самое загадочное, самое сумеречное, самое смутное время на планете, время, когда границы между святым и будничным во всех мирах (причем в разнобой) начинают размываться - это XXIII век: период с 2200 по 2300. В то же время это век, в который начавшаяся суббота человеческой истории совпадает с завершающейся субботой Всевышего, то есть это век, "который весь суббота".


К содержанию









© Netzah.org