Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Ноах"

ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ («Ноах» 5773 - 18.10.2012)

Почему у Ицхака имелось только одно благословение? Такова была древняя семейная традиция. Искру наследовал кто-то один из семьи, а остальные оказывались просто «сыновьями и дочерями». Причем хотя исходно эта искра должна было наследоваться первенцами, допускалась борьба, в результате которой лидером мог оказаться и второй (Йаков) и третий (Арпахшад) сын.

Предки Авраама

В недельной главе «Ноах» приводится родословная человечества: «А вот родословная сынов Ноаха: Шем, Хам и Яфет; И родились у них сыновья после потопа. Сыны Яфета: Гомэр и Магог, и Мадай, и Йаван, и Тувал, и Мэшех, и Тирас.... А сыны Хама: Куш, Мицраим, Фут и Кнаан. А сыны Куша: Сэва, Хавила, Савта, Раама и Савтэха. А сыны Раамы: Шева и Дэдан. А Куш родил Нимрода; он начал быть богатырем на земле. Он был сильный зверолов пред Господом, поэтому говорится: как Нимрод, сильный зверолов пред Господом. И было, его начальным царством был Бавэл и Эрэх, и Аккад, и Калнэй в земле Шинар. Из земли этой вышел Ашшур... Сыны Шема: Эйлам и Ашшур, и Арпахшад, и Луд, и Арам. А сыны Арама: Уц и Хул, и Гэтэр, и Маш. А Арпахшад родил Шэлаха, а Шэлах родил Эвэра. У Эвэра родились два сына: имя одного Пэлэг, потому что во дни его разделилась земля, а имя брата его Йоктан. А Йоктан родил Алмодада и Шэлэфа, и Хацармавэта, и Йэраха, И Адорама, и Узала, и Диклу» (10:1-27).

Итак, речь идет о внуках Ноаха, «рожденных после потопа». В ковчеге находилось восемь человек, находились четыре супружеские пары, и от трех из них произошло человечество.

Это дополнительно подтверждается также и следующими словами: «Вот родословная Шема: Шем ста лет от роду родил Арпахшада, через два года после потопа». (11:21). Во всяком случае, из этих слов естественно было бы заключить, что третий сын Шема Арпахшад был первым рожденным после потопа, а упомянутые выше (10:22) два его старших брата Эйлам и Ашшур погибли.

Но о каком тогда Ашшуре шла речь выше: «Из земли этой вышел Ашшур..»? (10:11) Кто-то может подумать, будто бы слово «вышел» следует понимать в смысле «произошел», т.е. что Ашшур - потомок Нимрода, потомок Хама. Однако на самом деле предок халдеев Ашшур - потомок именно Шема, и Раши поясняет слово «вышел» в совершенно ином смысле: «Когда Ашшур увидел, что его сыновья слушают Hимрода и восстают против Вездесущего, строя башню, он вышел из их среды (Берешит раба 37).

Поскольку все источники сходятся на том, что в ковчеге находилось восемь человек, нам остается заключить, что не только Арпахшад, но и его старшие братья - Эйлам и Ашшур - родились после потопа, а не погибли в нем. В самом деле, если жена Шема вошла в ковчег беременной Эйламом, то за два последующих года она могла успеть родить не только его, но и также и Ашшура и Арпахшада.

Почему же тогда Тора говорит только об Арпахшаде: «Шем ста лет от роду родил Арпахшада, через два года после потопа». Очевидно, потому, что он был предком Авраама. Действительно, далее приводится подробная генеалогия Авраама, в которой упоминаются только его предки: «По рождении Арпахшада Шем жил пятьсот лет и родил сынов и дочерей. А Арпахшад жил тридцать пять лет и родил Шэлаха. И жил Арпахшад по рождении Шэлаха четыреста три года, и родил сынов и дочерей. А Шэлах жил тридцать лет и родил Эвэра. И жил Шэлах по рождении им Эвэра четыреста три года, и родил сынов и дочерей. А Эвэр жил тридцать четыре года и родил Пэлэга. И жил Эвэр по рождении Пелэга четыреста тридцать лет, и родил сынов и дочерей. А Пэлэг жил тридцать лет и родил Рэу. И жил Пелэг по рождении им Рэу двести девять лет, и родил сынов и дочерей. А Рэу жил тридцать два года и родил Сэруга. И жил Рэу по рождении им Сэруга двести семь лет, и родил сынов и дочерей. А Сэруг жил тридцать лет и родил Нахора. И жил Сэруг по рождении им Нахора двести лет, и родил сынов и дочерей.

А Нахор жил двадцать девять лет и родил Тэраха. И жил Нахор по рождении им Тэраха сто девятнадцать лет, и родил сынов и дочерей. А Тэрах жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. А вот родословная Тэраха: Тэрах родил Аврама, Нахора и Арана, а Аран родил Лота».(11:21-32)

Борьба за искру

Что это за девять поколений между Шемом и Авраамом, относительно которых Тора использует нигде более не встречающийся анонимный оборот: «и родил сынов и дочерей», имена которых, тем не менее, частично уже приводились выше?

Очевидно, что все перечисленные лица - это продолжатели той эстафеты, о которой в следующих словах пишет рабби Иегуда Галеви в «Кузари»: "Адам родил множество сыновей, и никто из них не был достоин занять его место, кроме Авеля. Авель был подобен Адаму, и когда Каин убил Авеля, завидуя его совершенству, вместо Авеля был дан Адаму Шет, и Шет был также ему подобен и потому был ядром человечества, а остальные как бы его скорлупой. Избранником среди потомков Шета был Энош. Так до Ноаха продолжалась линия избранников, подобных Адаму, называемых сыновьями Бога" (1:95)

Итак, среди всех сынов Адама имелись «сыны Бога», имелся род, который наследовал и сохранял некоторую особую человеческую искру, искру, которая необычно ярко проявилась у Авраама, передалась от него Ицхаку и Йакову и далее всему еврейскому народу.

Приведенные выше родословные показывают, что эта искра всегда была связана с «избранием», что она передавалась лишь одному из сынов. Однако природа этой передачи все же не сводилась к чистому «наследованию», но переплеталась с некими личными заслугами. Так после того как Йаков выхватил отцовское благословение, Эсав воскликнул: «благослови и меня, отец мой! И сказал тот: пришел брат твой с обманом и взял благословение твое. И он сказал:… ужели не оставил ты для меня благословения? И отвечал Ицхак, и сказал Эсаву: ведь я поставил его владыкою над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; поддержал его хлебом и вином; а тебе теперь что же я сделаю, сын мой? И сказал Эсав отцу своему: неужели, отец мой, одно благословение у тебя? Благослови и меня, отец мой! И поднял Эсав голос свой, и заплакал» (27:34-38).

Мы вправе были бы удивиться, почему, в самом деле, у Ицхака имелось только одно благословение? Но мы видим, что такова была древняя семейная традиция. Искру наследовал кто-то один из семьи, а остальные оказывались просто «сыновьями и дочерями». Причем хотя исходно эта искра должна было наследоваться первенцами, допускалась борьба, в результате которой лидером мог оказаться и второй (Йаков) и третий (Арпахшад) сын.

Но почему тогда Тора упоминает имена всех сынов Тераха, почему она упоминает Аврама, Нахора и Арана, а не только Авраама и «родившихся потом сынов и дочерей»? Почему на Терахе генеалогическое горлышко вдруг снова расширяется: «И жил Нахор по рождении им Тэраха сто девятнадцать лет, и родил сынов и дочерей. А Тэрах жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана»?

Ответ достаточно очевиден: все дети Тераха участвовали в сохранении и передаче этой искры, все они положили начало Израилю: Авраам по мужской линии, Нахор по женской, а Аран по мессианской (он праотец моавитянки Рут, прабабушки царя Давида). По этой же причине Тора сохранила также и имена всех отпрысков самого Авраама, в первую очередь Эсава и Ишмаэля: даже лишенные избрания они навсегда остались в поле его влияния.


К содержанию









© Netzah.org