Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Ноах"

ОТОРВАТЬСЯ ОТ ЗЕМЛИ ("Ноах" 5769 - 30.10.2008)

Вера и безверие

В недельной главе "Ноах" сказано: "И Я вот, наведу потоп, воду на землю, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что на земле, скончается. Но с тобою Я установлю Мой союз, и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. А от всего живущего, от всякой плоти по два из всех введешь в ковчег, чтоб они остались с тобою в живых; мужского пола и женского пусть они будут" (6:17-19)

Комментируя слова "от всего живущего", Раши дает следующее неожиданное пояснение: "афилу шеддим" - "даже от бесов". Итак, среди живых существ, спасенных в ковчеге Ноаха, находились также и… демоны, которых Тора по существу отождествляет с "чужими" языческими богами, как сказано: "Богами чуждыми они досаждали Ему, и мерзостями разгневали Его. Жертвы приносят бесам ("шеддим"), не Богу, божествам, которых они не знали, новым, недавно явившимся, не страшились их отцы ваши. Создателя, сотворившего тебя, ты забыл, и забыл Бога, тебя создавшего". (Двар 32:16-18). Итак, "чужое служение", служение божествам других народов, связывается Торой со служением… бесам, которым было дано уберечься от вод потопа.

Нередко у людей, впервые сталкивающихся с иудаизмом, или даже просто с израильским законом о возвращении (испытавшим известное влияние со стороны иудейских представлений), возникает определенное недоумение: почему еврей-безбожник воспринимается как еврей, а еврейство того, кто верит как-то иначе, чем его отцы, подвергается сомнению, и отношение к нему в целом хуже?

Казалось бы, разве не лучше (во всяком случае с религиозной точки зрения) верить хоть как-то, чем не верить совсем? Ведь если, придерживаясь одного мировоззрения, тот же самый человек совершит меньше грехов, чем держась другого, то ему следует предпочесть первое. Например, еврейка-атеистка может с легкостью убить своих внутриутробных детей, в то время как если бы она была христианкой или буддистской, то наверняка сочла бы аборт неприемлемым. Почему бы тогда еврейку-христианку не предпочесть еврейке-атеистке?

В отношении так называемых "украденных младенцев", то есть евреев, с детства незнакомых с иудаизмом, позиция, конечно, не столь сурова. И все же религиозные искания "украденных младенцев" за стенами синагоги воспринимаются в еврейском мире достаточно нервозно. В целом от них ожидается как будто то же самое: ну и оставались бы атеистами, зачем в чужую веру обратились?

Может быть не во всех аспектах, но, по крайней мере, в каком-то достаточно важном плане, еврей, исповедующий чужую веру, теряет больше, чем воздерживающийся от любой веры еврей-агностик. Агностик – это как бы человек, оказавшийся в состоянии невесомости, никакая традиция не притягивает его к себе, никакая традиция не влияет на него действенно, в то время как человек иной веры - это человек, как бы испытывающий на себе притяжение не родной планеты, а другого небесного тела.

На первый взгляд приведенная мною аллегория может показаться говорящей как раз в пользу плюрализма. В самом деле, какая разница, какое притяжение испытывать - земное или марсианское? Вес - он и в Африке вес. Главное чтобы притяжение было, главное, чтобы человек находился в соответствующем ему гравитационном поле. Как известно, от длительной невесомости развиваются различные недуги, и повторная адаптация к гравитации идет нелегко. При наличии же любого другого небесного тела всех этих осложнений можно избежать, и человек будет чувствовать себя вполне прилично. Так бы оно и было, если бы притяжение носило только физический аспект, но ведь у него – как и у всего другого на свете - имеется также и аспект метафизический.

Летающие тарелки

Все, что совершается на земле, имеет свой прообраз, свой небесный смысл. Как выразился рабби Моше Хаим Луцато: "Один из великих принципов, которыми мы обладаем, гласит, что всему, что есть в нижних мирах, соответствуют наверху трансцендентные силы". В Талмуде же сказано: "Небесное царство похоже на земное" (Брахот 58.а). Уже сама внешняя канва этих высказываний - но главным образом их внутренняя суть - невольно возбуждают вопрос: А какой метафизический смысл может соответствовать физическому выходу из "нижнего" земного мира "наверх", в открытый космос?

Ведь выйти в открытый космос – это не то же самое, что подняться в воздух подобно птице. Птицы – родные дети земли. Они, конечно, сродни ангелам, они как бы отрываются от почвы, но нить земного притяжения однозначно возвращает их к нашим земным делам. То же и авиация: "парни, которые раньше всех увидели небо", отличаются от парней, вышедших за пределы атмосферы и преодолевших земное притяжение. Астронавтика решительно отличается от аэронавтики. Астронавты порывают не только с землей, они порывают в каком-то смысле и с небом, с голубым небом земной атмосферы. Духовное измерение их свершений головокружительнее и загадочнее того дела, которое совершает пилот самолета.

Как я уже отметил, в мире идей выход в открытый космос явственно соответствует агностицизму. Но чему тогда может соответствовать земное притяжение? Разве его не естественно воспринять как притяжение к родным пенатам? А притяжение, например, к Луне - как притяжение к "чужому служению"?

Углублению в этот предмет нам может помочь экскурс в историю того, как осваивается человеком это ближайшее к нему небесное тело. Даже не сведущий в астронавтике человек способен сообразить, что Луна должна являться весьма важным и перспективным объектом. Помимо возможности проведения множества исследований, Луна представляет собой естественный плацдарм для завоевания космоса.

Как мы помним, в прошлом веке американские астронавты не раз высаживались на Луне, и исследовательская работа шла полным ходом. Почему же полеты прекратились? Почему русские не попытались повторить американские успехи? Почему Луна как будто бы потеряла всякий интерес в глазах землян?

Как-то я посмотрел документальный фильм, в котором утверждалось, что сворачивание лунных программ было вызвано тем, что астронавты сталкивались с летающими тарелками, которые совершенно запугали их своими технологиями. В частности, в фильме утверждалось, будто бы в каком-то интервью Армстронг проговорился, сказав: "нам дали понять, что место занято". Я не могу сказать, что с полным доверием отношусь к этому утверждению, но на мой взгляд оно не только (хоть как-то) объясняет утрату всякого интереса человечества к Луне, но и неплохо вписывается в общую канву "духовной интерпретации" идеи земного притяжения.

Но прежде чем сказать об этом, по-видимому, необходимо небольшое отступление относительно НЛО: первое упоминание о "тарелках" и "пришельцах" относится к 1948 году (хотя некоторые источники указывают и тридцатые годы). Причем похоже, что до ХХ-го века с ними действительно никто не сталкивался. В самом деле, хотя сфотографировать "тарелку" далеко не всегда удается, зарисовать ее совсем не трудно. Даже ребенок может это сделать. Почему же тогда ни один земной живописец, живший в 19-ом веке и ранее, не оставил нам ни одного наброска "тарелки"?

Загадочных видений всегда было немало, но никто с такими "моделями" явно не сталкивался. Между тем если речь действительно идет о высоких "технологиях", созданных внеземными цивилизациями, то едва ли они появились в столь сжатые сроки, чтобы в считанные годы наводнить нашу планету.

Характер поведения "тарелок", а в особенности их "экипажей", поразительно напоминает дьявольское наваждение: внезапное появление и исчезновение (очень часто сопровождающее характерным колебаниями воздуха), не только чтение мыслей "землян", но и блестящее знание их языков, блеклый и безжизненный черный юмор - эти и многие другие особенности наводят на мысль, что мы имеем дело не с телесными разумными существами с далеких планет, а с бестелесными духами из преисподней, нашедшими все же в свое время прибежище в ковчеге Ноаха.

При этом их множественное появление именно на Луне, а не просто в безвоздушном пространстве (ведь с орбитальных станций никто землян вроде бы не сгоняет) показывает, что сложности возникают не столько в отсутствии всякого притяжения, сколько при наличии притяжения "чужого". Я не удивлюсь, если при высадке человека на поверхности Марса вдруг выяснится, что и там "место уже занято".

Создается впечатление, что оторваться от земли в физическом плане (в соответствии с "великим принципом, которым мы обладаем") - означает оторваться от нее также и в плане духовном, а попасть в гравитационное поле иного небесного тела - означает нарваться на "чужое служение", на "чужих богов".

Сказанное, разумеется, не значит, что астронавтика представляет собой род идолослужения, или что она не угодна Всевышнему. Сказанное означает лишь то, что астронавт, похоже, существенно меньше защищен от демонических козней, нежели пилот или автолюбитель.


К содержанию


Время зажигания
субботних свечей

19/08/2017

Начало Исход
Иерусалим 18:44 19:57
Тель-Авив 18:59 19:59
Беэр-Шева 19:01 19:58
Хайфа 18:51 20:00








© Netzah.org