Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Ноах"

ЗАПОВЕДЬ ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА («Ноах» 5768 - 11.10.2007)

Индивидуалисты не размножаются прежде всего потому, что согласно их философии – философии экзистенциализма - человек безроден и заброшен в мир, потому что он одинок по определению, потому что он не принадлежит никакой общине.

Целеполагание

В недельной главе "Ноах" в несколько урезанном виде преподаны семь заповедей, обращенных ко всем потомкам Ноаха: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травяную даю вам все. Только плоти при жизни ее, крови ее не ешьте. Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я: от всякого зверя взыщу Я ее, и от руки человека, от руки брата его взыщу душу человека. Кто прольет кровь человека, того кровь прольется человеком: ибо по образу Божию создал Он человека. Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (9:3-7).

Устная Тора поясняет, что речь идет о семи заповедях, шесть из которых уже раньше были даны Адаму. Так в Мишне Тора (Шофтим, Гилхот Малахим 9) Рамбам пишет: «Первый Человек был наставлен относительно шести заповедей: запрет идолослужения, запрет богохульства, кровопролития, кровосмешения, разбоя и учреждения справедливого суда…. Ноаху была добавлен запрет есть животных живьем».

Эти заповеди опираются на экзистенциальную концепцию человека: налагая на него шесть запретов, фундаментальный общечеловеческий кодекс дает ему лишь одно предписание - творить справедливый суд, что в широком смысле означает предписание свободного творчества во всех сферах жизни (разве что ограниченного требованиями сбалансированности и гармонии). Этот единственный "предписывающий" закон потомков Ноаха по существу является предписанием постоянного поиска и достижения новых целей, предписанием расширения человеческих границ и возможностей.

Законы сынов Ноаха (едва обозначенные в самой письменной Торе и известные полностью лишь из Торы устной) формально вроде бы народам не были знакомы. То есть в памяти народов (помимо самой легенды о потопе) не хранится никаких упоминаний о Ноахе и преподанных ему законах. Между тем их общая идея – идея целеполагания, идея непрерывного выхода за пределы собственных границ при одновременном поиске Безграничного – оказалась лежащей в основе всех человеческих культур, начиная первобытной и кончая современной.

Вот как представляет эту первобытную ноахическую ситуацию московский философ Олег Румянцев в статье "Непосредственная обращенность": "Человеческая цель всегда является трансцензусом. Действительно, какая же это цель, если она не выходит за пределы возможного? Всякое человеческое действие целесообразно, но если оно осуществляется как культурный инстинкт, автоматически, то природа цели в нем не видна. Вот когда первобытный человек ставит себе цель, явно находящуюся за пределами его возможностей, например, завалить мамонта, тогда и обнаруживается природа цели. Самое загадочное с тех времен и по сию пору - как такая цель вообще может прийти человеку в голову? Причем данная цель некоторым образом и «общественно значима», ведь даже одного мамонта самому не съесть. Если такая цель поставлена, то дальше уже - дело техники (и это здесь не оборот речи, а само существо дела). Вспугнуть вожака и гнать к обрыву, а остальное стадо, как бараны, последует его примеру. Замечательно, что пока первобытные не извели таким образом крупные стада мамонтов и бизонов, они подобные настоящие цели не изобретали. Лишь затем они сформулировали столь же дерзкую до невозможности цель – догнать антилопу. Технически задача была решена изобретением лука, а дальше – по той же схеме – пока жареный петух не клюнет.

Человек не может не оценивать подобные свои действия, т.е. не осуществлять самооценку, которая мне видится следующим образом. Человек думает: значит, я отличаюсь от других, окружающих живых существ, которым положен предел. Волк не полетит, заяц не победит мамонта, а черепаха не догонит антилопу, и им в голову не приходят такие цели. А я являюсь существом, преодолевающим пределы. Тогда самооценка человека возможна относительно такого абсолютного деятеля, который способен преодолевать любые пределы. Только относительно такой абсолютной меры меня и можно оценивать. Другими словами, самооценка человека возможна относительно Абсолюта, потому на протяжении всей своей истории человечество порождает идею трансцендентного. Насколько человек соответствует подобной самооценке, настолько он и соответствуют себе".

И действительно, очевидно, что именно в такой экзистенциальной самооценке и скрывается критерий подлинной человечности.

Между тем сегодня мне бы хотелось обратить внимание на одно явно негативное следствие этой философии, а именно на пренебрежение еще одной, восьмой заповедью, данной Ноаху: "Вы же плодитесь и размножайтесь по земле, и умножайтесь на ней" (9.6-7).

Бесконтрольный контроль

Одной из удивительных немыслимых целей, которые поставило перед собой современное человечество и которые оно целиком и полностью достигло – это полное отделение сексуальной сферы от сферы деторождения, то есть абсолютный контроль над рождаемостью.

Между тем сам этот "контроль" полностью вышел из-под контроля: созданные европейским гением противозачаточные средства сегодня угрожают гибелью всем цивилизованным народам. Не случайно автор нашумевшей книги "The Death of the West!" ("Смерть Запада!") Патрик Бухенен назвал презерватив и гормональную пилюлю своеобразной эмблемой общества потребления, его «серпом и молотом».

Как бы то ни было, во всех развитых странах, связавших свои ценности с ценностью семи заповедей Ноаха, во всех странах победившего если не экзистенциализма, то по крайней мере индивидуализма, в последние десятилетия резко упала рождаемость.

В докладе Европейской комиссии, исполнительного органа ЕС, посвященном демографическим проблемам, говорится, что коэффициент рождаемости на территории ЕС упал в последнее время до 1,48 ребенка на женщину - при том, что для поддержания населения на постоянном уровне он должен быть не менее 2,1. Согласно прогнозу, к 2030 году в странах ЕС будет проживать 35 миллионов человек старше 80 лет, что вдвое больше, чем сегодня. При этом количество детей уменьшится к этому времени на 18 миллионов. В докладе также говорится, что соотношение числа нетрудоспособных молодых и пожилых людей к людям работоспособного возраста увеличится с 49% в 2005 году до 66% в 2030-м и т.д.

Причин этому (помимо наличия противозачаточных средств) приводится множество. При этом ясно, что демографические проблемы западной цивилизации коренятся не только в кровопролитных войнах ХХ-го века и не только в сужении духовных горизонтов общества потребления, в рамках которых дети выглядят обузой и помехой в индустрии развлечений.

Индивидуалисты не размножаются прежде всего потому, что согласно их философии – философии экзистенциализма - человек безроден и заброшен в мир, потому что он одинок по определению, потому что он не принадлежит никакой общине.

Его общения сугубо индивидуальны, а потому хотя он нередко и находит себе такого же партнера противоположного пола, он не торопиться размножаться. Если же это происходит, то по неписаным законам индивидуализма, необходимым и достаточным представляется лишь один ребенок. Второй проcкакивает почти чудом, как явное излишество, а о третьем никто уже и не говорит. Таким образом, можно сказать, что индивидуализм начинается с семьи, а не заканчивается ей: единственный ребенок – это наследственный индивидуалист.

Итак, экзистенциализм вроде бы во всем вписывается в систему семи заповедей сыновей Ноаха, кроме прилагавшейся к ним заповеди деторождения. Хорошо размножаются в Европе лишь те, кому индивидуализм не по душе.

Но не все потеряно. Как европейский человек поставил перед собой цель сократить рождаемость и добился ее, так он может поставить себе и иную цель.

"Сим победихом!" – прорек Арафат, указуя перстом на матку арабской женщины. Долгое время считалось, что как средство джихада, арабская матка применяется только против Израиля. Однако сегодня все больше становится очевидно, что оно с успехом используется также и в Европе: во многих европейских городах число детей мусульман уже сегодня превосходит число детей индивидуалистов.

Когда индивидуалисты в полной мере осознают, что размножаясь, арабы с ними воюют, могут сработать психологические механизмы самозащиты. В условиях общенациональных бедствий даже самый последовательный и закоренелый индивидуалист чувствует свою причастность общей судьбе и припоминает, что и он в чем-то родовое существо. Лучший пример тому – Израиль. Угроза его существованию даже и до сего дня – один из важнейших мотивов размножения местных индивидуалистов.


К содержанию









© Netzah.org