Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Лех-леха"

ТАНАХИЧЕСКАЯ СИНГУЛЯРНОСТЬ(«Лех-леха» 5774-10.10.2013)

Может ли быть случайным, что согласно прямым высказываниям Торы, еврейский народ сорок лет скитался по пустыне («Дварим» 1:1-3), а этому периоду предшествовал четырехсотлетний период «египетского плена»? Невольно возникает вопрос: а как развивались события в дальнейшем? Нет ли у этой истории какого-то «логарифмического» продолжения?

Грех Эморейца

В недельной главе «Лех леха» говорится о заключении союза между рассеченными частями жертвенных животных: «И солнце было к заходу, как крепкий сон напал на Аврама; и вот ужас, мрак великий нападают на него. И сказал Он Авраму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам твоим в мире, будешь погребен в старости доброй.… ибо доселе еще не исполнился грех Эморийца» (15:12-16).

Не существует единого мнения относительно того, с какого момента пошел отсчет четырехсот лет угнетения, о которых предрек Всевышний (Раши считает, что он ведется от рождения Ицхака), но в любом случае ясно, что собственно египетский плен занял в два раза меньшее время, а тем самым упоминание четырехсотлетнего периода требует какого-то истолкования.

В довершении ко всем имеющимся объяснениям мне представляется интересным связать срок угнетения сынов Израиля со сроком их пребывания в пустыне. Действительно, может ли быть случайным, что согласно прямым высказываниям Торы, еврейский народ сорок лет скитался по пустыне («Дварим» 1:1-3), а этому периоду предшествовал четырехсотлетний период «египетского плена»?

Итак, Тора указывает два сопряженных исторических периода, продолжительность первого из которых (400) в десять раз превышает продолжительность второго (40). Невольно возникает вопрос: а как развивались события в дальнейшем? Нет ли у этой истории какого-то «логарифмического» продолжения?

На первый взгляд оно не просматривается. От начала завоеваний до смерти Йеошуа Бин Нуна походит 28 лет. Далее начинается эпоха судий, продолжавшаяся до разрушения Мишкана в Шило, то есть 354 года. Дальше идут цари. «Система» как будто не улавливается. Однако она явно проступает в сроках, которые опять же указывает само Священное Писание. Так в 1 книге Малахим имеются слова, расставляющие все по своим местам, причем расставляют самым неожиданным образом: «И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шломо над Израилем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Господу» (6:1).

Четыреста восьмидесятый год от исхода - это четыреста сороковой от начала завоевания Эрец Кнаан, продолжавшегося семь лет.

Писание прямым образом указывает на 400 лет плена и на 40 лет скитаний, после которых начался период «вхождения» и от этой же точки проходит ровно те же 440 лет до строительства Храма.

Иными словами, от завета между рассеченными частями жертвенных животных до «вхождения» прошло 440 лет, а от «вхождения» до начала строительства Храма также прошло 440 лет. Не вникая в детали, какое событие происходило в начале эпохи судий (в любом случае это был период правления первого судьи Отниэля, сына Кеназа, младшего брата Калэйва», под которым «покоилась земля сорок лет» (3:9-11).), мы вправе отметить наличие следующего ряда: -400:- 40: 0: +40: +400.

Между тем завоевание Эрец Канаан под предводительством Йошуа Бин Нуна, как это сообщается в «Седер Олам Раба» (1) продолжалось семь лет, и строительство Храма также продолжалось семь лет («В четвертый год, в месяц Зив, положил он основание дому Господню. А в одиннадцатый год, в месяц Булл, – это месяц восьмой, – он окончил дом со всеми принадлежностями его и со всем, что для него следует; и строил он его семь лет». (6:38) Иными словами, от конца завоевания, до конца строительства Храма прошли те же 440 лет, что от начала завоевания до начала строительства.

Тогда наш ряд можно представить двумя способами, а именно как простую последовательность периодов: 400: 40: 7: 40: 400. И как два временных поля симметрично стягивающихся к растянувшейся на семь лет точке завоевания: - 400: - 40: [7]: + 40: + 400.

Между тем поскольку в еврейской традиции принято считать только полные годы, то за выражением «семь лет» - с математической точки зрения с равной вероятностью может стоять как 7, так и 8. Это выражение справедливо и в отношении семи лет и трех дней, и в отношении восьми лет без двух дней. И если в отношении 400, и даже 40 лет несколькими месяцами можно пренебречь, то для числа семь это уже некоторая величина, способная в половине случаев сделать его скорее восемью, чем семью.

Иными словами, с математической точки зрения мы вправе понять выражение «семь (полных) лет завоевания земли Кнаан» как и «восемь (неполных)». А в этом случае, разделив период завоевания пополам, мы получим следующий ряд: -400:- 40: -4: 0: +4: +40: +400 (если считать не до начала, а до конца строительства Храма)

Я не располагаю точной хронологией завоевания Кнаана Йеошуа Бин Нуном, и могу лишь гадать, какое событие имело место в сердцевине этого периода. Однако при этом мне особенно вспоминается следующая картина: «И воспел Йеошуа; перед Господом в тот день, в который предал Господь эморейца сынам Израиля, и сказал пред глазами Израиля: солнце, у Гивона стой, и луна – у долины Аялон! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим. Это ведь написано в Книге Праведных («Сефер Аяшар»). И остановилось солнце среди неба, и не спешило к заходу почти целый день! И не было такого дня ни прежде, ни после него, чтобы слушал Господь голос человека, ибо Господь сражался за Израиль» (10:12-14).

Итак, «исполнился грех эморейца» (Берешит 15:16) и «предал Господь эморейца сынам Израиля» (Йеошуа 10:12). Но при этом, как мы видим, совершался какой-то духовный исторический процесс, наделенный своей периодичностью, и потому в своем эпицентре отмеченный удивительными «играми времени». Похоже, что в долине Аялон в ту историческую точку время текло иначе, чем во всем остальном мире, как это и разъяснил Магараль в «Гвурат Ашем»: «Для Йеошуа и для Израиля солнцестояние действительно имело место, но для остального мира – нет».

На языке современной науки такое пространственно-временное завихрение именуется сингулярностью. Сегодня, наблюдая за темпами нарастания технологического прогресса, многие футурологи говорят о каком-то взрыве, о какой-то полной эволюционной рекогносцировке, за которой уже ничего не просматривается. Причем за прогнозами стоят точные формулы.

Технологическая сингулярность

В самом деле, биологическая эволюция на нашей планете продолжается миллиарды лет, человеческий вид развивается сотни тысячелетий, однако на наличие прогресса люди обратили внимание только три века назад, и лишь сто лет назад приметили, что скорость этого прогресса постоянно ускоряется. Американский историк Генри Адамс (1838-1918) был первым, кто попытался рассчитать наблюдаемый процесс: в работах «Закон ускорения» (1904) и «Закон фазового перехода применительно к истории» (1909) он прогнозировал, что между 1921 и 2025 годами произойдет фазовый переход в соотношениях между человечеством и технологиями. Он предположил, что ускорение прогресса идет в геометрической прогрессии, что каждый последующий период по продолжительности представляет собой квадратный корень от предыдущего периода. За «религиозным периодом» в 90000 лет, по его мнению, следует «механический период», продолжавшийся всего 300 лет, за ним наступает 17-тилетний «электрический период», за которым следует «эфирный период» продолжительностью в 4 года. Затем, по мнению Адамса, все должно стабилизироваться.

Любопытно, что и многие другие расчеты современных футурологов, прогнозирующих одновременный прорыв в самых разных областях науки и техники, также говорят о 2020-2030 годах как о загадочной точке «сингулярности».

Так, Вернон Виндж, первый использовавший этот термин, писал в 1993 году: «В течение ближайших тридцати лет у нас появится техническая возможность создать сверхчеловеческий интеллект. Вскоре после этого человеческая эпоха будет завершена». Майкл Диринг в книге «Рассвет сингулярности» пишет: «Что-то такое удивительное, такое невероятное, что-то абсолютно беспрецедентное в истории должно случиться - Сингулярность. Три Сингулярные технологии, такие как нанотехнология, сверхчеловеческий искусственный интеллект (СИИ) и молекулярная биотехнология, превратят наш мир в рай, если только мы сумеем избежать беспрецедентных опасностей, таящихся в самих же этих технологиях, а именно - биоинженерные супервирусы, вооружения в виде самореплицирующихся нанороботов, недружественные сверхразумные машины и наибольшая опасность из всех - склонность к неограниченному бездумному самоудовлетворению, зацикливанию на кайфомании». По расчетам Диринга, «сингулярность» наступит уже в 2020 году.

Ури Шахар в романе «Мессианский квадрат» показывает, что нарастание темпов биологической эволюции, приводящей к прогрессивному наращиванию степеней свободы живой материи, и сменившего ее (эволюцию) технического прогресса, имеет логарифмический характер, причем пределом выступает «точка омега», затаившаяся где-то между 2030 и 2300 годами.

В книге приводятся следующие наглядные узловые точки: после образования первых аэробных организмов потребовалось 2,5 миллиарда лет, чтобы появились первые теплокровные животные. С этого момента до появления человекообразных обезьян прошло 250 миллионов лет, через 25 миллионов лет после этого появляется Homo habilis -- человек умелый, первое существо, изготовлявшее каменные орудия, а через 2.5 миллионов лет после него возникает, наконец, Homo sapiens.

Подобную логарифмическую зависимость автор обнаруживает и в отношении технического прогресса. Так, обретя речь, научившись использовать огонь и изготовлять примитивные каменные орудия, человек на протяжении миллиона лет не совершал никаких дальнейших прорывов. Но в последующие сто тысяч лет появляются первые признаки того, что можно назвать культом, или культурой, то есть появляются изображения, захоронения, человек научается добывать огонь. В последующие десять тысяч лет был совершен главный цивилизационный прорыв: началось земледелие, приручение животных, мореплавание, гончарное дело, позднее были изобретены календари и письменность. Но самое любопытное - это, конечно же, третья, вторая и первая степени прогресса, то есть последнее тысячелетие, последнее столетие, последнее десятилетие, и, наконец, последний год - «точка омега», которая может наступить уже в 2030 году! Что ждет нас на дне этой загадочной воронки?

Возможно, что и ничего особенного. Может быть, как и в случае, с уже однажды имевшей место сингулярностью времен завоевания Кнаана (также логарифмического характера), процесс станет в тех же темпах замедляться, в каких прежде ускорялся? Может быть, через пару миллиардов лет наука будет развиваться также медленно, как когда-то медленно эволюционировал планктон?


К содержанию


Время зажигания
субботних свечей

21/10/2017

Начало Исход
Иерусалим 17:26 18:37
Тель-Авив 17:40 18:39
Беэр-Шева 17:44 18:40
Хайфа 17:31 18:38

Недельная глава Ноах









© Netzah.org