Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Толдот"

ТЕОЛОГИЯ БЛИЗНЕЦОВ («Толдот» 5764)

Этика великого

В недельной главе «Толдот» описывается история конфликта между братьями близнецами Иаковом и Эсавом, конфликта, начавшегося еще в утробе: «И молился Ицхак Господу о жене своей, потому что она была бездетна, и Господь выполнил просьбу его, и зачала Ривка, жена его. И толкались сыновья в утробе, и она сказала: если так, то зачем же я? И сказал Господь ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся и народ от народа крепнуть будет, и больший будет служить младшему. И настало время ей родить: и вот, близнецы во чреве ее. И вышел первый: красный, весь как плащ волосатый; и нарекли ему имя Эсав. А потом вышел брат его, держась рукою за пяту Эсава, и наречено ему имя Иаков» (Брешит 25.21-26).

Обычно это описание трактуется в том смысле, что в результате внутриутробного единоборства победил Эсав. Но может быть Иаков просто деликатно пропустил более настырного? Может быть, он решил, что впоследствии наверстает упущенное, и сказал в утробе то же, что сказал позднее при встрече с Эсавом после возвращения из Месопотамии: «Да пройдет господин мой впереди раба своего» (33.14)

Возможно, по этим словам, сказанным в недельном чтении «Ваишлах», мы можем лучше понять, что происходило в ходе внутриутробной схватки. Да и вообще все, что происходило с братьями впоследствии.

В самом деле, распространение христианства по всему миру выглядит точно таким же вежливым маневром: «Да пройдет господин мой впереди раба своего». Иудаизм отказался от прозелитизма в тот самый период, когда христианство увидело в нем свою главную миссию: «идите, научите все народы».

Рамбам говорил, что у христианства и ислама имеется своя положительная сторона: они распространяют в мире весть о Мессии, и когда он придет, то народы будут в принципе знать о ком идет речь, и смогут его принять.

Об исламе отдельный разговор, он к отношениям между Иаковом и Эсавом прямого отношения не имеет. При этом мы ясно видим, что именно Эсав распространил по всей Экумене Священное Писание, что именно он понес в массы весть о Мессии. Но придет момент, когда Иаков выйдет из тени «и в те дни схватятся десять человек из всех разноязычных народов и держаться будут за полу иудея, говоря: пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Бог» (Захар 8.23)

Такова этика великого - больший пропускает меньшего. Однако здесь важно понимать, что если это пророчество сбудется, если значение иудаизма будет благодаря христианству оценено, то иудеям не следует впадать в детскую болезнь самого христианства и видеть в Новом Завете «детоводителя» к Ветхому.

Все мы с заслуженным подозрением относимся к теологии «пустой оболочки», которую, в частности, проповедует Борис Пастернак в своем «Докторе Живаго» относительно евреев. Евреи, по его словам, проглядели чудо Евангелия и оказались «пустой оболочкой этого чуда, им однажды сброшенной».

Если Эсвав в культурной и религиозной сфере когда-нибудь открыто признает первородство Иакова, то это не значит, что он лишится своего второго места, что его христианство и его культура – окажутся «пустыми оболочками». Напротив, смысл этой культуры в тот момент как раз впервые раскроется. Как говорил Жак Дерида, без второго не может быть первого.

Да, первое не может быть без второго, как второе не может быть без первого. Иными словами, в определенном аспекте важно не то, кто оказался «первым», а то, что братьев именно двое. Достаточно вспомнить, что сама Тора продолжает именовать Иакова «младшим сыном» уже после продажи первородства и кражи благословений: «И пересказаны были Ривке слова Эсава, старшего сына ее, и она послала и призвала Иакова, младшего сына своего, и сказала ему: вот Эсав, брат твой, тешится о тебе намерением убить тебя» (27.41-42)

Итак, то, что в корне избрания находятся близнецы, несопоставимо важнее того, кто из них родился раньше; кто из них первый, а кто второй («Как, и там будут первые и вторые?!» - восклицает Лев Шестов по поводу известной евангельской притчи).

В Зохаре говорится: «Поскольку Иаков близнец Эсава, Тора была дана в месяце, знак которого Близнецы». Иными словами Зохар признает, что Тора дана в связи с расщепленностью завета на два народа, ориентируется на эту раздвоенность.

Как поясняют комментаторы, Тора начинается с буквы «Бет» (числовое значение которой два) намекая на фундаментальность принципа парности. Как сама Тора была дана на двух скрижалях, так и дана она двум народам, один из которых произошел от Иакова, а второй от Эсава.

Мы часто слышим о том, что Всевышний обошел все народы, но только Иаков согласился принять Тору. Но так получилось только в аспекте соблюдения 613 заповедей. В том, что касается соблюдения семи заповедей Ноаха (плюс), то фактически Тора оказалась принята так же и Эсавом. Действительно, не считая 613 заповедей (и Устную Тору) хоть сколько-нибудь для себя осмысленными, христианские народы считают саму Тору своей священной книгой.

Близнецы зеркальны, они подразумевают друг друга и немыслимы друг без друга. Так р.Матитьягу Глазерсон в книге «Еврейская астрология» пишет: «То, что Иаков и Эсав – близнецы, привлекает внимание к истории о том, как Иаков получил благословение первенца. Благодаря этому не только он сам, но и его брат Эсав, как близнец, достиг целостности в служении Господу»

Символичный символ

Помнится, вскоре после крушения Международного Торгового Центра, к своей досаде, я столкнулся среди некоторых ортодоксальных евреев с такой же реакцией на это событие, которая была общей для мусульман. В крушении «символа» «правоверные» увидели крушение ненавистной буржуазной цивилизации, увидели падение последней сверхдержавы, представительствующей за Эсава

У Эсава много аспектов. Вечен и непреходящ его высокомерно-рационалистический антисемитизм, который сегодня ясно опознается в риторике и действиях европейских политиков, общественных деятелей, да и простого народа, 59 процентов которого (согласно опросу Евросоюза) видят в Израиле большую угрозу человечеству, нежели в Иране и Северной Корее, не говоря уже о исламизированных «международных организациях».

Но не менее явен миру и другой лик Эсава, вполне Израилю союзный. Выбрав своей целью Нью-Йорк, Бин-Ладен мог бы направить захваченные самолеты и по зданию нью-йорской штаб-квартиры ООН, организации, задачей которой вроде бы должна быть «глобализация» мира. Но он так не поступил, ООН – это только личина «глобализации», это ублюдок идеи всемирной республики. Истинным детищем идеи всемирной республики является только «американский империализм». Похоже, что в политическом отношении ничего лучше Нового Света европейская цивилизация предложить не смогла.

Итак, ООН – это истинный Вавилон наших дней, с которым ислам находится в тесном союзе (по крайней мере, до тех пор пока эта организация не прекратит покорно проводить его политическую волю). Поэтому Бин-Ладен не видел в штаб-квартире ООН свою цель.

Что же он видел своей целью? Международный Торговый Центр. В нем Бин-Ладен усмотрел ненавистный Символ Нового Света. Но символ и впрямь оказался весьма символичным – Близнецы.

Действительно, ведь если уже говорить о «символах», то наверно не случайно и то, что в качестве «символа» буржуазной иудео-христианской цивилизации выступили именно «Близнецы».

После 11 сентября 2001 года само слово «близнецы» ассоциируются со зданиями Всемирного Торгового Центра так же доминантно, как слово «любовь» ассоциируется со словом «единственная». Поэтому теперь, после того как они были разрушены рукою исламского экстремизма, мы просто не можем не увидеть в связи с этим символом образы Иакова и Эсава, в сегодняшнем их противостоянии исламу.

Сегодня задним числом мы понимаем, «Близнецы» символизировали торжество и мировое господство иудео-христианской цивилизации.

Если бы дело шло о другой цивилизации, то возможно разрушение ее символа и впрямь бы ее подорвало, но здесь другой случай. Иудаизм верит: все империи восходят и падают, но империя Эсава достоит до последних времен.

Что бы американцы ни решили воздвигнуть на месте рухнувших небоскребов, мемориал или два новых здания, сути это не меняет. Своим ударом Бин-Ладен только напомнил о глубинном смысле этой цивилизации, но он не разрушит ее.


К содержанию









© Netzah.org