Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Вайеце"

ЦАРСТВО СВЯЩЕННИКОВ ("Вайеце" 5770 - 26.11.2009)

В отличие от профессоров Канта и Осипова, сильно превосходивших Иисуса «в общекультурном, философском и научном развитии», сам Иисус не мог себе вообразить, будто бы Всевышний лукавил на горе Синай, диктуя Моше слова: "Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым".

Избрание Израиля

В недельной главе «Вайеце» Йаков, укладываясь спать на земле и подложив под голову камень, становится свидетелем удивительного явления: «И вот, Господь стоит при нем и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные» (28:13-14). Как известно, христианская традиция понимает эти слова «духовно», а именно в том смысле, что от Иакова произойдет Мессия, спаситель всего человечества, которого все прочие потомки этого патриарха (за исключением «остатка» (Рим. 11:2-5) – предали смерти и отвергли. Что же касается обетования какой-то там земли, на которой лежал Иаков, его потомкам, то эти глупости недостойны Творца мира и к этому обетованию и вовсе не нужно относиться всерьез. В данном случае христианская «концепция» с особым рвением борется с буквальным смыслом Писания, гласящим, что именно в избрании отдельного народа благословляется все прочее человечество.

Такова воля Всевышнего: избрать Себе отдельный народ, чтобы на все времена сделать его царством священников, проживающих на обетованной им земле. Казалось бы, что может проще, чем попытаться благоговейно проникнуть в идею Создателя, как Он ее сам предложил. Но «классические» христиане на все лады «перетолковывают духовно» аутентичный замысел Всевышнего, объявляя его идеей интеллектуально косной и божественной мудрости неприличествующей. «Концепция» убеждает их, что в пункте «избрания», более чем в любом другом пункте, Христос "упразднил закон" (Ефес 2:15).

То, что христианский антисемитизм держится именно за счет «концепции», за счет "общих соображений", являющихся не более чем предрассудком, особенно ярко видно на примере просветителей: «Тот, кто начинает с того, что выбирает себе один народ и отворачивается от всего остального рода человеческого, не есть общий отец человечества», - утверждает Руссо. Ему вторит Кант: «оно (еврейство) отказало всему роду человеческому в общении, считая себя особым народом – избранным Богом, народом, который ненавидел все прочие народы и потому был ненавидим каждым из них».

В задачу этой статьи не входит отрицание христианства, то есть опровержение собственно христианской концепции в тех пунктах, в которых она "варится в собственном соку". Многочисленные исследователи и даже многие христиане признают, что исторический Иисус не воображал себя самим Божеством («одним из лиц») и, разумеется, не исповедовал учение о боговоплощении. Но во-первых, поскольку общественная потребность в таком именно учении имелась, то его возникновение нельзя признать случайным и «ошибочным» в обыденном значении этого слова. А во-вторых, эти догматы по меньшей мере нейтральны по отношению к разбираемой здесь концепции "дегенеративности" ветхого завета, а по большей мере даже работают на него. В самом деле, ведь если, как утверждают христиане, Иисус Христос – это сам Бог, то значит тот подчиненный галахе образ жизни, который он вел, является эталонным образом жизни! Ведь Бог не станет прикидываться и выполнять условный «рабский» закон, лишенный вечного смысла, только из дидактических соображений, ради презренного «детоводительства». Некоторые христиане признают это. Так протестантский автор И.Чекалов в статье «Этика ветхого завета в свете нового завета» (http://rusbaptist.stunda.org/dop/etica-vz-nz.htm) призывает не «забывать, что Ветхий Завет был Священным Писанием нашего Спасителя, Который утвердил Его Своим авторитетом».

Св. Писание заведомо не теологический текст. Никейский символ веры и прочие положения христианской «концепции» в строгом смысле слова не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты Св.Писанием, а потому и полемизировать с ними представляется совершенно излишним. Однако в том пункте, где «концепция» начинает перекраивать прямой смысл Писания, где она берется судить о «ветхом завете» и тем более об иудаизме, она заслуживает самой серьезной критики. В конце концов эта критика находится также и в интересах церкви: оговаривая «ветхий завет», она может заронить в умах тех своих чад, которые прослышали об иудаизме из первых рук, подозрение в том, что церковная «концепция» ложна во всех отношениях. Итак, в интересах всех сторон дезавуировать вековые предрассудки христианской догматики в том, что касается иудаизма. Попытаемся же этим заняться.

«Религиозный фактор»

В книге проф. Осипова «Путь разума в поисках истины», «рекомендуемой Учебным Комитетом при Священном Синоде Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия по Апологетике для духовных школ», относительно избрания мы читаем: «Что означало богоизбранничество еврейского народа, какую оно имело цель? Понимание его также было глубоко искажено в еврейском народе. Поскольку самое важное - обусловленность избранничества верностью Богу в вере и нравственной жизни - было, фактически, полностью игнорировано. Весь акцент сделан на этнической принадлежности. Отсюда убеждение в вечной неотъемлемости избранничества, утверждение национальной исключительности евреев, их превосходства над всеми другими народами. Естественно, что подобная идея не может не импонировать эгоистическому сознанию человека, и потому она пустила глубокие корни в иудаизме. В действительности же, в общекультурном, философском, научном развитии, как свидетельствует история, евреи стояли существенно ниже многих окружающих народов (Египта, Вавилона, Греции, Индии), и избрание еврейского народа было строго обусловлено важнейшим религиозным фактором: "Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым"" - Исход 23; 22).

Все именно так! Избрание еврейского народа, его царственное священство определено «религиозным фактором», то есть волей самого Всевышнего, Его словом, которое проф. Осипов решился привести только потому, что ни во что его не ставит. Проф. Осипов верно подметил и другое: иудеи, включая Иисуса из Назарета и его ближайших учеников, действительно очень отставали в общекультурном развитии. Они были сильны не «общей культурой», а как раз своим «ветхозаветным» импульсом, в том числе глубоким знанием столь вздорных для профессоров пророческих текстов.

Понимание цели избрания еврейского народа было «глубоко искажено» уже у самого Иисуса из Назарета, который говорил: “Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” (Мф, 5:18). А в своем описании “кончины века” (Мф, 24:20) Иисус и вовсе заявил: “Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимой или в субботу”. Из этих слов явствует, что, во-первых, Иисус находил нарушение субботы чем-то крайне нежелательным даже под угрозой смерти, а во-вторых, предполагал, что евреи будут соблюдать ее до “кончины века”. В отличие от профессоров Канта и Осипова, сильно превосходивших его «в общекультурном, философском и научном развитии», Иисус не мог себе вообразить, будто бы Всевышний лукавил на горе Синай, диктуя Моше слова: "Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым". Это видно хотя бы уже из того, что при всем страстном желании евангелистов уловить своего Учителя на нарушении какой-либо заповеди (прежде всего нарушения субботы), чтобы противопоставить «новое» «ветхому», им это ни разу не удалось. Многочисленные как христианские, так и еврейские исследователи показывают, что Евангелия не приводят ни одного случая нарушения законов Торы Иисусом. Даже оправдание учеников, срывавших в субботу колосья, находит себе параллель в Гемаре (см Шабат 128.а). И это при всем том, что евангелистам представлялось чрезвычайно важным показать, что Иисус находился в конфликте с “книжниками и фарисеями” по причине пренебрежения Законом.

Приведенный пассаж из книги проф.Осипова уместно сопроводить следующими словами Шестова из его книги «Афины и Иерусалим»: «Может быть, наконец отвернутся от метода «естественного» понимания и объяснения жизни. Может быть, вдруг всех осенит старое воспоминание, и из тайников человеческих душ вновь вырвется древнее, но все еще живое – «из глубины воззвал к Тебе, Господи». И тогда постигнут как «самоочевидную истину», что история вовсе не есть саморазвитие «идеи». Что Иудея не была моментом процесса развития, как думал Гегель, что греки не владели полнотой истины и что современная Германия не завершила того, что началось в древнем мире. В самой невежественной стране древнего мира знали больше, чем в самых культурных странах нового мира. Знали, к примеру, что Бог если не завистлив, то ревнив и отнюдь не склонен разрешать – по крайней мере до времени – первому встречному, хотя бы и ученому, проникать в Его тайны».


К содержанию









© Netzah.org