Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ |
В недельной главе "Вайеце" Всевышний обращается к Иакову с такими словами: "Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные." (28:12-14)
Итак, в первом Своем откровении Иакову Всевышний поведал ему одновременно как об избрании его потомков, так и о благословении через это избрание всего человечества. Израиль – это священник и свидетель Пресвятого, он немыслим без сопровождающей его свиты народов, имеющих также и свое собственное предназначение. Поэтому иудеям так важно признание их религии "земными племенами", поэтому так страшатся они скомпрометировать свою веру в глазах инородцев. Русский философ Владимир Соловьев, вынесший об иудаизме именно положительное впечатление, в своей статье "Талмуд и новейшая полемическая литература о нем" приводит следующие примеры такой ревности: "Делать добрые дела, чтобы ими прославлялась истинная вера, делать больше, чем предписывает формальный закон, делать добро не из страха и не для своей чести, а для славы Бога Израилева, — вот что значит святить имя. Ученики рабби Симона бен-Шетаха, рассказывается в иерусалимском Талмуде, купили ему осла у одного сарацина. На сбруе животного оказалась драгоценная жемчужина. «Знает ли об этом продавший?» — спросил рабби. — «Нет», — отвечали ученики. — «Так идите скорее и возвратите ему сокровище». Когда это исполнили, сарацин воскликнул: «Слава Богу иудеев!» Это восклицание язычника, — замечается при этом в Талмуде, — было для рабби Симона дороже всех сокровищ в мире".
Но как нет для иудея большего сокровища, чем прославление Торы в устах инородца, так нет для него и большего бесчестия, чем ее поругание и оклеветание устами еврея. Явление, к сожалению, имеющее место. Что поделать, но еврейская "ненависть к себе" - явление куда более распространенное, чем пресловутая "еврейская ксенофобия". Не так давно в представительном русскоязычном израильском сайте MIG-news в отделе "Еврейский журнал" (http://mignews.blogspot.com/2008/06/blog-post_07.html), между статьей бывшего главного раввина Израиля рава Лау, посвященной празднику Шавуот, и статьей об использовании чеснока в еврейской кухне была размещена статья Исраэля Шамира, служащая предисловием к некоему "резюме" по вопросу еврейского отношения к гоям, составленному, как выразился Шамир, "группой израильских религиозных евреев, молодых раввинов и “семинаристов” — йешиботников, решивших сказать всю правду на эту тему"
Всей правды этот обзор явно не содержит (хотя местами он и более сбалансирован, чем аналогичный опус "Тяжесть трех тысячелетий" Исраэля Шахака). Впрочем, MIG-news "резюме молодых раввинов" своим читателям не предложил и не о нем пойдет речь. Шамир же в следующих словах заклеймил "еврейскую ксенофобию": "Совершенно бессмысленно ориентироваться исключительно на «ортодоксальную практику» – хотя бы потому, что она составляет лишь ничтожную часть галахической картины, не позволяет проанализировать собственный идеологический фундамент, наконец, потому что она неоднозначна в куда большей степени, чем стоящая за ней идеология. В конце концов, если мы сведем Галаху к поступкам ортодоксального еврея, к его действиям в непосредственной близости от нееврея, сразу окажется, что она, в сущности, не так уж плоха. Какое нам, в сущности, дело до того, что еврей полагает нееврея более низким существом, чем собака, если из страха, как бы чего не вышло, многочисленные постановления разрешают лечить нееврея, принимать его на работу и даже честно возвращать ему сдачу! Настоящий характер еврейской ксенофобии вскрывается лишь при обращении к теоретической Галахе, к ее нетерминальным элементам – но в таком случае было бы просто нелепо отказаться от рассмотрения отношения еврейско-нееврейских отношений в их кажущейся пестроте, находящей свое выражение, в первую очередь, в различных высказанных на эту тему галахических и агадических «мнениях». По-настоящему интересным, просто потрясающим является то обстоятельство, что именно сумма множества «мнений», непременно включая «мнения» человеколюбивые, и демонстрирует во всей красе и во всей полноте истинный характер еврейской ортодоксальной ксенофобии. В том, что до окончательных выводов, тут нет и не может быть сомнений – они являются совершенно уничтожающими. Иудаизм – действительно малоприятное учение с расистской подоплекой, отвергающее универсальные ценности и классический гуманизм, не считающее неевреев полноценными людьми и готовящее им малоприятное будущее".
Как мы видим, признавая наличие в иудаизме "человеколюбивых мнений", Шамир не дает себя "запутать" и заранее держит в уме общую "сумму", согласно которой основой иудаизма является "еврейская ксенофобия". Оппонентам уже можно не трудиться. Им уже нет нужды доказывать, что смыслом в иудаизме обладает именно "терминальная галаха", а вовсе не какие-то "нетерминальные элементы", им нет нужды выбирать из "пестрого" еврейского наследия уважительные по отношению к народам высказывания. Итог в глазах Шамира заранее предопределен, и он для иудаизма выглядит "уничтожающим".
Шамир – случай саморазоблачительный, и мне бы не пришло в голову с ним полемизировать, если бы я не натолкнулся на его публикацию в MIG-news, сам факт которой означает определенную легитимацию. Попускать такое нельзя. Но кроме того, некоторые фрагменты шамировского вранья дают повод обсудить по-настоящему не вполне ясный вопросы: Какие различия, действительно, усматривает иудаизм между евреями и прочими сынами Адама, и, главное, как это различие выглядит на фоне тех различий, которые делают между своими приверженцами и инаковерующими другие религии?
Пестрота и простота
Для начала заметим, что "пестрота" высказываний действительно ничего ровно не говорит об их обязательности и значимости. Разные высказывания – в зависимости от своего источника - весят совершенно по-разному. Показательными и значимыми можно признавать лишь те мнения, которые принадлежат к mainstream. А тут Шамир как раз явно передернул, приписав основным представителям иудаизма заведомо маргинальные взгляды.
Иудаизм, как практическая религия, основывается на диспутах законоучителей, приводимых в Гемаре, выводы которых последующими поколениями не оспариваются. Гемара считает, что языческие народы живут в мире с извращенными духовными ценностями, и потому "все справедливые и милосердные деяния идолослужителей совершаются лишь из тщеславия" (Бава батра 10.б). Но в то же время Гемара, во-первых, признает, что это не является абсолютным препятствием для встречи нееврея с Богом ("праведники народов мира имеют удел в мире грядущем" (Тосефта Сангедрин 13.1), а во-вторых, что в основе своей все люди равны: "Человек был создан единственным, чтобы никто не мог сказать, мой отец больше твоего" (Сангедрин 37.а). Не существует ортодоксальных иудеев, которые бы взялись оспаривать эти общепризнанные положения. Разобраться в этом вопросе очень просто: все "пестрые" высказывания иного рода обязаны либо привести себя в соответствие с этими "одноцветными", либо – если это не получается – должны быть признаны не соответствующими еврейской традиции.
Шамир, как мы помним, заявляет, что "еврей полагает нееврея более низким существом, чем собака". Не думаю, что в подтверждение этого тезиса Шамир способен привести хотя бы один традиционный еврейский источник, но допускаю, что он позволил себе таким образом перетолковать какое-либо темное высказывание, типа того, что сделал в "Тании" рабби Шнеура Залмана из Ляд, основатель движения ХАБАД (которое, кстати, по ряду параметров никак нельзя отнести в mainstream): "у каждого еврея, как праведника, так и грешника, есть две души, как сказано: "И души Я сотворил", что означает две души. Одна из них связана со стороной мира, называемой "клипа" и "ситра ахара"… От нее происходят также и те добрые свойства, которые от природы присущи каждому еврею, такие, как сострадание и помощь ближнему… Однако души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых "клипот", в которых нет добра совершенно, как сказано в книге "Эц хаим", врата 49, глава 3: "И все добро, что творят язычники, творят они лишь ради себя". И как комментирует Гемара выражение "Милосердие народов – грех": "Все справедливые и милосердные деяния идолослужителей совершаются лишь из тщеславия и т. д.". (Тания гл1)
Между тем слова эти выглядят совершенно иначе, если их рассмотреть как в контексте других (причем более представительных, чем "Тания") иудейских источников, так и в контексте аналогичных христианских представлений. Эти сопоставления я попытаюсь произвести в следующей статье. Пока же замечу следующее: даже не зная, как сами хабадники примиряют этот взгляд с приведенными выше талмудическими изречениями, можно быть уверенным, что они это прекрасно делают. Об этом красноречиво свидетельствует уже одно то обстоятельство, что ХАБАД является одним из самых деятельных "спонсоров" движения ноахитов, то есть общины тех неевреев, которые, желая оставаться неевреями, в то же время хотят жить в соответствии с требованиями, предъявляемыми им законами Торы.