Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Ваишлах"

ЕВРЕЙСКАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ («Ваишлах» 5767 - 07.12.2006)

За множеством общественных и религиозных начинаний стоят идеалисты, порывы и методы которых чисты и безупречны, все они высвобождают какую-то искру, привнося в мир еще один луч Божественного света. Но вскоре вокруг них появляются «секретари» и «последователи», возникает «структура», дело ставится на широкую ногу... и мы сталкиваемся с новой крепкой «клипой».

Смерть працарей

В недельном чтении «Ваишлах» имеется целая (36-я) глава, полностью посвященная родословной старейшин и царей Эдома, то есть потомков Эсава. Приведем несколько фрагментов из этой главы: «Вот родословная Эсава, он же Эдом. Эсав взял своих жен из дочерей Кынаанских... И поселился Эсав на горе Сэир; Эсав, он же Эдом.... И вот цари, царствовавшие в земле Эдома прежде царствования царя у сынов Исраэйлевых: И царствовал в Эдоме Бэла, сын Бэора, а имя городу его Динава. И умер Бэла, и воцарился вместо него Йовав, сын Зэраха, из Боцры. И умер Йовав, и воцарился вместо него Хушам из земли Тэйманейцев. И умер Хушам, и воцарился вместо него Адад.... И умер Адад, и воцарился вместо него Самла из Масрэйки. И умер Самла, и воцарился вместо него Шаул из Реховота Наречного. И умер Шаул, и воцарился вместо него Баал-Ханан, сын Ахбора. И умер Баал-Ханан, сын Ахбора, и воцарился вместо него Адар... Вот старейшины Эдомейские по их селениям в земле владения их. Вот Эсав, отец Эдомеев». (36:1-43).

Зачем Тора уделяет так много внимания родословной Эдомских царей? Кому и для чего нужны эти сведения? Рамбам в комментарии к Мишне Хелек говорит о ценностном изоморфизме всех фрагментов Торы: «Тора дана с небес... И нет никакой разницы между словами: «А сыны Хама: Куш, и Мицраим, и Пут, и Кнаан» (Бреш 10:6), «А имя жены его Мейтавейл» (Бреш 36:39), «А Тимна была наложницей Элифаза, сына Эсава» (Бреш 36:12) - с одной стороны, и словами: «Я Господь Бог твой» (Шмот 20:2) и «Слушай Израиль. Господь Бог наш, Господь Един» (Дварим 6:4) – с другой. Ибо все эти слова – от Вседержителя мира, все они - Тора Господня, цельная, чистая, святая, истинная».

Между тем пасуки, приведенные Рамбамом в качестве «маловажных», исходно как раз котируются в еврейской традиции как весьма выдающиеся. В самом деле, ведь эти «внешние» на первый взгляд родословные традиционно представляются... родословными злых сил. Так, хананеи, произошедшие от Хама и завладевшие Эрец Исраэль, представляются самыми растленными народами, среди прочего широко практиковавшими человеческие жертвоприношения. Но в еще большей мере к генеалогии зла причастна именно родословная Эсава. И дело не только в том, что от «Тимны бывшей наложницей Элифаза, сына Эсава» родился величайший враг Израиля - Амалек. Вся родословная потомков Эсава, приведенная в недельной главе «Ваишлах», признается своеобразным трактатом по демонологии.

Впрочем, исходно этот отрывок трактуется шире, а именно как описание мира голого суда, голого закона, мира, который не может устоять и невольно разрушается. Этому соответствуют скупые слова Торы о том, что «вот цари, царствовавшие в земле Эдома прежде царствования царя у сынов Израилевых». Действительно, именно на этот отрывок опирается предание, говорящее о том, что Всевышний созидал и разрушал миры. Согласно Мидрашу, первоначально Всевышний создал мир, держащийся лишь на одном порядке, на одном суде. Но мир такой не мог устоять и разрушился. И тогда Всевышний добавил милосердие. Между судом и милостью установилось равновесие, на котором и держится нынешний мир.

В общепринятой, так называемой «лурианской» каббале «смерть працарей» трактуется как судороги рождения нового мира. При этом сам мидрашистский образ «созидания и разрушения миров» Ицхак Луриа (Аризаль) представил как «сокрушение сосудов» - «швират келим». Согласно этой концепции, напор Божественного света разрушил те десять сосудов (сфирот), которые были созданы для его оформления и удержания. В результате этой катастрофы искры («ницоцот») Божественного света перемешались с осколками сосуда, с так называемыми «скорлупами» - «клипот». Весь многообразный человеческий мир представляет собой разнообразные сочетания различных искр Божественного света с покрывающими их скорлупами, в том числе скорлупами национальных культур. Тем самым это учение на столетия предвосхитило модернистский тезис об осмысленности всех религий и культур. «Искры» Божественного света присутствуют во всех народах, и задача иудеев очистить их от скорлуп и собрать все вместе к их истоку. При этом важно понимать, что скорлупа – эта некая теневая омертвевшая форма, не просто скрывающая хранящуюся в ней искру, но полностью извращающая ее смысл, перерождающая Божественный план в его противоположность.

Хасиды сатаны

Эта отвлеченная, на первый взгляд, идея может быть достаточно наглядно представлена целым рядом явлений, например, историей политических партий и движений. Как, например, далеки современный Ликуд от Жаботинского, а партия Труда от Бен-Гуриона. Искры, привнесенные этими людьми в мир, сияют как и прежде, но, пожалуй, менее всего в порожденных ими политических организациях. Однако эта порча преследует детища не только политических, но и любых других харизматических лидеров. За множеством общественных и религиозных начинаний стоят идеалисты, порывы и методы которых чисты и безупречны, все они высвобождают какую-то искру, привнося в мир еще один луч Божественного света. Но вскоре вокруг них появляются «секретари» и «последователи», возникает «структура», дело ставится на широкую ногу... и мы сталкиваемся с новой крепкой «клипой». Классическим примером такого рода перерождения для многих служит католицизм. Восставшая на крови мучеников (в том числе своего главы – Петра), римская церковь в какой-то момент превратилась в карательную машину, наводящую ужас даже на своих собственных приверженцев. В случае католической церкви «оскорлупление» в какой-то момент зашло так далеко, что это уже можно назвать «петрификацией», то есть «окаменением» (по имени главы римской церкви - Петра).

Характерным примером этого феномена служат также те религиозные движения, которые выросли из учения о «тикуне» и видят свою задачу в высвобождении «искр» из «скорлуп». Наиболее скандальным движением такого рода явилось саббатианство, согласно доктрине которого искры, томящиеся в самых мрачных скорлупах, могут быть извлечены лишь с помощью иммитации искрами самих этих скорлуп. С этой целью саббатиане стали совершать разного рода неприглядные и странные поступки, в том числе осуществляли переход в другие религии. Не столь грубое, но в то же время достаточно характерное перерождение постигло также и другое движение, основывающееся на учениия Лурии - хасидизм. Живое и открытое в самом начале своего пути, это движение довольно скоро замкнулось, покрывшись своеобразной структурной «клипой».

Вот в каких словах поведал об этой порче сам хасидизм в лице равви Иехиэля Михала из Злочова: «Сатана замыслил уничтожить хасидим. Сначала он попытался просто истребить нас: он подстрекал преследования, клеветал на нас и порочил нас. Он зажег огни враждебности в домах и на улицах. Но затем, увидя, что таким способом он нас не сможет поколебать, сатана создал отступников. Когда же он понял, что и этот его план не удался и что от его происков мы только усилились, он замыслил нечто новое. Он решил создать собственных хасидим. И вскоре тысячи сатанинских хасидим распространились по всей земле».

Из этой притчи видно, во-первых, что религиозная форма хасидизма (личная преданность Цадику) по душе темным силам, и они легко воспроизводят ее, а во-вторых, что любых «заклипанных» ревнителей религии правильнее исходно именовать, как их назвал равви Михаил, хасидами сатаны, а не кем-либо еще.

Как бы то ни было, повсеместно мы видим одну и ту же картину – за каждым «цадиком», за каждым духовным гигантом следует тьма духовных пигмеев, компрометирующих его дело. Это общее явление, к сожалению, слишком общераспространенное, чтобы кто-либо мог с ним не столкнуться. Многие харизматы чувствуют это и возмущаются неадекватности восприятия и их личности, и их учения.

Многие помнят слова Булгаковского Йешуа: «Ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал». Но это не анекдот. Вот, например, что рассказывает одна хасидская притча: «Один ученик тайно записывал все поучения, которые он слышал от Баал Шема. Однажды Баал Шем увидел, что по его дому ходит демон с книгой в руках. Равви спросил его: «Что это за книга у тебя?» - «Это книга, - отвечал демон, - которую ты сочинил». Так Баал Шем узнал, что один из его учеников тайно записывает все, что он говорит. Он собрал всех учеников и спросил: «Кто из вас записывает то, чему я вас учу?». Ученик, ведший записи, признался и отдал их учителю. Баал Шем долго изучал их страницу за страницей, а потом сказал: «Во всем этом нет ни единого сказанного мною слова. Ты слушал меня не ради Небес, потому тебя обволокли силы зла и твои уши слышали то, чего я не говорил».

В этой связи не возможно не вспомнить, что сам Ицхак Луриа оставил множество учеников, но не оставил никакого собственного литературного наследия. Гершом Шолем пишет: «Все, что нам удалось узнать о его системе, основывается на его беседах с учениками, беседах, носящих крайне разбросанный и беспорядочный характер... Самый видный последователь Лурии Хаим Витал (1543-1620) – автор нескольких описаний системы Лурии... Хотя Хаим Витал начал приводить это учение в систему... сразу же после смерти своего учителя, он ревниво следил за тем, чтобы никто, кроме него самого, не завладел ключом к тайне. В продолжение некоторого времени он читал другим ученикам Лурии лекции о новых доктринах...».

Среди многочисленных сочинений Хаима Витала, которые он возводит к Лурии, имеется «Сефер гильгулим» - «Книга перевоплощений». Мне не раз уже доводилось отмечать, что идея реинкарнации, вполне приемлемая в том, что касается призваний, миссий и талантов, полностью отрицает основы иудаизма, когда подразумевает персону. Вера в воскресение плоти несовместима с верой в сансару. Лурианское учение о перевоплощениях вполне можно представить «кошерно», то есть как перекличку разбросанных по истории душ, как эстафету миссий. Однако с некоторых пор на его основе в еврейском мире все же стало распространяться поверье в персональное перевоплощение. Кто знает, может быть некоторые из записанных Хаимом Виталом слов Ицхака Лурии были из числа тех, которые тот никогда не произносил?

Впрочем, даже тщательно отредактированные и выверенные авторами тексты далеко не всегда застрахованы от противных самому автору трактовок и тем более от бюрократического перерождения основывающихся на них движений. Фридрих Ницше говорил: «я должен возвести вокруг своего учения ограду, чтобы в нее не проникли свиньи». Свиньи, конечно, проникли. Однако при этом следует заметить, что проникновение это было связанно лишь с учением о сверхчеловеке. Что же касается многих других новаций Ницше, то они не оказались оскверненными. И это те новации, которые касаются экзистенциальной философии. Экзистенциальная философия не только может быть признана неким прозрением последней правды о человеке, но и учением, до сих пор счастливо избегавшим формализации и организационного закостенения. Даже до сего дня искра экзистенциализма не покрылась никакой скорлупой и сияет в своем первозданном виде.

В следующий раз я бы хотел рассмотреть эту беспрецедентную особенность экзистенциальной философии избегать идейных искажений и организационных озлокачествлений. В завершении же этой статьи мне бы хотелось обратить внимание на то, что эта необычная искра была извлечена Эдомом и из Эдома. По-видимому, в чем-то правы были те каббалисты, которые утверждали, что на последних этапах тикуна зло разрушится изнутри.


К содержанию









© Netzah.org