Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Ваишлах"

ДВА ОБРАЗА ВЕЧНОСТИ («Ваишлах» 5766 - 15.12.2005)

Ангел Эсава

В недельной главе «Ваишлах» рассказывается о борьбе Иакова с неведомым противником: «И остался Яаков один. И боролся человек с ним до восхода зари, И увидел, что не одолевает его, и коснулся сустава бедра его, и вывихнулся сустав бедра Яакова, когда он боролся с ним. И сказал: отпусти меня, ибо взошла заря. Но он сказал: не отпущу тебя, пока не благословишь меня. И сказал тот ему: как имя твое? И он сказал: Яаков. И сказал: не Яаков отныне имя тебе будет, а Израиль, ибо ты боролся с ангелом и с людьми, и победил. И спросил Яаков, сказав: скажи же мне имя твое. И он сказал: зачем спрашиваешь об имени моем? И благословил он его там. И нарек Яаков имя месту тому Пниэйл, ибо ангела видел я лицом к лицу, а жизнь моя спасена. И засияло ему солнце, когда он проходил Пнуэйл; а он хромал на бедро свое. Поэтому не едят сыны Израиля сухой жилы, которая из сустава бедра, до нынешнего дня, потому что коснулся тот сустава бедра Яакова в жилу сухую. И сказал Эсав: есть у меня много, брат мой; пусть у тебя будет то, что твое. Но Яаков сказал: о нет, если я нашел милость в глазах твоих, то прими дар мой от руки моей, за то, что я увидел лицо твое, как увидел лицо ангела, и ты был благосклонен ко мне» (32.25-33.9)

Согласно еврейской традиции, загадочным соперником Иакова, которого он одолел в этом единоборстве, был ангел Эсава, которого обычно отождествляют также с главой демонического мира.

Но существует ли в европейском мире какой-либо персонаж, с которым мы могли бы идентифицировать того, кто в еврейской традиции именуется ангелом Эсава? Может ли так быть, чтобы сам Эсав ничего не знал и не рассказал об этом своем ангеле?

Учитывая, что культура Эсава покорила мир, стала мировой, а не только его персональной культурой, ангела Эсава вполне уместно отождествить с «мировым духом» классической немецкой философии.

Согласно этой философии, мир познает себя в некоем мировом духе, который в «конце времен» осознал себя в лице ее самой – то есть в лице классической немецкой философии!

Этот дух, правящий историей, хитер и ироничен: он смеется над посредственностью, но возвышает своих избранников. При всей его «хитрости» его трудно назвать Люцифером христианской мифологии, однако требованиям еврейской демонологии он как раз вполне отвечает. Достаточно напомнить, что «глава демонического мира» в глазах евреев не является однозначно отрицательным существом – он служитель и орудие Всевышнего. В этом отношении он и в самом деле может напомнить ироничного мирового духа Гегеля.

Унесенные ветром

Есть такой известный американский фильм «Унесенные ветром», в котором повествуется об исчезнувшей навсегда культуре Южных штатов. Это выражение представляется мне удачным в том отношении, что на иврите «ветер» и «дух» обозначаются одним словом, так что название этого фильма можно понять также и как «унесенные духом», мировым духом.

Согласно Гегелю мировой дух, попеременно раскрываясь в разных национальных культурах, при переходе к следующей, как бы сметает, «уносит» предшествующую. Гегель пишет: «Народу, обладающему природным началом, поручено его исполнение в поступательном шествии развивающегося самосознания мирового духа. Он во всемирной истории для данной эпохи – господствующий народ, и лишь однажды он может составить в ней эпоху. Пред лицом этого абсолютного права быть носителем ступени развития мирового духа в настоящее время духи других народов бесправны, и они, равно как и те, чья эпоха минула, не идут больше в счет во всемирной истории».

Итак, как об «унесенных ветром» можно было бы сказать не только о порядках штата Флорида первой половины 19-го века, но также и о множестве других укладах и культурах. Все они «уносились ветром», уносились мировым духом, после того как исполняли свою миссию.

Действительно, при ознакомлении со всемирной историей нас в первую очередь поражает текучесть национальных жизней. Культуры, воспринимавшие себя как центральные и вечные, как культуры собственно человеческие - исчезали бесследно. Дух сметает эти культуры целиком, оставляя от них потомкам лишь несколько литературных памятников.

Итак, вечным и неизменным является лишь сам мировой дух, а не те национальные культуры, которые он использует в качестве своих оболочек.

Вечность Израиля

Между тем из этого правила имеется по меньшей мере одно исключение – Израиль, еврейская культура. Наряду с мировым духом Эсава, подчиняющим себе все прочие национальные духи, вечности принадлежит также и культура Иакова. Более того, вечность этой культуры первичнее, надежнее и достовернее вечности культуры европейской. Иаков победил ангела Эсава и в результате этого назвался Израилем. Поэтому неудивительно, что сам Эсав в свое время посчитал уместным объявить себя «новым Израилем» (в качестве церкви), а не старым Эдомом.

Сколько раз самые разнообразные народы пытались подчинить евреев гегелевскому правилу «единократности» избрания, сколько властителей пытались «сдуть» память о евреях из мировой истории. Но маленький и слабый Израиль тем не менее и поныне занимает центральное положение в историческом процессе.

Тем самым борьбу Иакова с Эсавом можно представить как борьбу иудаизма с мировым духом.

И еврейский народ и еврейский язык вечны, вечны в неменьшей мере чем мировой дух, подминающий под себя другие народы.

Общеизвестное выражение «Нецах Исраэль ло мешакер», которое можно было бы перевести как «Вечность Израиля не обманет», «Вечность Израиля не подведет» - можно признать главным лозунгом еврейского народа. Причем это положение признается истинным также и многими духовными потомками Эсава. Приведу лишь несколько примеров.

Лев Толстой писал: «Еврей символ вечности. Он, которого ни резни, ни пытки не смогли уничтожить: ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли; Он, который первым возвестил слово Господа; Он, который так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству; такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он – олицетворение вечности».

Владимиру Соловьеву принадлежит следующее замечание: «Евреи прошли через всю историю человечества, от самого ее начала и до наших дней, чего нельзя сказать ни об одной другой нации, еврейство представляет собой как бы ось всемирной истории».

Ему вторит Николай Бердяев в книге «Смысл истории»: «...еврейству принадлежала совершенно исключительная роль в зарождении сознания истории, в напряженном чувстве исторической судьбы, именно еврейством внесено в мировую жизнь человечества начало «исторического». И я хочу обратиться вплотную к самой исторической судьбе еврейства и его значению во всемирной истории как одного из непрерывно действующих и до наших дней мировых начал, обладающих своей специфической миссией. Еврейство имеет центральное значение в истории».

Итак, даже представители культуры Эдома признают, что вечность Израиля первичней и прочней их собственной вечности, или, что то же самое, что Иаков победил ангела Эсава.


К содержанию









© Netzah.org