Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Вайешев"

ПЕРВЫЕ И ПОСЛЕДНИЕ («Вайешев» 5772 - 14.12.2011)

Дух соперничества

В недельной главе «Вайешев» рассказывается о конфликте между Йосефом и его братьями: «Израиль любил Йосефа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную рубашку. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно. И приснился Йосефу сон, и рассказал братьям своим, и они еще более возненавидели его. И сказал он им: выслушайте сон этот, который мне приснился. И вот, мы вяжем снопы среди поля; и вот, поднялся мой сноп и стал прямо; и вот, кругом стали ваши снопы и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами? И еще более возненавидели его за сны его и за слова его. И приснился ему еще сон другой, и он рассказал его братьям своим, и сказал: вот, приснился мне еще сон, что вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его, и сказал ему; что это за сон, что приснился тебе? Неужели придем, я и твоя мать, и братья твои поклониться тебе до земли? И завидовали ему братья, а отец его заметил это» (37: 3-11).

Вся книга «Берешит» в значительной мере построена на соперничестве, на конфликте между братьями. Но в истории с Йосефом, пожалуй, отмечается некий апогей. Ненависть братьев к Йосефу обернулась его продажей в рабство. Претендующий на первенство брат был устранен.

Но прежде чем углубиться в особенность этого конфликта, постараемся выяснить, откуда вообще берется дух соперничества.

На первый взгляд можно подумать, что из множественности, из той множественности, в которой мудрецы народов мира усматривают корень всех зол. Между тем, отношение иудаизма к «множественности» сложнее. Безусловно, что в условиях падшего мира «множественность» работает на конфликты, на вражду, и падший мир зовется в каббале «альма депируда», т.е. «мир разделения», но в то же время, согласно иудаизму, сама множественность не является плодом грехопадения. Заповедь плодиться и размножаться Адам получил в райском состоянии наравне с животными и имеются духовные патенты обращать множественность ко всеобщему благу, а не к войне всех против всех.

Так, в Талмуде в трактате Сангедрин (37.а) сказано: "Адам был создан единственным... ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: "Мой отец больше твоего" и чтобы выразить величие Пресвятого. Ибо человек чеканит много монет одним чеканом и все они похожи друг на друга. А Царь над царями царей отчеканил всех людей чеканом Первого Человека, но ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый должен говорить: Ради меня создан мир".

Знание приведенной мишны позволяет человеку с одной стороны сознавать свою коренную уникальность, свою безусловную ценность, и одновременно адекватно относиться к окружающим, которые в свете этого восприятия также разрастаются до вселенских пределов, коль скоро и для них тоже был создан мир.

В рамках этого мироощущения никто не может сделать ничего больше и лучше, чем быть самим собой. Никто в идеале не занимает чужого места и не испытывает чувства соперничества. Духовно здорового человека, как правило, не заботит ни широкое признание, ни социальный статус. Уважения нескольких близких людей большей частью более чем достаточно. В пределе же не нужно и оно. Если человеку есть чем гордиться, то самоуважения за глаза хватает. Человек без психологических проблем всегда предпочтет статус никому не ведомого агента спецслужб, блестяще выполнившего задание (о котором он не вправе поведать даже жене), всемирно известному актеру, сыгравшему сотни гениальных суперагентов. Как сказал Коэлет: «Вот еще такую мудрость видел я под солнцем, и велика она для меня: Городок небольшой, и людей в нем немного, и подступил к нему великий царь, и обложил его, и воздвиг против него большие осадные укрепления. Но нашелся в нем мудрый бедняк, и он вызволил этот город мудростью своею, но никто не вспоминал об этом бедном человеке» (Коэлет 9:13-15).

И все же существует порядок, причем опять же порядок освященный религией, при котором имеет место несколько, а иногда даже великое множество претендентов на одну миссию. Существует Божественное избрание: избрание народа, а внутри него избрание царя и священника.

Что же касается бытовой сферы, то в ней интересы людей очень часто пересекаются, они постоянно чувствуют конкуренцию, убеждаются в том, что на практике на одно место всегда имеется несколько претендентов. Оставаясь уникальной фигурой в сфере общения (друзья любят и хотят видеть именно его), в трудовой сфере человек, как правило, не уникален, в своем профессиональном качестве он вполне заменим (люди желают видеть в нем лишь вежливого продавца, острожного водителя, расторопного водопроводчика и т.д.). Но раз так, то в сфере практической деятельности соперничество вроде бы неизбежно. Конкуренция - двигатель прогресса. Тот же Коэлет заметил эту особенность, сказав: «И видел я, что всякий труд и всякое уменье в работе (только от) взаимной зависти. Это тоже суета и погоня за ветром» (Коэлет 4:4).

Машиах и дурак

Таким образом, можно сказать, что при том, что каждому человеку уже "гарантировано" его персональное первое место ("гарантировано", разумеется, если он вообще пожелает его достигать), он вправе стремиться к занятию других, неуникальных, первых мест.

Любого рода состязания и конкурсы, занятые выявлением лучшего в какой-либо области, держатся именно на этой естественной человеческой склонности. Исходно ему хочется оказаться лучшим, оказаться чемпионом. К этому дополнительно подстегивает также и нежелание «остаться в дураках», т.е. оказаться последним, оказаться чемпионом с отрицательным знаком. В самом деле, диалектика преуспевающих и неудачников, умных и дураков - такова же, как диалектика капиталистического класса и класса трудящихся. Без последних не было бы первых: подобно тому, как здоровая экономика способна существовать исключительно за счет богатых (работодателей) и бедных (рабочих), такое же расслоение присуще и социуму. Как сказал Роберт Бернс:

«Жму руку дуракам обеими руками:
Как многим в сущности обязаны мы им!
Ведь если б не были другие дураками,
То дураками быть пришлось бы нам самим».

Другими словами, нормальный социум поддерживается за счет своей дробности, своей множественности, в которой человек очень часто может занять место, обеспечивающее ему минимальное самоуважение. Когда же нет и этого, зачастую ищется, что называется, "козел отпущения", с которым все сводят счеты за свои неудачи. Это подобно карточным играм, в которых обыкновенно один победитель – остальные проигравшие, но имеется одна игра – дурак, представляющая собой своеобразный игровой негатив: Избирается не лучший, а худший, и он один признается проигравшим, удовлетворяя тем самым всех прочих участников. Между тем и жизнь, и «фольклор» показывают, что в положение «дураков», в положение «козлов отпущения» часто оказываются люди выделяющиеся, люди вполне способные себя проявить.

Из претендента на царский трон Йосеф был превращен братьями в такого негативного чемпиона, в такого дурака. Но в нужный момент Всевышний «поменяет знак» и тот окажется на предназначенном ему месте, как сказано: "Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла"


К содержанию









© Netzah.org