Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ |
В недельной главе «Микец» рассказывается о неожиданном восхождении Йосефа в Египте. Из темницы он попал в кресло первого министра. Истолковав сон Паро, Йосеф сказал: «А теперь да усмотрит Паро мужа разумного и мудрого и поставит его над землею Египетскою. Да повелит Паро и назначит надзирателей над землею, и возьмет пятую часть с земли Египетской в семь лет урожая. И пусть они собирают все съестное наступающих хороших лет, и накопят зерна под ведением Паро, пищу в городах, и пусть хранят. И будет эта пища в запас для страны на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, и не погибнет земля от голода. И понравилось это дело Паро и всем рабам его. И сказал Паро рабам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором дух Божий? И сказал Паро Йосефу: так как Бог возвестил тебе все сие, нет разумного и мудрого, как ты; Ты будешь над домом моим, и по слову твоему управляться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И сказал Паро Йосефу: смотри, я назначил тебя над всею землею Египетскою. И снял Паро перстень свой с руки своей, и надел его на руку Йосефа; и одел его в одежду из виссона, и возложил золотую цепь на шею ему. И велел везти его на колеснице наместника, бывшего у него. И возглашали пред ним: "аврейх!" И назначил его над всею землею Египетскою. И сказал Паро Йосефу: я Паро; и без тебя никто не поднимет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской». (41:32-44)
Чтение недельной главы «Микец» совпадает с Ханукой, в связи с чем обыкновенно ищутся параллели между историей восхождения Йосефа и событиями освободительной войны, возглавленной Иегудой Маккавеем. Одной из таких параллелей можно признать «переворачивание» ситуации: в одном случае «малые победили многих», в другом «отвергнутый строителями камень стал главою угла», причем все это происходит в дни зимнего солнцеворота: идущий на убыль день на Хануку (в дни чтения «Микец»), наконец, начинает увеличиваться.
Можно возразить, что ханукальное переворачивание с уменьшения продолжительности дня на его увеличение - процесс долгий, лишенный той внезапности, которой было отмечено молниеносное восхождение Йосефа. Между тем человеческая реакция на солнцеворот может быть вполне стремительной. В Талмуде рассказывается, что когда Адам был изгнан из райского сада, что произошло в осеннем месяце тишрей, он стал замечать, что дни становятся короче. Адам решил, что Всевышний решил полностью лишить его света, что сбывается проклятие «смертью умрешь». Тогда Адам стал поститься. Он не прикасался к пище неделю, и на восьмой день вдруг заметил, что день стал прибывать. Тогда он устроил восьмидневный пир, прообразующий собой праздник Хануки. Очевидно, что хотя продолжительность дня увеличилась всего на минуту, радость Адама была внезапной и полной.
И, разумеется, сходство истории Йосефа и истории маккавейских войн отмечено также и тем, что переворачивание происходит при ясном Божественном вмешательстве (в отличие от «нахафоху» Пурима). В самом деле, особенность хасмонейской войны заключалась в том, что в ней немногие победили многих. Но поскольку такое случается в жизни, потребовалось ханукальное чудо – оно подтвердило, что победа была дана именно Богом (многие противники сионизма среди харейдим считают победу в войне за Независимость делом человеческих рук, потому что она не завершилась каким-то явственным знамением).
В действительности это важный момент. При желании многие негодяи и диктаторы, совершенно никчемные в обыденной жизни, но с помощью преступлений и интриг пришедшие к власти, могли бы горделиво сказать: "Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла" (117:22)
Однако при отсутствии явных знамений истинность любого успешного дела можно опознать по чистоте помыслов его начинателя, по устраненности его «эго», как сказано: «Прими Его волю как свою, и тогда Он примет твою волю как Свою» (Перкей Авот) или, как говорил Гиллель: "Мое унижение – это мое возвышение, а мое в возвышение – это мое унижение" (Ваикра Рабба 1.5) Создание еврейского государства не сопровождалось чудесными знамениями, но мотивы сотен тысяч сионистов, начиная с Герцля, были совершенно бескорыстными.
Величайший пафос иудаизма – это утверждение Царствия Божия в этом мире. Вера в торжество жизни и справедливости, вплоть до воскресения из мертвых, столь же обязательна для иудея, сколь и никак не подтверждается рациональными средствами. Книги пророков содержат множество прозрений грядущего торжества правды и мира: «И пойдут к тебе согбенными сыны притеснителей твоих, и поклонятся стопам ног твоих все презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Ционом Святого Израилева. За то, что был ты оставлен и ненавидим и никто не проходил (через тебя), сделаю Я тебя гордостью вечной, радостью во веки веков.... Не слышно будет более насилия в земле твоей, грабежа и разрушения – в пределах твоих, и назовешь спасением стены твои и ворота твои – славой.... Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не скроется, ибо Господь будет для тебя светом вечным, и окончатся дни скорби твоей. И народ твой, все праведники, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих для прославления, навеки унаследуют страну, Меньший станет тысячей, и младший – народом сильным. Я, Господь, в назначенное время ускорю это». (Иешайя 60:14-22).
Ну а пока? Что происходит пока – т.е. до этого «назначенного времени», когда притеснения все еще продолжаются? До той поры существует загробный мир, в котором этот суд предварительно совершается, и истинные «краеугольные камни» тщательно отсортировываются от ложных.
В том мире безвестные праведники внезапно приобретают такую же популярность, которой обладали певцы и футболисты дольнего мира, а преуспевшие во многих начинаниях лица неожиданно обнаруживают себя на последних страницах небесного Googlа. Но у некоторых при переходе в иной мир рейтинг никак не меняется. Так, в трактате Псахим (50.а) сообщается: «раби Йегошуа Бен Лави сказал: Люди важные в этом мире, никчемны в мире грядущем. Раби Йосеф сын раби Йегошуа Бен Лави был близок смерти, и когда выздоровел, спросил его отец: что ты видел, когда был близок к смерти? Ответил он: Перевернутый мир видел я. Верховные, то есть кто были важны, оказались внизу, а нижние вверху. Сказал ему: Сын мой, тот мир, который ты видел, – мир Истины, и отношения между творениями, которые там, те, которые должны быть. И спросил: а как мы мудрецы там? И ответил: как вы здесь, так вы и там».
Магараль в «Тиферет Исраэль» пишет, что пророческое видение касается будущих событий этого мира и не распространяется на загробный мир. Но как мы видим, просачивающиеся из загробного мира сведения все же подкрепляют «фантастическую» еврейскую веру в посюстороннее торжество справедливости.