Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Ваигаш"

СИЛА РЕЛИГИИ («Ваигаш» 5766 - 05.01.2006)

Виденье Иакова

В недельной главе «Ваигаш» говорится о «ночном видении» Иакова: «И поднялись они из Египта, и пришли в землю Кнаанскую к Иакову, отцу своему. И известили его, сказав: Йосеф еще жив, и он владычествует над всею землею Египетскою. И сердце его смутилось, ибо он не верил им. И пересказали они ему все слова Йосефа, которые он говорил им, и когда увидел он повозки, которые прислал Йосеф, чтобы везти его; И ожил дух Иакова, отца их. «И сказал Израиль: довольно! еще Йосеф, сын мой, жив; пойду и увижу его, прежде чем умру. И отправился Израиль со всем, что у него, и пришел в Бэйр-Шеву, и принес жертвы Богу отца своего Ицхака. И говорил Бог Израилю в видениях ночных, и сказал: Иаков! Иаков! И он сказал: вот я. И Он сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся сойти в Египет, ибо народом великим Я сделаю тебя там. Я сойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно; и Йосеф положит руку свою на глаза твои. И поднялся Иаков из Бэйр-Шевы, и повезли сыны Израилевы Иакова, отца своего, и малюток своих, и жен своих на повозках, которые прислал Паро, чтобы привезти его. И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Кнаанской, и пришли в Египет, – Иаков и весь род его с ним. Сынов своих и сынов своих сынов, что при нем, дочерей своих и дочерей сынов своих, и весь род свой привел он с собою в Египет». (45.28-46.7)

Хотя виденье, о котором говорится в Писании, и названо «ночное», речь идет явно не о сне, относительно которого мы в прошлый раз выяснили, что он подлежит истолкованию. Пророчество, данное Иакову в ночном видении, совершенно однозначно: «Народом великим Я сделаю тебя там. Я сойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно; и Йосеф положит руку свою на глаза твои.».

Но, пожалуй, самое примечательное в этом виденье то, что оно дается в ответ на уже принятое решение. На первый взгляд это выглядит чем-то избыточным. Может быть, Иаков и боится, но поступил он правильно, и его решение уже позади. Беспокоиться Всевышнему вроде бы уже не о чем. Но для чего тогда дается видение? Просто чтобы человек напрасно не волновался? Чтобы предотвратить приступ стенокардии?

Возможно. Но почему тогда было бы не поведать в ночном видении Иакову, что Йосеф жив, еще 22 года назад? Почему, в самом деле, когда пропал Йосеф, небеса не поспешили успокоить Иакова и уведомить его о случившемся? Более того, считается, что Ицхак (которому небеса это таки открыли) и сам Йосеф (который, по мнению жителя этих мест Рамбама, находился в шести днях пути от отца) были уведомлены небесами ничего не сообщать Иакову. А тут вдруг такая предупредительность - «не бойся».

Что же это было за видение? Какой смысл оно несло, чему соответствовало? Может быть, тому, что со временем выделилось в понятие религии?

«Опиум народа»

В самом деле, если не это самое пророчество, то множество других подобных ему, на протяжении веков воспринимались еврейским народом как обещание Всевышнего вернуть потомков Авраама, Ицхака и Иакова в Эрец Исраэль после рассеяния. Иудаизм как религия держится на вере в то, что земля Израиля обетована именно евреям, и что еврейский народ соберется когда-нибудь на земле отцов. Такова основа иудейской религии: она в той же мере привязана к определенному народу, как и к определенной земле.

Но кроме того, полученное Иаковом в ночном видении откровение раскрывает также и смысл религии как таковой, религии как духовной поддержки. Религия дает человеку, избравшему благо, возможность его реализовывать. Религия дает человеку общие силы выстоять в тяжелейших условиях.

Иаков принял решение спуститься в Египет к Йосефу, но при этом он страшился гораздо более глубинным страхом, страхом пойти против глобального плана Всевышнего. Вот семья вернулась в Обетованную Землю, и снова покидать ее? Покидать даже не пустив корни? Страшно, слишком страшно. Эта ноша была непосильна для Иакова, и он получил видение, укрепившее его. Человек может найти в себе силы пережить разлуку с возлюбленным сыном, но сомнение – на верном ли он пути – пережить гораздо труднее. Без этой веры все не в радость.

Религия требует иногда от человека поистине нечеловеческой самоотверженности, но при этом она же дает ему нечеловеческие силы для того чтобы самоотверженно поступать. Эти силы черпаются в сознании исполнения миссии, в сознании верности пути, предначертанного самим Всевышним, наконец, в Его непосредственной и зримой поддержке.

В этой связи уместно привести историю о том как равви Акивой во времена гонений за веру открыто собирал учеников и учил с ними Тору. Когда его спросили, как он не боится этого делать, равви Акива рассказал притчу: Как-то проходя по берегу лис увидел рыб мечущихся в воде из-за страха попасться в сети. - Так прыгайте на землю – посоветовал лис. На это рыбы ответили: если мы страшимся в том месте, где нам предопределено быть, то там, где мы обречены на смерть нам будет страшней в сто раз. «Так же и мы – заключил равви Акива – сидим здесь и занимаемся Торой, как сказано: Ибо она жизнь твоя и продление дней. – и страшимся. Но если оставим ее, станем бояться в сто раз больше» (Брахот 61)

Даже атеисты признают это удивительное свойство религии. «Религия – это вздох угнетенной твари, это сердце бессердечного мира, религия – это опиум народа», – говорит предтеча воинствующего атеизма Карл Маркс.

А вот что пишет по поводу религии классический атеистический экзистенциалист Сартр: «Экзистенциализм противостоит той распространенной светской морали, которая желает избавиться от Бога с минимальными издержками. Когда около 1880 года некоторые французские профессора пытались выработать светскую мораль, они заявляли примерно следующее: «Бог – бесполезная и дорогостоящая гипотеза, и мы ее отбрасываем. Однако для того, чтобы существовала мораль, общество, мир культуры, необходимо, чтобы некоторые ценности принимались всерьез и считались существующими а priori. Необходимость быть честным, не лгать, не бить жену, иметь детей и т.д. и т.п. должна признаваться априорно. Следовательно, нужно еще немного поработать, чтобы показать, что ценности все же существуют как скрижали в умопостигаемом мире, даже если Бога нет. Иначе говоря, ничего не меняется, если Бога нет. И это умонастроение всего того, что во Франции называется радикализмом. Мы сохраним те же нормы честности, прогресса, гуманности; только Бог превратится в устаревшую гипотезу, которая сама собой отомрет. Экзистенциалисты, напротив, обеспокоены отсутствием Бога, так как вместе с Богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Не может быть никакого блага а priori, так как нет бесконечного и совершенного разума, который бы его мыслил. И нигде не записано, что благо существует, что нужно быть честным, что нельзя лгать; и это именно потому, что мы находимся на равнине, и на этой равнине живут одни только люди».

Итак, атеистический экзистенциализм ни в коей мере не является атеизмом. Напротив, это крайне заостренная религиозная позиция «заброшенности» и удаленности от Бога. Это позиция Иакова, спускающего в Египет в смятенных чувствах и полного сомнений. Экзистенциальная позиция - это позиция Иакова до полученного им ночного видения.

Камю, прошедший в отдаленности от Всевышнего дальше Сартра, говорит о Сизифе, у которого имеются минуты отдохновения: когда он спускается вниз за камнем, то чувство человеческого достоинства возвращается к нему.

Я не думаю, что это возможно. И уж безусловно ясно одно: без Божественного вдохновения евреи никогда бы не стали раз за разом «закатывать» себя в Эрец Исраэль, после того как их в очередной раз оттуда выкидывали.

Почетно выполнить миссию без Божественной поддержки и не рассчитывая на нее. Но миссия просто перестает быть миссией, если полностью утрачивается ее связь с Создателем мира, в плане которого каждому из нас отведена определенная роль.

Бог знает наши силы, и Бог дал нам религию. И разумному человеку не следует ею пренебрегать. Может прийти минута, когда без Божественного «не бойся» он не устоит, и падение его будет слишком сокрушительным, чтобы после него встать.


К содержанию


Время зажигания
субботних свечей

26/08/2017

Начало Исход
Иерусалим 18:36 19:48
Тель-Авив 18:51 19:50
Беэр-Шева 18:53 19:50
Хайфа 18:43 19:51








© Netzah.org