Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Вайехи"

БУДУЩЕЕ И ВЕЧНОЕ ("Вайехи" 5774 - 12.12.2013)

Пророк говорит о сокрытом, но о том сокрытом, которое в свое время явится в этом земном мире, а не о тех тайнах «грядущего мира», в которые посвящаются души, распростившиеся со своей жизнью. Между тем соприкосновение «будущего» и «потустороннего» иногда все же происходит.

Мистика и пророчество

В недельной главе «Вайехи» говорится о том, как перед смертью Йаков намеревался приоткрыть будущее своим детям, но заговорил о другом: «И призвал Йаков сыновей своих, и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в последствии дней («беахарит аямим»). Сойдитесь и послушайте, сыны Йакова, и послушайте Израиля, отца вашего. Рувен, первенец ты мой! крепость моя и начаток силы моей» (49:1-2).

Комментаторы поясняют эту неожиданную смену повестки дня тем, что в тот момент Шехина отступила от Йакова. На первый взгляд это может показаться странным: ведь казалось бы, ничто так не раскрывает духовные каналы, как приближение к смерти. Для того чтобы соприкоснуться с миром духов, не нужно даже переживать клиническую смерть, иногда достаточно просто тяжело заболеть. Сколько всевозможных видений бывает у людей перенесших серьезное заболевание.

Суждение, высказанное на этот счет Достоевским в романе «Преступление и наказание», представляется естественным до банальности: «Они говорят: «Ты болен, стало быть, то, что тебе представляется, есть один только несуществующий бред».…. Ну а что, если так рассудить: «Привидения — это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше, так что когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир».

Между тем в действительности пророческое вдохновение и то, что называется «мистические тайны» (приоткрывающиеся в сумеречной околосмертной зоне), находятся в совершенно разных плоскостях. Пророческое состояние, состояние Божественного наития как раз предельно посюсторонне, то есть оно не только переживается здоровыми людьми, но и предметом его является исключительно земная жизнь. Как пишет Магараль в книге «Тиферет Исраэль» (57), пророчество касается будущего земных людей, а не их потустороннего вечного существования. Пророческое вдохновение очень «материалистично», оно целиком посвящено земной жизни, но молчит о тайнах загробного мира. Пророк говорит о сокрытом, но о том сокрытом, которое в свое время явится в этом земном мире, а не о тех тайнах «грядущего мира», в которые посвящаются души, распростившиеся со своей жизнью.

Итак, в каком-то отношении даже ожидаемо, что умирающий пророк лишается своего вдохновения.

Между тем соприкосновение «будущего» и «потустороннего» иногда все же происходит, причем в первую очередь это касается как раз «последствия дней». Так, оставаясь вполне «земным», одно эсхатологическое пророчество Йешаяу явственно приоткрывает мир грядущий, то есть приносит нам из будущего сенсационную новость вполне мистического характера: «Не будет больше солнце светом дневным для тебя, и сияние луны не будет светить тебе, но будет тебе Господь светом вечным, и Бог твой – великолепием твоим. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не скроется, ибо Господь будет для тебя светом вечным, и окончатся дни скорби твоей. И народ твой, все праведники, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих для прославления, навеки унаследуют страну, Меньший станет тысячей, и младший – народом сильным. Я, Господь, в назначенное время ускорю это». (60:19-22)

Действительно, на основании этих пророческих слов Талмуд приходит к заключению, что весь Израиль имеет удел в мире грядущем!

Грядущий мир

Глава «Хелек» трактата «Сангедрин» начинается словами «Весь Израиль имеет удел в мире грядущем. Как сказано «Народ твой все праведники, навеки унаследуют землю» (Иешайя 60.21)

Далее, правда, перечисляются исключения: «Но вот те, кто не наследуют. Те, кто не верят в воскресение мертвых, те кто не верят, что Тора дана с небес и эпикоросы», и даже даются персональные определения: «Аба Шауль сказал: трем царям и четырем простолюдинам нет удела в мире грядущем. Три царя: Йеровам, Ахав и Менаше… Четыре простолюдина: Билам, Доэг, Ахитофель и Гехезия”. Сангедрин (90-а).

Однако в дальнейшем Гемара находит слова в защиту всех перечисленных, всех кроме Билама.

На этом основании обыкновенно делается вывод, что все еврейские души не подлежат уничтожению, и в конечном счете избавляются от вечной смерти.

Я бы не решился утверждать, что это мнение единственное. Имеются источники, согласно которым и среди сынов Израиля имеются нечестивцы, души которых будут истреблены. Так в Гемаре (Рош-Ашана 17.а) сказано: «Преступники Израиля и преступники народов мира нисходят в гееном и судятся там двенадцать месяцев. А после этих двенадцати месяцев души эти сжигаются и рассеиваются у стоп праведников, как сказано «И будете топтать грешников, ибо станут они пеплом под ступнями ног ваших в тот день» (Малахи 3.21).

А книге в книге Моше Хаим Луцатто (1707-1746) «Маамар а'икарим» («Очерк основ»): «Гееном - это место, где осуществляется наказание душ. Они чувствуют боль и страдания, согласно с тем, что необходимо в каждой определенной ситуации. Так же, как существуют разные уровни наслаждения, есть и разные уровни страданий. В результате этих страданий искупаются дурные действия грешников, и если они становятся достойными награды, они очищаются от своих грехов и могут отдыхать. А если нет (не достойны награды), их наказывают до тех пор, пока не уничтожат. Но это происходит лишь с очень небольшим числом евреев».

И все же вера в окончательное избавление всех еврейских душ безусловно доминирует, и не может не вызывать вопросов. В самом деле, как можно помыслить свободу с гарантией? Разве возможность самоотрицания не является основным условием, основным залогом человеческого существования? Разве свобода может обходиться без ответственности? И если евреи, как верит иудаизм, сравнительно с неевреями наделены большей свободой, то казалось бы, именно они, а не народы имеют больший риск кануть в небытие? В следующей статье я попытаюсь глубже рассмотреть этот вопрос.


К содержанию









© Netzah.org