Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Шмот"

ВЕЧНОСТЬ ИЗРАИЛЯ («Шмот» 5772 - 12.01.2012)

Традиция видит в образе неопалимого куста более чем аллегорию: в самом деле, по меньшей мере, в двух ситуациях Израиль горел и не сгорал в самом буквальном значении этого слова! Первый раз в лице Авраама, когда Нимрод попытался сжечь его за отказ поклоняться идолам, и второй раз в лице Шадраха, Мейшаха и Авейд Него.

Несгораемый куст

В недельной главе «Шмот» рассказывается о явлении Всевышнего на горе Хорев: «Моше же пас овец у Итро, тестя своего, жреца Мидьянского. Повел он раз овец за пустыню и пришел к горе Божией, Хореву. И явился ему ангел Господень в пламени огня из средины куста терновника. И увидел он, вот терновник горит огнем, но терновник не сгорает. И Моше сказал: пойду и посмотрю на это великое явление, отчего терновник не сгорает. И увидел Господь, что он подходит смотреть, и воззвал к нему Бог из среды терновника, и сказал: Моше! Моше! И он сказал: вот я. И сказал Он: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова. И закрыл Моше лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от притеснителей его, так что знаю его страдания. И нисшел Я избавить его от руки Египтян и вывести его из земли той в землю хорошую и обширную, в землю, текущую молоком и медом». (3:2-8)

Согласно мидрашу, прежде чем Моше решил подойти к терновому кусту, тот горел уже не один день: горел, но не сгорал. Но как только Моше понял, что имеет дело с чудесным явлением, он немедленно усмотрел в нем аллегорию Израиля. Так сообщает мидраш: «Ради того Господь явился Моше в кусте горящем и несгораемом, что Моше боялся за судьбу народа, боялся, что Израиль ждет гибель в рабстве египетском... Увидев же пламя, он почувствовал, что как пламя это не в силах испепелить куст, так не в силах египтяне истребить народ израильский» (Шмот Раба, 2:10)."

Некоторые усматривают дополнительное сходство между неопалимым терновником и Израилем в том, что из среды того и другого доносится Слово Божие, как сказано: «Я обитаю среди славословий Израиля».

Как бы то ни было, с самого начала это чудесное явление было воспринято как символ жизнестойкости Израиля, как знак того, что «Вечность Израиля не обманет» (I Шмуэль 15:29),

Между тем традиция видит в образе неопалимого куста более чем аллегорию! В самом деле, по меньшей мере, в двух ситуациях Израиль горел и не сгорал в самом буквальном значении этого слова! Первый раз в лице Авраама, когда Нимрод попытался сжечь его за отказ поклоняться идолам, и второй раз в лице Шадраха, Мейшаха и Авейд Него.

В книге Даниэля мы читаем: «В гневе и ярости приказал Навухаднецер привести Шадраха, Мейшаха и Авейд Него.... (И) воскликнул Навухаднецер, и сказал им: "Впустую ли (мой указ)..? Богам моим вы не служите, а идолу золотому, которого я поставил, вы не поклоняетесь. Теперь вы должны быть готовы..., пасть ниц и поклониться идолу, которого я сделал; если же вы не поклонитесь, то будете тотчас же брошены в раскаленную горящую печь. И какой Бог спасет вас от рук моих?" Отвечали Шадрах, Мейшах и Авейд Него и сказали царю: " Навухаднецер, не боимся мы ответить тебе на эту речь. Ведь есть Бог наш, которому мы служим, Он сумеет спасти нас из раскаленной горящей печи и от рук твоих, царь, Он нас спасет. А если и не так, то да будет известно тебе, царь, что Богам твоим мы не служим, и идолу золотому, которого ты поставил, мы поклоняться не будем".... Тогда мужи эти были связаны – обутые, одетые, в платье, которым они окутывались, и в (прочих) одеяниях – и брошены были в раскаленную горящую печь. Поскольку приказ царя был строг, а печь раскалена была очень сильно, (то) люди, которые сжигали Шадраха, Мейшаха и Авейд Него, погибли от языков пламени, а эти три человека, – Шадрах, Мейшах и Авейд Него, – упали связанными в раскаленную горящую печь. И тут царь Навухаднецер удивился и встал испуганный, воскликнул он и сказал своим советникам: "Разве не трех человек бросили мы связанными в печь?". Отвечали они и сказали царю: "Воистину так, царь!" Заговорил он и сказал: "Вот вижу я четырех человек, свободно расхаживающих в пламени, и нет им вреда! А четвертый похож по виду на ангела Божьего". Тогда подошел Навухаднецер к устью раскаленной горящей печи, стал говорить и сказал: "Шадрах, Мэйшах и Авэйд Нэго, рабы Бога Всевышнего, выйдите и подойдите!" Тогда Шадрах, Мейшах и Авейд Него вышли из огня. И собравшиеся сановники, военачальники, наместники и царские советники, осмотрев этих людей, (увидели), что над телами их огонь был не властен, так что (ни один) волос на голове их не был опален, и обувь их не изменилась, и запах гари не пронял их». (Даниэль 3:13-32)

Если в Авраме, который вышел живым из огненной печи, находился весь Израиль, то Шадрах, Мейшах и Авейд Него были в тот момент ВСЕМ Израилем, так как единственные не поклонились тому идолу, которому поклонился остальной народ. Шадрах, Мейшах и Авейд Него были тем остатком, о котором говорит пророк: «Обратится остаток, остаток (дома) Йакова, к Богу сильному. Ибо, если бы был народ твой, Израиль, как песок морской, (лишь) остаток его обратится: истребление решено и исполнено справедливости» (Ишайя. 10:20-22).

Несгораемый мир

Но только ли Израиль горит и не сгорает? Разве не происходит того же и со всем миром? В самом деле, как рассказывается в мидраше (Берешит раба. Лех леха), весь мир также объят племенем, и весь мир также не сгорает в нем: «Слушай дочь и всмотрись, и преклони ухо твое, и забудет народ свой и дом отца твоего» (Тегил 45:11). Сказал рабби Ицхак: это подобно тому, как один человек ходил от места к месту и увидел дворец, и вот он горит. Воскликнул: неужели скажешь, что у дворца этого нет хозяина? Взглянул на него хозяин дворца и сказал: я этот хозяин. Так, поскол.ьку отец наш Авраам возгласил: скажешь, что этот мир без властелина? Взглянул на него Святой, благословен Он, и сказал: Я этот Властелин мира. «И возжелает Царь красоты твоей, Он Господин твой»... Тот кто увидит красивое строение, дворец, поймет и признает, что есть хозяин у этого дворца, и мудрый архитектор построил его. Но заметив, что дворец в огне, ибо злодеи сжигают мир, подумает, может быть нет хозяина? Пока не откроется ему сам Хозяин и скажет: Я этот Властелин дворца, и намеренно, по замыслу Моему он объят пламенем».

В чем же тогда разница между горением «неопалимой купины» Израиля и горением мира? По-видимому, в том, что сам мир этого своего горения не замечает. Т.е сам мир либо отворачивается от ужасной картины и убежден, что он в полном порядке, что пожара нет, либо считает, что все сгорит дотла, если уже не сгорело, что Хозяина нет.

Так в одном из первоисточников буддизма "Адиттапария-сутра" приводится "Огненная Проповедь", произнесенная Гаутамой в Бодхгае. В проповеди этой говорится: "Все сгорает, глаз сгорает, сгорают видимые формы, сгорают впечатления от видимого, сгорает осознание видимого. Любые ощущения: и приятные, и болезненные, и нейтральные, которые вызваны впечатлениями от увиденного, тоже сгорают. От чего сгорают они? От огня желания, от огня ненависти, от огня заблуждения. Говорю вам: все сгорает от рождения, старения и смерти, от печалей, от потерей, от болей, от горя, от отчаяния."

Итак, человек, лишенный знания о Боге, либо горит в пламени страстей, ни о чем не задумываясь, либо соглашается со своим полным исчезновением. Впрочем, не только еврей, но и всякий человек может заметить Бога Живого. То есть любой человек может обнаружить, что хотя мир охвачен пламенем, Хозяин у него имеется. И тогда он, даже не вступая в завет Авраама, тоже оказывается неподвластен горению. В этой связи достаточно вспомнить об Иове, о страдальце и праведнике народов мира, который дважды удостоился похвалы Создателя: один раз перед ангелами (1:8), и другой раз перед людьми (42:7), и который в результате также оказался «неопаленным» (42:12-13).


К содержанию









© Netzah.org