Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ |
Случившийся с египтянами приступ подозрительности по отношении к еврейскому народу выглядит достаточно естественным и, вроде бы, вписывается в рамки обычной ксенофобии: чужаков опасаются только потому, что они чужаки, другие люди представляют собой угрозу только потому, что они другие. Между тем, евреев, как мы знаем, обыкновенно боятся не только за это, их опасаются по-особенному.
В недельной главе «Шмот» описывается, как семейство Йакова, прожив в Египте около двухсот лет, весьма размножилось и вызвало со стороны египтян подозрительность и вражду: «И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа, И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас. Давай перехитрим его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, присоединится и он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и выйдет из страны. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил города запасов для Паро: Питом и Раамзес. Но по мере того как изнуряли его, он размножался и разрастался, так что опасались сынов Израилевых. И поработили Египтяне сынов Израилевых тяжкой работой. И делали жизнь их горькою трудом тяжелым над глиною и кирпичами и всяким трудом в поле, всякою работою, к которой принуждали их с жестокостью. И повелел царь Египетский повитухам Ивриот, из коих одной имя Шифра, а другой Пуа, И сказал: когда вы будете повивать у Ивриот, то наблюдайте у родильного станка: если это сын, то умерщвляйте его, а если это дочь, то пусть живет». (1:8-16)
Случившийся с египтянами приступ подозрительности по отношении к еврейскому народу выглядит достаточно естественным и, вроде бы, вписывается в рамки обычной ксенофобии: чужаков опасаются только потому, что они чужаки, другие люди представляют собой угрозу только потому, что они другие. Между тем, евреев, как мы знаем, обыкновенно боятся не только за это, их опасаются по-особенному.
В статье «Избранные», представляющей собой рецензию на книгу Д.Трахтенберга «Дьявол и евреи», Оруэлл в следующих словах призывает исследовать причины антисемитизма: «Настало время для того, чтобы общественность в лице какой-либо организации провела, наконец, серьезное исследование причин антисемитизма, хотя в контексте событий нынешней войны это довольно щекотливая тема. Никто не станет отрицать, что предубежденность против евреев – широко распространенное явление, и вполне вероятно, что со временем антисемитизм приобретет еще большую популярность. Однако крайне важно объяснить себе следующее: в какой степени феномен, с которым мы сталкиваемся, представляет собой настоящий антисемитизм, который в сущности есть не что иное, как доктрина магического толка, или же перед нами обычная ксенофобия и рационализация недовольства, возникающая по причинам чисто экономического характера».
Итак, из того, что рассказано Торой, может создаться впечатление, что реакция Паро на размножение еврейского народа не была в собственном смысле слова антисемитской, то есть была обусловлена причинами именно «экономического», а не «магического» характера. В самом деле, в Талмуде в трактате Шабат (89.а) сказано: «Почему названа гора (на которой дана Тора) – Синай? Потому что на горе этой сошла ненависть («сина») на народы мира, за то что не получили они Тору». Но ведь пока евреи жили в Египте, они Торы еще не получили и вроде бы специфической ненависти не заслуживали. Более того, как свидетельствует Писание, евреи в значительной мере разделяли религиозные поверья египтян: «Теперь же бойтесь Господа и служите Ему искренно и истинно и отвергните божества, которым служили отцы ваши за той рекой и в Египте, и служите Господу», - говорит Йегошуа народу перед входом в Землю Израиля (Йегошуа 24:2-16). А в книге пророка Йехезкель сказано: «Я – Господь Бог ваш! В тот день поднял Я руку Мою (с клятвой) им – вывести их из земли Египта в землю, которую изыскал для них, текущую молоком и медом, краса она всех земель. И Я сказал им: пусть отвергнет каждый мерзости (что пред) глазами его, и идолами Египта не оскверняйте себя: Я – Господь Бог ваш. Но они восстали против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей, что пред глазами их, и идолов египетских не оставили они» (Йехезкель 20:6-8).
Иными словами, в «магическом» религиозном плане евреи вроде бы не должны были возбуждать подозрения египтян, а подоплека любого антисемитизма именно религиозная.
Между тем, если мы приглядимся к тому, как на протяжении истории разные народы реагировали на поселившихся в их среде евреев, то без труда обнаружим у них все признаки египетского синдрома. Например, в годы Первой мировой войны российские евреи повсеместно обвинялись в измене и шпионаже в пользу Германии. По свидетельству современника «этот злой навет распространялся из царской ставки... Сколько людей пали жертвами этого навета! Сколько было повешено, расстреляно, замучено в тюрьмах! Сколько городов и местечек было опустошено благодаря этой клевете! Население целых городов выселялось за 24 часа, тысячи погибали в пути, десятки и сотни тысяч загонялись Бог знает куда».
Не так давно была опубликована длительная (с 1903 по 1919 гг) переписка двух самобытных русских мыслителей – Василия Розанова с Павлом Флоренским, в которой среди прочего постоянно затрагивалась также и еврейская тема.
Из года в год мыслители раззадоривали друг друга следующего рода замечаниями: «Ничего так не жажду, как погрома и разгрома: “Вон, вон! Вон! Убирайтесь, куда знаете”. Никакого другого решения вопроса не может быть», – взывает Розанов. «Но что, что с ними делать?! – сетует в ответ Флоренский. – Они размножаются быстрее нас, – это простая арифметика. И что ни делай с ними, настанет момент, когда их станет больше, чем нас. Это, повторяю, простая арифметика, и против этого есть только одно средство – оскопление всех евреев, – т. е. средство такое, применить которое можно только при нашем отречении от христианства». (http://www.jcrelations.net/ru/?item=3110)
Понятно, что оскопление мера вполне эквивалентная умерщвлению новорожденных мальчиков, и не удивительно, что Флоренский открыто сравнивает современную ему российскую ситуацию с древней египетской: «С ритуальными› убийствами помириться легко, но с наглостью, с криками (еще с Египта), с ложью, с запирательством… нет, не могу...».
Уже одних этих параллелей достаточно, чтобы заподозрить, что египетских граждан еврейской национальности, по-видимому, все же преследовали не столько по «экономическим», сколько по «магическим» соображениям.
Но если вдуматься, то как могло быть иначе? Как могли египетские волхвы, умевшие превращать посохи в змеев (7:12), а воду в кровь (7:22) не заметить чудесной природы еврейского народа еще до дарования ему Торы? Могли бы темные духи не приметить первых проблесков света?
И действительно, в еврейской традиции имеется предание (Шир а-Ширим Раба. 8, Сота 11), согласно которому египетские волхвы предсказали Паро о близящемся потрясении его царства и восхождении Израиля.
Волхвы истолковали сон Паро (в котором один маленький агнец перевешивал на чаше весов всех вельмож и жрецов Египта) в том смысле, что вскоре должен родиться человек, через которого прославится Израиль. Присутствовавший на том совете мидьянский жрец Итро объявил Паро, что Израиль избран Богом, и что ему – Паро следует смириться с этим. Но Билам посоветовал топить всех новорожденных евреев и таким образом избавиться от «опасного» младенца. Итак, преследование евреев в Египте было явлением «магического толка», и уж во всяком случае, возникло не только «по причинам экономического характера».