Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Шмот"

ЛЮДИ И КАМНИ («Шмот 5766 - 19.01.2006)

Память людская

В недельной главе «Шмот» мы читаем: «И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас. Давай перехитрим его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, присоединится и он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и выйдет из страны. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил города запасов для Паро: Питом и Рамзес. Но по мере того как изнуряли его, он размножался и разрастался, так что опасались сынов Израилевых. И поработили Египтяне сынов Израилевых тяжкой работой. И делали жизнь их горькою трудом тяжелым над глиною и кирпичами и всяким трудом в поле, всякою работою, к которой принуждали их с жестокостью. И повелел царь Египетский повитухам Ивриот, из коих одной имя Шифра, а другой Пуа, и сказал: когда вы будете повивать у Ивриот, то наблюдайте у родильного станка: если это сын, то умерщвляй его, а если это дочь, то пусть живет» (1.8-16)

Как мы видим, Тора вскользь сообщает о строительстве «городов запасов», и делает акцент на страданиях людей. Эта пропорция очень важная и характерная черта всего священного Писания. ТАНАХ правдив. Это то, что сразу чувствует его читатель, но кроме того в нем соблюдено также и четкое соотношение ценностей и интересов.

Действительно, впечатление о правителе нередко выносится потомками на основании тех внешних памятников, которые после него остались.

Пирамида – это первое, с чем ассоциируется у среднего человека слово «фараон». Эти грандиозные сооружения по праву потрясают наше воображение и невольно вызывают уважение по отношению к древней египетской цивилизации.

Можно с полной уверенностью сказать, что если бы Тора не сообщала подробности жизни евреев в Египте, то мало кто из людей знал и задумывался бы о том, что речь шла об очень жестоком режиме.

В этом отношении людская память часто извращена и однобока. Мне не раз доводилось слышать в ходе разных экскурсий упоминание о царе Ироде как о великом строителе. Уверен, что у многих людей этот царь вызывает прежде всего именно такую ассоциацию, Ирод – строитель.

Более того, именно к такому же заключению приходит и историк Иосиф Флавий. В своей «Иудейской войне» он подробно описывает зверства Ирода. Мы слышим от Флавия не только об истреблении Иродом его формальных врагов, но и о казнях самых случайных людей и даже ближайших родственников, включая жену и детей. Вот лишь один фрагмент «Иудейской войны», касающейся общей атмосферы: «кто только навлекал на себя подозрение, немедленно был лишен жизни. Двор переполнился самыми ужаснейшими преступлениями. Каждый измышлял обвинения, каждый клеветал, руководствуясь личной или партий­ной враждой, и многие злоупотребляли кровожадным гневом царя, обра­щая его против своих противников. Ложь мгновенно находила себе веру, и едва только произнесено было обвинение, как уже совершалась казнь. Случалось часто, что только что обвинявший сам был обвинен и вместе со своей жертвой шел на казнь, ибо царь, из опасений за свою собственную жизнь, осуждал без следствия и без суда. Его дух был до того помрачен, что он не мог ласково глядеть на людей, хотя совершенно невинных».

Однако подводя итог правления этого тирана, Флавий восхваляет Ирода – строителя: «Увековечив таким образом своих родных и друзей, он позаботился также о собственной своей памяти. На горе, против Аравии, он построил крепость, которую назвал, по своему собственному имени, Иродионом. Тем же именем он назвал сводообразный холм на 60 стадиях от Иерусалима, сделанный руками человеческими и украшенный роскошными зданиями… После всех этих многочисленных строений Ирод начал простирать свою княжескую щедрость также и на заграничные города. В Триполисе, Дамаске и Птоломаиде он устроил гимназии; Библос получил городскую стену; Берит и Тир — колоннады, галереи, храмы и рынки; Сидон и Дамаск—театры; морской город Лаодикея — водопровод, Аскалон—прекрасные купальни, колодцы и, кроме того, колоннады, возбуждавшие удивление своей величиной и отделкой; другим он подарил священные рощи и луга. Многие города получили от него даже поля и нивы, как будто они принадлежали к его цар­ству... Сгоревший пифийский храм он еще роскошнее отстроил на собственные средства. Должно ли еще упомянуть о подарках, сделанных им ликийцам или самосцам, или о той расточительной щедрости, с которой он удовлетворял самые разнообразные нужды всей Иоппии? Разве Афины и Лакедомония, Никополис и Мизийский Пергам не переполнены дарами Ирода? Не он ли вымостил в Сирийской Антиохии болотистую улицу, длиной в 20 стадий, гладким мрамором, украсив ее для защиты от дождя столь же длинной колоннадой...».

Мне думается, эти славословия не личная особенность Флавия, а вообще определенное свойство людей, дистанцирующихся от тех или иных исторических лиц и событий.

С определенной исторической перспективы тираны превращаются в глазах многих людей в благопристойных правителей, многое сделавших для своих народов.

Не так давно один из моих детей, учащийся в государственной религиозной школе, принес из нее поразительную для меня информацию: оказывается, Сталин очень много сделал для развития советской экономики, оказывается, Сталин превратил Россию из аграрной страны в индустриальную. И при этом школьникам ни слова не было сказано даже о «перегибах на местах», а не то что о репрессиях!

Боюсь, что как и Ирод, Сталин через какое-то время войдет в память человечества в первую очередь как великий созидатель. Может быть, его не станут величать отцом и гением всех времен и народов, но как мудрого политика помнить будут всегда.

Такова память людская. Люди и сегодня ездят изумляться величественным пирамидам, мало задумываясь о злодействах фараонов. Но то, что рассказывается в недельном чтении «Шмот», представляет собой подлинный взгляд на историю.

Не забыть и не простить

Тут у нас может возникнуть вполне естественный вопрос: если писание придает значение не столько камням, сколько людям, то как тогда объяснить тот факт, что значительная часть Торы, и прежде всего книги «Шмот», чтение которой началось на этой неделе - это инструкция по строительству скинии?

Более того, строительство Храмов - и первого и второго - также достаточно подробно описываются в ТАНАХе. Подробности связанные со строительством первого Храма приводятся в первой книге Малахим (главы 5 – 8), со строительством второго - в книгах Ездры, Нехемии и Иехезкеля.

В этой связи важно отметить два пункта. Во-первых, уже при строительстве первого Храма царь Шломо отмечал относительную ценность этого строения: «Ведь небо и земля не могут вместить Тебя, тем менее этот дом, который я построил» (8.27). А во-вторых, все эти истории строительства ясно показывают, для чего Всевышнему понадобилось уделять в Своей книге столько внимания различным архитектурным деталям. Благодаря тому, что эти подробности оказались записаны не на полях утраченных навсегда чертежей, а в тексте самого Священного Закона, который евреи хранят как зеницу ока, благодаря этому Храм может быть восстановлен при первом же удобном случае.

Нельзя сказать, что никаких проблем со строительством не возникнет. Проблемы возникали даже и при строительстве Второго Храма. Тем более их должно быть немало при созидании Храма Третьего, который одновременно должен воздвигаться также и с небес. Но то обстоятельство, что ТАНАХ содержит массу архитектурных деталей, связанных с Храмом и Храмовой утварью, представляет эту работу как вполне выполнимую.

При всем том, что Храм разрушен тысячелетия назад, еврейский народ и сегодня располагает необходимыми знаниями для того, чтобы в соответствующий момент восстановить святилище.

Вписанные в Вечную книгу архитектурные подробности Храма – это как бы пророчество-напоминание о его разрушении, это как бы призыв Небес не забыть и не простить этого разрушения.


К содержанию









© Netzah.org