Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Бо"

КОРЕНЬ ИЗРАИЛЯ («Бо» 5772 - 26.01.2012)

Даже если признать, что вышедшие с евреями иноплеменники прошли гиюр, это ни коим образом не вводит их в число «коренных душ», то есть с одной стороны не увеличивает это число на сколько-то тысяч, а с другой не дает повода исчислить «геров» внутри «шестисот».

«Эрев рав»

В недельной главе «Бо» рассказывается об исходе сынов Израиля из Египта, при этом сообщается следующая подробность: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Суккот, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. А также многочисленная толпа иноплеменников («эрев рав») вышла с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое». (12:37-38)

Исход признается актом рождения еврейского народа, напрямую связанным с «совершенным числом» его душ, и поэтому вопрос «толпы иноплеменников» требует своего прояснения. Каков был их статус? В какой мере они задали и определили вечный облик Израиля? Вопрос не праздный, учитывая, что именно этот отряд втянул Израиль в ряд грехов, а согласно некоторым источникам именно он же будет ставить препоны делу избавления в последние дни. Так в книге "Зоар" сказано о тех днях: "Мудрость книжников зачахнет у них в каждом городе и «эрев рав» будет пасти Израиль, стадо Всевышнего, в том поколении. И мужественные, уклоняющиеся от греха люди будут скитаться из города в город, и нигде не найдут себе пристанища. «Эрев рав», противящийся возрождению Израиля, будет притеснять их. И мужественные, уклоняющиеся от греха люди пребудут в нужде и скорби. Выглядят они в глазах «эрев рав» собаками..." (Зоар 3, 279):

Некоторые явно злоупотребляют этим объяснением, пытаясь представить дело так, будто если в евреях и имеется что-то дурное, то оно передалось ним исключительно от неевреев. Мол, будь мы химически чистыми потомками Авраама, Ицхака и Йакова, то у нас был бы такой чудесный характер, что хоть на руках нас носи!

Дело, однако, по-видимому, обстоит несколько сложнее. Не только «доброе побуждение» унаследовали евреи от своих отцов, и не одно только зло привили им египтяне. Рав Ури Шерки, например, считает, что если природные сыны Израиля были сионистами, стремящимися в обетованную землю и не слишком благоговеющие перед Моше, то «эрев рав», напротив, был захвачен исключительно личностью Моше, его судами, и его чудесами. Иными словами, именно египетские приверженцы Моше заложили законническую жилку еврейского народа. Итак, слишком сложно и парадоксально переплелись собственные и привнесенные черты еврейского характера, чтобы все негативное валить на «эрев рав». Но как все же соотносятся коренные еврейские души с привнесенными?

Приведенные слова Торы вроде бы однозначно свидетельствуют о том, что «толпа иноплеменников» была чисто внешним элементом. «Шестьсот тысяч пеших мужчин», являющихся основой Израиля, упомянуты особо, а «толпа иноплеменников» к ним внешним образом прилагается.

Между тем из некоторых комментариев может сложиться иное впечатление, а именно, что эти люди присоединились к Израилю в качестве прозелитов, то есть в качестве его полноправных сынов. Например, Раши так и поясняет слово «эрев рав»: «инородцы, присоединившиеся к ним в качестве прозелитов».

Близким образом представляет ситуацию комментарий Сончино, где сказано: «Может показаться, что толпы египетских рабов и пленных захотели воспользоваться удобным случаем, и убежать из Египта вместе с евреями. Но это неверно, исход не представлял собой беспорядочного бегства. Исход был организован родоначальниками семейств. Далеко не всем было разрешено присоединиться к евреям, покидающим страну. Основную часть примкнувших к евреям составляли люди, которые еще до исхода оставили идолопоклонство и жили в той или иной степени обособленной от египтян жизнью. Это подтверждается тем, что из Египта вышли только те, кто накануне принес пасхальную жертву и сделал обрезание».

Итак, согласно достаточно представительному мнению, еще накануне исхода «эрев рав» примкнул к Израили и фактически представлял с ним одно целое. Но тогда «эрев рав» вроде бы должен был входить в число «шестисот тысяч», а не перечисляться отдельно («шестьсот тысяч пеших мужчин,... а также многочисленная толпа иноплеменников») .

Статус гера

Прежде всего следует отметить, что мнение, согласно которому «эрев рав» прошел гиюр и тем самым полноценно входил в состав Израиля, далеко не единственное. Во-первых, оно встречает серьезную трудность в том общепринятом положении, что на протяжении египетского плена сыны Израиля предавались идолослужению. Так в книге пророка Йехезкеля сказано: «И Я сказал им: пусть отвергнет каждый мерзости (что пред) глазами его, и идолами египетскими не оскверняйте себя: Я – Господь Бог ваш. Но они восстали против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей, что пред глазами их, и идолов египетских не оставили они. И Я думал излить гнев Мой на них, истощить ярость Мою над ними в земле египетской». (Йехезкель 20:7-8). Аналогичное свидетельство приводится в книге Йегошуа Бин-Нуна: «Теперь же бойтесь Господа и служите Ему искренно и истинно и отвергните божества, которым служили отцы ваши за той рекой и в Египте». (24:14).

Более того, согласно устному преданию, в египетском рабстве евреи прекратили делать обрезания. Так в Мидраше «Шмот раба» говорится: «В Египте после смерти Йосефа сыны Израиля прекратили соблюдать заповедь обрезания, говоря: «Станем как египтяне». В наказание за это Всевышний обратил любовь египтян к евреям в ненависть, как сказано: «Он отвратил сердца их [египтян], и стали они ненавидеть Его народ, строить козни против Его слуг» («Тегилим», 105:25).

О каком гиюре в такой ситуации могла идти речь? Каким формально зримым способом иноплеменники могли примкнуть к Израилю? А рав Ури Шерки (считающий, что там, где в недельной главе «Бо» сказано «этот народ», имеется в виду «эрев рав») доказывает, что «толпа иноплеменников» не могла принимать участие в пасхальной трапезе, и считает, что в этот момент примкнувшие к Израилю египтяне занимались замесом теста, которое «понес этот народ прежде, нежели оно вскисло; квашни свои, увязанные в одеждах своих, на плечах своих» (12:34) (курс лекций, посвященных «Кузари» 13134).

Однако, даже если признать, что вышедшие с евреями иноплеменники прошли гиюр, это ни коим образом не вводит их в число «коренных душ», то есть с одной стороны не увеличивает это число на сколько-то тысяч, а с другой не дает повода исчислить «геров» внутри «шестисот».

Исход явился актом рождения еврейского народа, явился его «запуском» в историю. Это в такой мере так, что сошествие Йакова в Египет сравнивается с зачатием, казни именуются «схватками», а расступившееся море уподобляется отхождению вод. В этом отношении поколение исхода является поколением, задающим образ всех последующих поколений. Но иноплеменники вышли с евреями, они примкнули к евреям, не приняв ранее участия в драме противостояния с Паро. Таким образом, даже в случае какого-то суррогатного «гиюра», через который могли пройти иноплеменники, все равно представляется единственно мыслимым именно то перечисление, которое дается Торой.

Слова Торы «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. А также многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними» означают, что наряду с собственно израильским источником в еврейском народе присутствует также и дополнительный инородный элемент, оказывающий на него значительное влияние, но что не он задает его основу. Души «эрев рав» также продолжают циркулировать в еврейском народе, также продолжают формировать его «национальный характер», но все же не в плане принадлежности к Святому.


К содержанию







© Netzah.org