Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Бо"

ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНОЕ («Бо» 5771 - 06.01.2011)

Внутри языческого мира человек был не способен отличить себя от животного. Зачастую язычники даже обоготворяют животных и почитают их «священными», то есть стоящими выше людей, в то время как люди могут приноситься этим животным в жертву.

«От человека до скота»

В недельной главе «Бо» описывается ночь исхода сынов Израиля из Египта: «И сказал Господь Моше и Аарону в земле египетской, говоря: Месяц сей для вас начало месяцев; первый он у вас из месяцев года. Скажите всей общине израильской так: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый по агнцу на семейство, по агнцу на дом. А если дом слишком малочислен для употребления агнца, то пусть возьмет он и сосед его, ближайший к дому его, по числу душ; по мере еды каждого расчислитесь на агнца. Агнец без порока, самец однолетний должен быть у вас; из овец или из коз возьмите его. И да будет он у вас в хранении до четырнадцатого дня сего месяца, тогда пусть зарежет его все собрание общины израильской в вечерние сумерки. И пусть возьмут крови (его) и наведут на оба косяка и на притолоку в домах, в которых будут есть его. И пусть съедят мясо в ту же самую ночь, жаренным на огне; с опресноками и с горькими зельями будут есть его. Не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, а жаренного на огне, с головой его и с ногами, и с внутренностями его. И не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. И так ешьте его: чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посох ваш в руке вашей, и ешьте его с поспешностью; это песах Господень. А Я пройду в эту же ночь по земле египетской и поражу всякого первенца в земле египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими совершу суд» (12: 1-12).

В прошлой статье я отметил, что поедая «священное животное» египтян, сыны Израиля засвидетельствовали важнейшую истину Откровения – богоподобие человека, его коренное отличие от зверя. Однако в ночь исхода Всевышний не просто со всей ясностью провозгласил человека стоящим выше животного, Он также избрал Израиль, то есть создав народ пророков, как бы возвысил его над всем человечеством.

В той статье я показал, что восхождение на пророческий уровень не делает человека более ценным, что иерархия, предложенная рабби Йегудой Галеви, не подразумевает «расового превосходства» евреев, что миссия Израиля осуществляется силою свыше («Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» Тегелим (126:1).). Между тем существует одно созвучное концепции рабби Йегуды Галеви высказывание рава Кука, которое производит именно такое впечатление, и потому не случайно красуется в известных антисемитских изданиях: «Различие между израильской душой и душами всех народов, находящихся на разных уровнях, более велико и более глубоко, чем различие между душой человека и душой животного, так как между последними отличие количественное, а между первыми – качественное» (Орот Исраэль 5:10).

Кому-то может показаться, что приведенные слова Торы «Я поражу всякого первенца в земле египетской, от человека до скота» хорошо вписываются в эти слова рава Кука: когда дело доходит до египтян, то они находятся на одной доске со скотом. Но это чистая аберрация. Прежде всего следует отметить, что рассматривать людей вкупе с принадлежащим им скотом Св.Писанию свойственно также и в отношении евреев: «У всех же сынов израилевых не пошевелит пес языком своим ни на человека, ни на скот, дабы вы знали, что делает Господь различие между египтянами и Израилем».(Шмот 11:7) «Посвятил Я Себе всякого первенца в Израиле, от человека до скота» (Бемидбар 3:13).

Если Всевышний и делает различие между человеком и евреем, то явно не по степени их близости к животным. Действительно, буквальное понимание слов рава Кука неизбежно вступает в резкое противоречие с учением о единстве человеческого рода, постулируемом иудаизмом с самых древних времен. "Адам был создан единственным... ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: "Мой отец больше твоего" и чтобы выразить величие Пресвятого. Ибо человек чеканит много монет одним чеканом и все они похожи друг на друга. А Царь над царями царей отчеканил всех людей чеканом Первого Человека, но ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый должен говорить: Ради меня создан мир" (Сангедрин.37а.).

Человек или мыслящее животное?

Смысл рассматриваемого высказывания рава Кука совершенно другой: он подразумевает религиозное, то есть так или иначе культурное, а не расовое превосходство. Об этом свидетельствует несколько обстоятельств. Во-первых, возведение «культуры» к «душе народа» вплоть до их полного отождествления было присуще самой той эпохе, в которую жил рав Кук. Выражение «душа народа» часто служило тогда синонимом фольклора, синонимом народных песен и танцев. Известно, что ведя многолетнюю дискуссию с сионистами-социалистами, в частности с гегелианцами, рав Кук перенял от своих оппонентов ряд понятий и выражений. Для Гегеля же саморазвитие мирового духа (представляющего собой персонификацию мировой культуры) было немыслимо без участия «народной души». «Национальная культура» и «народная душа» в системе классического немецкого идеализма были взаимозаменямыми понятиями.

Таким образом, выражение «различие между израильской душой и душами всех народов» следует понимать как «различие между верой Израиля и верами всех народов». Это подтверждается также и тем, что приведенные слова рава Кука являются продолжением другого фрагмента, в котором говорится именно о «духовных», о «культурных» различиях: «Человека отличает от животного то, что он способен с любовью переносить любые страдания, лишь бы не утратить своего человеческого достоинства. Различие между верой Израиля и прочими религиями, даже теми, которые возникли под его влиянием, того же рода».

Наконец, невозможно игнорировать также и то обстоятельство, что говоря о «различии между израильской душой и душами всех народов...» (в том смысле, что оно «более велико и более глубоко, чем различие между душой человека и душой животного»), рав Кук имеет в виду также и души «геров», души прозелитов. В самом деле, любой человек, даже потомок Амалека – родового противника евреев - может пройти гиюр и стать полноправным и полноценным евреем, в то время как не существует «процедуры», с помощью которой собака, или даже человекообразная обезьяна могли бы быть переведены в ранг человека. Уже одно это обстоятельство полностью разрушает возможность расистского понимания рассматриваемого высказывания.

Обрезание с последующим погружением в водный источник (в неудачном русском переводе - «крещение») является культурным актом приобщения инородца к «народной душе» Израиля. По раву Куку, человек, заново родившийся в лоне еврейства, отличается от себя прежнего в большей мере, чем прежде он отличался от животного. Подобная трактовка, разумеется, также может кого-то возмутить, тем не менее, ей невозможно отказать ни в легитимности, ни в здравости. По сути она означает лишь то, что без дарованного свыше Откровения даже самый разумный человек не способен заметить свою уникальность, не способен увидеть истинное различие, пролегающее между уровнем существа живого и уровнем существа разумного (в терминах «Кузари» - говорящего). Как мы уже выяснили в прошлой статье, внутри языческого мира человек был не способен отличить себя от животного. Зачастую язычники даже обоготворяют животных и почитают их «священными», то есть стоящими выше людей, в то время как люди могут приноситься этим животным в жертву.

Но в том-то и дело, что аналогичной неспособностью увидеть различие между человеком и животным отмечены и более высокие культуры. Даже для многих просветителей человек был в первую очередь именно «думающим животным». В свое время Гегель полностью нивелировал библейское Откровение, сведя его к Логике. Объявив, что «все действительное разумно, и все разумное действительно», он представил человека насквозь «естественным», насквозь природным существом. И когда Кьеркегор пишет, что «по сути дела, Гегель делает человека язычником, обладающим разумом родом животных», то он утверждает то же самое, что и рав Кук, а именно, что Гегель и сам является таким язычником, является таким «разумным животным».


К содержанию









© Netzah.org