Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ |
Недельная глава «Бешелах» начинается словами: «И было, когда Паро отпустил народ, Бог не повел их по дороге земли филистимлян («Эрец Пелиштим»), ибо близка она; потому что Бог сказал: может быть, народ передумает при виде войны и возвратится в Египет. И обвел Бог народ дорогою пустынною к Ям Суфу» (13:17-18).
Опасения Всевышнего были вполне оправданы. Как известно, через год евреи отказались входить в Эрец Исраэль именно из-за страха перед ее обитателями («не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас» - Бемидбар 13:31), и действительно запросились в Египет («Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» 14:3). .
Итак, в момент исхода путь в Обетованную Землю был близок, но Всевышний не повел евреев этим путем. Таким образом, в качестве первого препятствия при возвращении на родину Тора называет филистимлян. Но как мы знаем из дальнейшего, этот народ оказался не только первым, но также и самым серьезным препятствием для пребывания евреев в Эрец Исраэль на протяжении всей его древней истории.
Что же это был за народ - филистимляне, страх перед которым казался столь ожидаемым и естественным?
Впервые филистимляне упоминаются в Писании в связи с болезнью их царя Авимелеха, постигшей его после того, как он ввел в свой дом Сару. Завершилась та история вполне мирно: «И сказал Авимелех: вот, земля моя пред тобою: живи, где нравится глазам твоим (20:15)… И пребывал Авраам в земле Пелиштим дни многие» (Берешит 21:33).
Итак, согласно Торе (данные которой в этом пункте несколько расходятся с принятыми в исторической науке), филистимляне жили в «земле Пелиштим» еще во времена Авраама, тем не менее они выглядят стоящими несколько особняком от прочих племен, населявших Ханаанскую землю («Эрец Кнаан»). Во-первых, филистимляне имели иное происхождение, чем сыны Кнаана: «А Мицраим родил Лудим и Анамим, и Леавим, и Нафтухим, И Патрусим, и Каслухим, откуда вышли Пелиштим и Кафторим. А Кнаан родил Цидона» (Берешит 10:14)
Во-вторых, пелиштим никогда не перечисляются на одном дыхании с прочими обитателями Эрец Кнаан: «И сказал Йеошуа: из этого узнаете, что Бог живой среди вас и что Он совершенно прогонит от вас кенаанея, и хэйтийца, и хиввййца, и перизея, и гиргашея, и эморийца, и йевусея» (Йегошуа 3:10). Более того, Всевышний не дает ясных и однозначных обещаний прогнать филистимлян. Такой обет при желании можно вычитать в словах: «И проведу пределы твои от Ям Суфа до моря Пелиштимского и от пустыни до реки, ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и ты прогонишь их от себя». (Шмот 23:33) Однако прямых высказываний на этот счет ТАНАХ не содержит.
Как бы то ни было, филистимляне не были изгнаны, и на протяжении всей истории оставались единственными серьезными «внутренними» врагами евреев. «Йеошуа же состарился, вошел в лета (преклонные); и сказал ему Господь: ты состарился, вошел в лета (преклонные), а земли осталось еще очень много для овладения. Вот земля оставшаяся: все округи пелиштимские и весь гешурийский. От Шихора, что пред Египтом, и до предела Экрона к северу, считавшегося кенаанейским; пять князей пелиштимских: азский, ашдодский, ашкелонский, гатский, экронский и аввийцы». (Йегошуа 13:1)
Тем не менее, по плану Создателя «эрец Пелиштим» должна была принадлежать сынам Израиля, колену Йегуды: «И вышел жребий колену сынов Йеуды, по семействам их, подле границы Эдома: пустыня Цин к югу, до самого края юга. И оказалась у них граница южная от края Ям Амэлах, от залива, обращенного к югу. А с юга идет она к возвышенности Акраббим, и переходит Цин, и, восходя с южной стороны к Кадэйш-Барнэа, переходит к Хэцрону, и, восходя до Аддара, поворачивает к Аккарке; И проходя Ацмон, идет к потоку Египетскому; конец же этой границы – море. Это будет у вас граница южная». (15:1-5)
Неудивительно, что при перечислении врагов Израиля Писание называет филистимлян первыми: «И вот те народы, которых оставил Господь, чтобы испытать ими Израилитян, всех, которые не знали обо всех войнах Кнаанских, Для того только, чтобы знали поколения сынов Израиля, как вести войну, потому что прежде не знали ее: Пять князей Пелиштимских, всех Кнаанеев и Цидонян, и Хиввийцев, живших на горе Леванон, от горы Баал-Хермон до входа в Хамат. Оставлены были они для испытания ими Исраэйльтян, дабы узнать, будут ли они повиноваться заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их через Моше» (Шофтим 3:1-4).
Что произошло с этим народом в дальнейшем? Он разделил печальную участь еврейского народа, а именно он был разгромлен персами и угнан в плен. Однако в отличие от евреев филистимляне уже никогда не вернулись на родину. Дальнейшая история Ашкелона и Газы — это уже история скорее персидских, позже эллинистических городов, но даже и во времена Хасмонеев (во всяком случае на каких-то территориях) – все же не еврейских.
Однако вторую свою антиеврейскую жизнь филистимский народ обрел уже после своего исчезновения, обрел ее в увековечивании своего имени в географическом названии «Палестина».
Как известно, Иудея получила прозвище «Палестина» только в 135 г. по указу императора Адриана, пожелавшего стереть память о мятежном еврейском племени. Между тем он лишь воспользовался уже существующим термином, которым на протяжении веков пользовались греки, и который ввел еще Геродот (484 – 425 до н.э.). Этот ученый объездил края Эйкумены от Аравии («Есть в Аравии местность, расположенная примерно около города Буто, куда я ездил, чтобы разузнать о крылатых змеях» (2:75) до Каспия («Каспийское море – это море совершенно особого рода. Длина его – пятнадцать дней плавания на гребном судне, а ширина в самом широком месте – восемь дней. На западе оно граничит с Кавказским хребтом – самой обширной и высокой из всех горных цепей» (1:203), от Индии («в полдень в Индии солнце припекает почти так же сильно, как и в других странах» 3:104) до истоков Нила («я сам доходил до города Элефантины... Здесь Нил усеян острыми утесами., так что плавание невозможно. Пройдя за 40 дней эту страну, садишься на другую барку» (2:27-29).
Описывает он и наши палестины, однако, во-первых, не упоминает евреев (которые в его время частично вернулись из плена и отстроили Храм!), а во-вторых, именует их землю «Палестиной», то есть «Эрец Пелиштим», в то время как филистимлян там уже два века как не было!
Вот один из примеров: «финикияне, по их же словам, в древности обитали на Красном море, а впоследствии переселились оттуда и ныне живут на сирийском побережье. Эта часть Сирии и вся область вплоть до Египта называется Палестиной (??? ?? ?????? ????? ?? ?????? ??? ?? ????? ???????? ??? ?????????? ????????.)» . (7:89)
Этому, по-видимому, имеется то простое объяснение, что он путешествовал в Африку морем, и поэтому, слыша о живших здесь прежде филистимлянах, он остался неосведомлен относительно карликового государства евреев, возрождающегося в ту пору на горном хребте.
Как бы то ни было, арабы, завоевавшие Эрец Исраэль в 638 г., прозвали эту провинцию халифата Фаластын. В средние века Эрец Исраэль без экивоков звалась «Святой землей» («Terra Sancta»), однако в Новое время с усилением секуляризма ей «вернулось» не ее подлинное, а ее «академическое» наименование – Палестина.
Можно ли считать случайным, что наименование «Палестина» сохранилось даже во времена Британского Мандата, когда было провозглашено право евреев на возвращение? Это название очень пришлось впору англичанам, быстро перестроившимся на антисемитский лад. И уж совсем неудивительно, что имя древнего филистимского народа, упорно сопротивлявшегося еврейскому присутствию в Эрец Исраэль, было присвоено искусственно выведенному арабскому племени "палестинцев", - племени, которое успешно используется «прогрессивным человечеством» в качестве тарана для разрушения возрожденного еврейского государства.