Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Бешалах"

СТРАННОЕ ЗНАМЯ («Бешалах » 5770 - 28.01.2010)

Руки Моше стали знаменем и символом, потому что за несколько дней до того Всевышний использовал эти руки для величайшего из чудес - рассечения вод Ям-Суфа и уничтожения армии Паро. Высоко поднятые руки Моше служили зримым напоминанием о могуществе Всевышнего.

Битва с Амалеком

В недельной главе «Бешалах » описывается война с Амалеком, произошедшая через несколько дней после того, как сыны Израиля прошли по дну расступившегося перед ними моря Ям-Суф: «И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидиме. И сказал Моше Иегошуа: выбери нам мужей и поди, сразись с Амалеком; завтра я стоять буду на вершине холма с посохом Божиим в руке моей. И сделал Йегошуа, как сказал ему Моше о сражении с Амалеком; а Моше, Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было, как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль; и как опустит руку свою, одолевал Амалек. Но руки Моше отяжелели; и взяли они камень, и подложили под него, и он сел на него, а Аарон и Хур поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны, и были руки его тверды до захождения солнца. И низложил Иегошуа Амалека и народ его острием меча. И сказал Господь Моше: запиши сие на память в книгу и внуши Йегошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба. И построил Моше жертвенник, и нарек ему имя "Господь – Нисси" (Господь – чудо мое). И сказал он: вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род» (17:8-15).

Что значит это странное держание рук в течение долгих часов, пока длился бой? Каким образом воздевание рук могло влиять - и как мы видим, влиять самым решительным образом - на ход сражения? Если бы Моше получил такое повеление от Бога, мы бы еще могли это как-то понять. От Всевышнего часто исходят требования, не имеющие какого-либо рационального объяснения. Но ведь Моше вроде бы действовал по собственному почину, ему виделся в этом действии какой-то непосредственный смысл. Какой же?

Вопрос не праздный. Ведь со стороны действие это выглядит настолько странным, настолько причудливым, что неудивительно, если у кого-то возникнет впечатление, будто бы речь идет о какой-то магии, об использовании какого-то «энергетического поля». В самом деле, хорошо известно, что оккультисты широко используют для своих манипуляций именно руки. Без того или иного участия рук не обходится ни одно чародейство, а иногда именно руки служат основным источником «энергии», как, например, в следующем описании: «на расстоянии двух аршин от факира, сидящего на полу, ставят горшок с землей, куда сажают зерно какого-нибудь растения. Он устремляет на него свой взгляд, мало-помалу бледнеет и застывает в своей позе, с руками, простертыми к зерну, погруженный, по-видимому, в каталептическое состояние, причем тело его слегка охлаждается. По прошествии некоторого времени из зерна вырастает побег и быстро увеличивается в размере. Если продолжить опыт, то растение за три-четыре часа покрывается цветами и на нем появляются зрелые плоды, пригодные в пищу».

Итак, у простого человека при чтении истории об использовании воздетых рук во время сражения сынов Израиля с Амалеком вполне может сложиться впечатление, что речь идет об высоких «энергетических» возможностях «великого посвященного» по имени Моше, т.е. о совершении им действий по меньшей мере сомнительных. Но каким тогда может быть подлинный смысл этого многочасового воздевания рук? Каким образом это странное утомительное занятие могло повлиять на исход сражения?

В Талмуде дается такое объяснение: «Когда Моше в молитве возносил руки, сыны Израиля воодушевлялись, устремляли ввысь свои взоры и сердца. Когда же руки Моше опускались и более не указывали им на небо, силы покидали их» (Рош ха-Шана 29а). Иными словами, воздевание рук Талмуд предлагает понять как молитвенное. Аналогичным образом трактует этот эпизод также и Раши: «и был он: руки его — символом веры. И был Моше: руки его с верою воздеты к небу в молитве верной и истинной».

Между тем, как мы видим, Раши обращает внимание на то, что руки Моше поднимались все же не только в естественном молитвенном порыве, но что они служили также и неким символом веры. В самом деле, молитва может быть сколь угодно долгой и неотступной, она может сопровождаться соответствующими телодвижениями и соответствующей жестикуляцией, но в какой мере ей могут помочь в течение долгих часов с великим трудом поднятые руки? В столь длительном воздеянии рук невольно видится какое-то самодовлеющее действие, никак с самой молитвой уже не связанное.

Из этого же толковании Талмуда ясно видно, что воздетые руки Моше служили для поддержания боевого духа сынов Израиля. То есть служили тем, чем призвано служить знамя. Поэтому некоторые комментаторы даже утверждают, что руки Моше были похожи на знамя. Рамбан поясняет, что десять пальцев намекали на десять сфирот. Слово «намекают» опять же естественно понять как «символизируют». То есть опять же речь как будто идет о неком знамении, некоем знаке, который воодушевляет народ. Это с одной стороны. С другой стороны, если за руками увидеть какой-то символ, то это опять же не дает ответа на наш главный вопрос: почему все же в качестве знамения была выбрана пара рук? Чем было обусловлено это, в сущности, никогда и нигде не повторившееся больше «знаменосительство»?

По свежим следам

Ответ на этот вопрос, как мне кажется, можно найти в нашей же главе «Бешалах », а именно в реалиях перехода Ям-Суфа. Для самого Моше и для всего народа были свежи воспоминания о имевших место всего несколько дней назад событиях перехода через Ям-Суф, когда Всевышний управлял водной стихией посредством рук, простираемых Моше. Так, мы читаем: «И сказал Господь Моше: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись. А ты подними посох твой и простри руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (14:16).

«И простер Моше руку свою на море, и отводил Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды» (14:21).

«И сказал Господь Моше: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моше руку свою на море, и возвратилось море при наступлении утра к природной силе своей; а Египтяне бежали ему навстречу. И опрокинул Господь Египтян среди моря» (14:26-28).

Излишне говорить, что управление грозной водной стихией с помощью рук произвело сильнейшее впечатление как на народ, так и на самого Моше. И по всей видимости, именно это в течение нескольких дней сохранявшее свою живость впечатление невольно побудило Моше поднимать руки во имя победы Израиля. Сражавшиеся с Амалеком израильтяне не могли не воодушевляться их видом. Руки Моше стали знаменем и символом, потому что за несколько дней до того Всевышний использовал эти руки для величайшего из чудес - рассечения вод Ям-Суфа и уничтожения армии Паро. Высоко поднятые руки Моше служили зримым напоминанием о могуществе Всевышнего. Очевидно также, что «самодеятельность», проявленная Моше в этом случае, никак не могла быть вменена ему в грех. Ведь Моше не рассчитывал прозвести таким образом чудо. Он лишь хотел воодушевить воинов, хотел поддержать их боевой дух, а для этого все средства хороши.


К содержанию









© Netzah.org