Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Итро"

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ДИХОТОМИЯ («Итро 5768 - 24.01.2008)

(Продолжение, начало в "Бешалах 5768")

...Трудности психо-физической дихотомии, прочно вошедшей во все поры нашей картезианской мысли, очень напоминают трудности современной физической "стандартной теории", не способной объяснить происхождение масс из энергии...

Святость и нечистота

В недельном чтении "Итро" рассказывается о даровании народу Израиля десяти заповедей. Между тем на себя обращает внимание, что приближение к открывающемуся народу Богу было смертельно опасно: «И сказал Господь Моше: сойди, предостереги народ, чтобы они не порывались к Господу, чтобы видеть, а то падут из него многие. И даже священники, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, а то разгромит их Господь. И сказал Моше Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: "огради гору и освяти ее". И сказал ему Господь: пойди, сойди, и взойдешь ты и Аарон с тобою; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, а то разгромит Он их» (19:21-24).

Мы знаем, что страх погибнуть от приближения к святыне был вполне оправдан. Писание содержит не одно описание такой гибели. В этом отношении достаточно напомнить о небесном огне, поразившем сыновей Аарона (Ваикра 10:1-3).

Причем это не единственный ряд событий, в которых приближение к Духу жизни - жизни лишает. Общепризнано, что слова Торы, спасительные для праведника, губительны для нечестивца. Действительно, Тора признается «Древом Жизни для придерживающихся ее» (Мишлей 3.18), но в то же время она является источником гибели для тех, кто обращается с ней недостойно, как сказано: «Всякий использующий Тору – искореняется из мира» (Недарим 62а), или «для забирающих в ней (Торе) вправо – она эликсир жизни, для забирающих влево – смертельный яд» (Шабат 88.б). Аналогичное высказывание приводится также в трактате Йома (2.б): «для того, кто удостоится, Тора – эликсир жизни, для того, кто не удостоится - смертельный яд».

Здесь невольно усматривается странное соответствие между святым и нечистым. Ведь и нечистое не только несет гибель, но при определенных обстоятельствах, начинает прислуживать святости! Неправильное приближение к святому (обычно несущему жизнь) способно убить, подобно тому как правильное приближение к нечистому (обычно несущему смерть) способно оживлять!

Устное предание содержит несколько историй такого парадоксально-позитивного использования праведниками нечистых сил. Например, в трактате Шаббат (89.а) говорится, что во время мора, когда Аарон «встал между мертвыми и живыми» (Бемидбар 17.12), он получил от ангела смерти некие сакральные знания. Согласно другой агаде (Гитин 68), шамир, с помощью которого обтачиваются камни при строительстве Храма, хранился у князя бесов Ашмадая, и царь Шломо получил это средство именно от него.

Являясь противоположными реальностями, Святое и Нечистое, по-видимому, имеют некоторые точки соприкосновения, точки структурного перехода.

Впрочем, можно взглянуть на эту гибельность святости даже более просто: Всевышний сильнее смерти, о которой Левинас сказал, что она некоторое предельное Другое: "Приближение смерти означает, что мы вступили в отношения с тем, что есть нечто совершенно другое; нечто несущее в себе свойство быть другим и притом не временно, так что мы могли бы вобрать его в себя в пользовании. Нет, такое нечто, само существование которого заключается в том, чтобы быть другим. Мое одиночество не подтверждается, а разбивается смертью".

Поставьте на место слова "смерть" слово "Бог", и вы поймете, что неосторожное приближение к Нему просто не может не убивать, что в каком-то аспекте Он не может не быть смертоносен.

Стандартная теория

Эта увязанность святости и нечистоты, Бога и смерти, подлинности и иллюзорности возвращает нас к теме, поднятой в предыдущей статье – к теме психофизической дихотомии.

Смысл этой дихотомии везде и повсюду усматривается именно в контексте смерти и иллюзии. Материя – это ничто, и если в этом ничём и можно усмотреть какой-то смысл, то исключительно "мелкий" дидактический смысл определения "чего-то". Благодаря "ничему" высвечивается "нечто". Это единственное, на что оно, «ничто», может сгодиться, после чего его следует выкинуть и навсегда забыть. Так считали эллинисты, так считали индуисты, так считали буддисты и т.д. Но только иудеи усматривали в этой паре не непримиримых врагов, а тесных партнеров. Согласно иудаизму, тело не является темницей души, материальный мир не является вырождением и гибелью мира идеального. Они именно вечная осмысленная пара.

Материя – это ничто, но в этом ничём воспроизводится, дублируется и навсегда утверждается дух. Вспомним, что согласно бесчисленному множеству мистических свидетельств, души умерших людей имеют тот же самый облик, который сформировался в их "телесных оболочках". Души могут существовать без тел, но задача священной истории состоит в том, чтобы в мире материи эти души воспроизвелись, и через воскресение навсегда утвердились, как сказано: «Вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля. И узнаете, что Я – Господь, когда открою Я погребения ваши, народ Мой, и когда подниму вас из погребений ваших. И вложу дух Мой в вас – и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я Господь» (Иехезкель 37.12-14)

Итак, хотя наше неадекватное приближение к Всевышнему убивает, Его адекватное приближение к нам воскрешает.

Согласно общерелигиозной платонической интуиции, в нижнем земном мире нет решительно ничего, что бы не имело своего духовного прообраза в мире грядущем. Все отражает ту или иную идею. Вода соответствует идее жизни и очищения, дерево – познанию и т.д. Причем этот принцип касается пограничных предметов не в меньшей мере, чем самых что ни на есть центральных. Так, например, в свое время я пытался показать, что утверждение Торы, что в крови содержится душа, означает прежде всего то, что кровь соответствует идее души. Так же мне доводилось сравнивать выход души из тела с физическим рождением человека (черный тоннель – родовые пути, покинутое собственное тело - покинутое тело матери - и т.д.). Похоже, что психофизическая дихотомия также имеет один вполне природный аналог, а именно соотношение энергии и вещества.

В самом деле, в материальном мире также имеется своя дихотомия, страдающая той же трудностью, что и дихотомия психофизическая. Во всяком случае трудности психо-физической дихотомии, прочно вошедшей во все поры нашей картезианской мысли, очень напоминают трудности современной физической "стандартной теории", не способной объяснить происхождение масс из энергии.

"Стандартная теория" была предложена в 1974 году. К тому моменту в ходе наблюдений и экспериментов учеными были обнаружены уже более ста микрочастиц. Как-то нобелевский лауреат Энрико Ферми сказал своему студенту: "Молодой человек, если бы я мог упомнить названия всех элементарных частиц, я бы стал ботаником".

Понятно, что вопрос их упорядочивания и классификации стал выглядеть делом даже гораздо более затруднительным, чем классификация химических элементов в доменделеевскую эпоху.

Именно тогда произошел переворот, позволивший все свести к квантующимся полям. В рамках стандартной теории число "элементов" решительно сократилось и свелось к трем семействам, включающим по шесть кварков и по шесть лептонов. Эти элементы, которые взаимодействуют, обмениваясь виртуальными частицами, по существу описывают весь микромир. Причем стандартная теория хорошо согласуются с экпериментальными данными, и многое предсказала наперед.

Однако эта теория сталкивается также и с рядом трудностей, первая и основная из которых – неспособность объяснить происхождение массы.

Стандартная теория пытается объяснить появление массы у элементарных частиц (до того чисто энергетических) взаимодействием с так называемым полем Хиггса. Но поле это никогда никто не уловил экспериментально, оно введено чисто спекулятивно. И хотя в настоящий момент ученые интенсивно заняты поиском этого поля, положительные результаты совсем не гарантированы.

Так что в рамках существующей на сегодня научной теории возникновение масс также необъяснимо, как в рамках языческого мировоззрения необъяснимо возникновение материи.


К содержанию









© Netzah.org