Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ |
Золотой телец и золотая менора – это произведения двух различных миропорядков, двух мировоззрений, и если золотой телец получился случайно по законам судьбы (ворожба встроена в судьбу, и никогда не идет против нее), то менора возникла неслучайно, а под водительством Провидения
В недельной главе "Трума" излагаются распоряжения Всевышнего, связанные со строительством скинии: "И сказал Господь Моше, говоря: Скажи сынам Израилевым, чтобы собирали для Меня приношение; от всякого человека, благорасположенного сердцем, берите приношение Мне. И вот приношение, которое вам принимать от них: золото, серебро и медь; И синету, и багряницу, и червленицу, и виссон, и козью шерсть, И кожи бараньи красные, и кожи тахашевые, и дерева шиттим, Елей для светильника, пряности для елея помазания и для благовонного воскурения, Камни ониксовые и камни вставные для эфода и для наперсника. И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать в среде их. Все, как Я показываю тебе, образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте". (25:1-9)
Среди прочего было повелено сделать также и менору. Всевышний сказал: "И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет (сделается) светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей (должны) выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его". (25:31).
Это выражение ("тэасе"), которое можно понять как "сделается", толкуется некоторыми в том смысле, что семисвечие было частично нерукотворным. Никто не отливал минору в специальную форму, никто не чеканил ее, вылитое из плавильного ковша золото само запеклось в виде семисвечия!
Как известно, создание скинии понимается как искупление греха поклонению золотому тельцу. Это касается всей скинии. Между тем золотая менора, по-видимому, играет в ней какую-то отдельную значительную роль. Действительно, возникнув случайно, золотая менора тем самым невольно повторила случайное возникновение золотого тельца, о котором мы прочтем в следующей главе ("бросил я его в огонь, и вышел телец этот" 32:22-25). Согласно преданию, тому, что из расплавленного золота образовался телец, способствовали чары египетских кудесников, которые покинули свою страну вместе с еврейским народом («эрев рав»). Однако никаких рукотворных средств при отливке не применялось.
Случайность образования меноры, по всей видимости, представляет один из важнейших элементов «тикуна» этого волшебным образом появившегося кумира. Греху золотого тельца уместно поэтому противопоставлять заслугу золотой меноры.
Но может ли (пусть и с помощью волхования) из расплавленного металла случайным образом возникнуть фигура, фигура тельца? Теоретически, конечно, может. Мы, например, иногда замечаем, как на небе облака образуют подобия тех или иных живых существ – крокодилов, овец, верблюдов. Так же дело должно обстоять и с ненамеренной отливкой. Золотой телец случайным образом отлиться мог, хотя вероятность такого события и весьма мала. Однако в отношении второй отливки возникают известные трудности. Еще Паскаль отмечал, что выпадение любого порядка карт задним числом выглядит как ничтожно малая, но она все же выпала, и ничего невероятного в этом нет. Какой-то порядок ведь должен был выпасть. Лишь выпадение такого же самого порядка вторично представляет собой собственно невероятное событие.
Похожая ситуация наблюдается и в нашем случае: когда первый раз отлилась осмысленная фигура (золотой телец), мы готовы в это поверить, но когда осмысленная отливка произошла вторично (менора), мы невольно озадачиваемся вопросом: каким образом это возможно? Один раз может произойти все, но два раза – это уже закономерность.
Прежде чем попытаться дать объяснение этому событию, сначала попробуем все же потребовать к ответу саму науку. Пусть расскажет, посчитал ли кто-то «мат.ожидание» самого "мат.ожидания"? Ведь оно-то на самом деле ни из чего не следует, оно-то ведь бесстыдно, вызывающе произвольно.
Лев Шестов в этой связи замечает: "Вы знаете, конечно, что такое теория вероятности, законы больших чисел и статистика. И тоже знаете, что в социальных явлениях есть своя правильность и закономерное чередование. Не только ежегодно в каждой стране число рождающихся мальчиков постоянно и немного превышает число рождающихся девочек, но даже рассеянность человеческая подлежит регламентации: статистики выяснили, что из года в год число опущенных в почтовые ящики конвертов без адресов бывает одно и то же. Ведь рассеянность проявляется многообразно: можно забыть зонтик или палку, надеть чужую шляпу, можно забыть и конверт надписать. И если уже бедному человеку полагается иметь определенный показатель рассеянности, то пусть бы нам оставили хоть свободу в способах проявления рассеянности. Так нет же! Кто-то зорко следит, чтоб количество ненадписанных конвертов, унесенных чужих шляп, забытых зонтиков не выходило за пределы вперед установленной нормы. Чего больше? Попробуйте подбрасывать монету. Пока вы пробуете мало раз, вас оставляют в покое и вам предоставляется полная свобода: монета будет выпадать то вверх орлом, то вверх решеткой - как случится. Но стоит вам захотеть проделать этот опыт в большом масштабе - конец вашей свободе: кто-то начинает вас подталкивать под руку, и хотите ли вы или не хотите, а число выпадений на орел или решетку будет приблизительно одинаковое. "Гордый" разум очень обиделся, заметив, что регламентация доведена до таких мелочей, и по своему обычаю сейчас же подыскал соответствующее "естественное" объяснение. Так и должно быть, говорит он, ибо если нет определенных причин тому, чтоб монета падала чаще вверх орлом, чем решеткой, то количество тех или иных выпадений должно быть приблизительно одинаково. Но разве это объяснение? Ведь тоже нет никакого основания и для одинакового выпадения! Правильный вывод такой: так как нет причин ни для равного, ни для неравного количества выпадения, то, стало быть, может быть всякое. В одном случае может быть много больше орлов, чем решетки, в другом случае - немного, в третьем - поровну и т. д. И что такое заключение правильно, т. е. что закон больших чисел не снимает загадочности с разбираемого явления и ничего не объясняет, - косвенно доказывается еще и тем обстоятельством, что многие логики эмпирически проверяли его: бросали монету до десяти тысяч раз. И эмпирически убеждались, что ничего не поделаешь: кто-то ограничивает свободу падения монеты и добивается того, что норма осуществляется неизменно. Эмпирическое доказательство, конечно, неопровержимо, особенно ввиду того, что его столько раз уже проверяли по всевозможным случаям. Но объяснение совершенно никуда не годится, или, проще говоря, нет никакого объяснения".
Итак, статистические законы не могут требовать к ответу чудесные явления, сопряженные со статистикой. Ведь и сама статистика вполне чудесна!
Однако в случае тельца и семисвечия имеется некоторое дополнительное соображение. Дело в том, что случаи тельца и меноры восходят к противоположным миропорядкам: отлитый волхвами телец - к принципу судьбы, отлитое пророком семисвечие – к принципу Божественного промысла.
Законы судьбы, в основе которой, по вере всех языческих культур, лежит иррациональное начало, вообще очень напоминают собой законы статистки. Действительно, чувство иррациональной предопределенности всякой человеческой - а по сути и божественной - жизни пронизывает сознание всех древних культур. И повсюду мудрецы призывали людей склоняться перед ее загадочной, тупой и неумолимой силой. Так Сенека пишет: "Закон судьбы совершает свое право… ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость. Он идет своим невозвратным путем, предначертанное вытекает из судьбы… Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба… ".
Однако согласно еврейскому видению, миром управляет не слепая судьба, а внимающий молитвам и промышляющий все до последней детали Господь. Но тогда золотой телец и семисвечие – это произведения двух различных миропорядков, двух мировоззрений.
В этом отношении вполне можно сказать так – если золотой телец получился случайно по законам судьбы (ворожба встроена в судьбу, и никогда не идет против нее), то менора возникла неслучайно, а под водительством Провидения. Таким образом, перед нами не два повторившихся чудесных явления, разрушающих вечные и незыблемые (как сама судьба) законы мат.ожидания, а два разных чудесных явления, ни как не влиявших друг на друга статистически.