Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Трума"

ДВЕ ЖЕНЫ ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА («Трума» 5765)

Хава и Лилит

В недельной главе «Трума» описывается строительство мишкана и тех приношений, которые этому строительству предшествовали. В числе прочего сообщается о предписании сделать крышку ковчега завета, украшенную двумя керувами.

«И сделай крышку из чистого золота: два локтя с половиною длина ее полтора локтя ширина ее. И сделай двух керувов из золота, чеканной работы сделаешь их на обоих концах крышки. И сделай одного керува с одного края и одного керува с другого края, из самой крышки сделайте керувов на обоих краях ее. И будут керувы с распростертыми вверх крыльями покрывать крыльями своими крышку, а лицами своими друг к другу; к крышке да будут лица керувов. И положи крышку на ковчег сверху, а в ковчег положишь откровение, которое Я дам тебе» (25.17-21)

Раши поясняет, что уточнение «сделай одного керува» дается для того, чтобы мы не подумали, что на каждом краю должно быть по два керува. Иными словами, Тора специально уточняет, что керувов должна быть именно пара. Одна пара.

При этом в Зохаре сообщается, что один керув имел вид мужчины, а другой женщины. Причем присутствие Шехины между ними указывает на то, что лишь в супружестве человек достигает цельности и Божественного света.

Это толкование Зохара уместно соотнести с другой историей, рассказанной в этом же мидраше, а именно с легендой о создании Лилит.

Действительно, в Зохаре сообщается о том, что вслед за Адамом ему была создана пара - женщина Лилит. Она была сотворена так же как и Адам - из праха. В то время как Хава, созданная позже Лилит, была произведена из ребра самого же Адама.

В паре (причем именно в одной паре) керувов – одного в образе мужчины и второго в образе женщины, объединенных крышкой ковчега, естественно усмотреть именно образ спаренного сотворения и сосуществования Адама и Хавы.

Между тем, альтернативное сотворение мужчины и женщины (Адама и Лилит), о котором рассказывается в Зохаре, дополнительно подчеркивает осмысленность спаренного сотворения (Адама и Хавы), сотворения в котором женщина соподчинена мужчине, а не полностью независима от него.

Истоки феминизма

История о сотворении Лилит впервые приводится в апокрифическом сочинении «Алфавит Бен-Сира». В нем рассказывается, что после создания Всевышним первого человеческого существа, Адама, Он сказал: «Нехорошо, чтобы Адам был один» (Береш 2:18). Он создал женщину тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно повздорили. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе подобает быть подо мной, и мне сверху тебя».

Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.

Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней.

Всевышний сказал Адаму: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».

Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться». «Алфавит Бен-Сира» (23а-b)

Согласно народному поверью, с той поры Лилит промышляет демонизмом: она прерывает беременность, приносит вред роженицам; губит новорожденных (мальчиков до обрезания, а девочек – до 20-ти дней жизни). Кроме того, Лилит искушает мужчин во сне, она крадет их семя, которое использует для зачатия демонических детей, взамен собственных.

В комплексе легенд, связанных с Лилит, характерны и интересны два пункта. Во-первых, что брачный союз на паритетных началах неустойчив, а во-вторых, что он подталкивает женщину к демонизму.

В самом деле, брак, любовная связь потомков Адама и Хавы держится за счет выраженной асимметрии, в основе которой лежит женское чувство принадлежности мужчине.

Созданная из мужского ребра, женщина тянется к своему мужу, желает ему принадлежать. Мужчина счастлив тем, что владеет прекрасной женщиной, но при этом не вполне правильно говорить, что женщина владеет мужем, она именно принадлежит ему и именно в этом обретает свое счастье.

Феминистки категорически спорят с этим положением. Они настаивают на полном равенстве мужчин и женщин. Но их спор бессмыслен. Это не две позиции, это наличие и отсутствие некоего опыта, как беспринципность – это не альтернативный принцип, а именно отсутствие принципиальности.

Действительно, женщина, которая желает принадлежать какому-то мужчине, одновременно не хуже любой феминистки не желает принадлежать всем остальным представителям сильного пола. Иными словами, этот опыт (нежелания принадлежать) прекрасно знаком всякой женщине, которая требует, чтобы закон защищал ее от сексуальных домогательств.

Но в том то и дело, что феминистка не ограничивается запретом сексуальных домогательств, она требует изменения общего отношения к ней как к женщине. Феминисткам по тем или иным причинам недоступен инстинкт нормальных женщин, и они не желают принадлежать никому. Феминистски стараются уподобиться Лилит, которая требовала полного равенства даже в сексуальной жизни.

Однако в этой связи уместно обратить внимание на то, что в отделении женщины от мужчины прообразуется отделение Израиля от народов. Израиль, отделенный от всего человечества, призван к союзу с ним, подобно тому как Хава отделена от Адама и призвана к союзу с ним.

Между тем в сознании народов Израиль воспринимается либо как один из них (хотя и «воображающий о себе слишком много»), либо, напротив, как исходно созданный на другой основе. Первый взгляд ведет к христианскому антисемитизму, второй - к гностическому.

Со своей стороны легенда о независимом создании женщины учит о путях и перспективах гностического дуализма.

Расистский дуализм

Действительно, женщина, созданная независимо от мужчины, во-первых, лишена исходного чувства принадлежности, которым держится брак, а во-вторых, что не менее важно, неизбежно рассматривает себя как независимый альтернативный источник человеческого рода и тем самым отрицает знаменитую талмудическую истину: «Человек был создан единственным».

Если бы человечество было порождено не Хавой, а Лилит, то царящие в нем деструктивные центробежные силы были бы на порядок сильнее, чем те, что имеют место в человечестве, порожденном Адамом и Хавой.

Но главное, что в этой ситуации появился бы дополнительный повод для дуалистического расизма. Может быть, это и не вполне та ситуация, которую имели в виду теоретики полигенеза (согласно которому человечество произошло из нескольких разных корней), но это вполне достаточный повод для того, чтобы две разные группы человечества возвели себя к двум разным истокам – одна к Адаму, вторая к Лилит.

Произойди человечество от пары Адам - Лилит, оно бы могло фатально расколоться на адамитов и лилитов, причем не только по половому признаку (подстать учению о сексуальном дуализме Отто Вейнингера), но и по каким-то другим характеристическим чертам. Как у сына могут быть веснушки и глаза матери, а у дочери нос и губы отца, так у адамитов и лилитов могли бы быть какие-то свои характерные особенности. Причем люди, возводящие себя к Лилит, отличали бы себя от людей, возводящих себя к Адаму, так же, как нацисты отличали себя от евреев.

Потомки Лилит говорили бы о потомках Адама приблизительно то, что Гитлер говорил о евреях: «Столкнулись два мира - люди Бога и люди Сатаны! Еврей - античеловек. Создание другого бога. Сатана! Он, наверно, произошел от другого корня человеческой расы. Я противопоставляю арийца и еврея; и если я называю одного из них человеческим существом, то другого я должен назвать как-то иначе. Эти двое так же различны, как человек и зверь. Это не значит, что я назвал бы еврея зверем. Он намного дальше от зверя, чем мы, арийцы. Он - существо вне природы и враждебное природе".

Женщина, созданная вслед за мужчиной, чтобы быть ему помощницей, но созданная при этом не из его ребра, а так же как и сам мужчина из праха, самой своей природой провоцируется на дуалистический гностицизм и демонизм. Если бы у Лилит появились потомки от Адама, то те из них, которые бы относили себя к ее генетической линии, безусловно, возомнили бы себя «арийцами» и стали бы практиковать тот темный оккультизм, которым пробавлялись нацисты.


К содержанию









© Netzah.org