Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Трума"

ПАРАДОКС БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ («Трума» 5764)

Заповедь сердца

Недельное чтение «Трума» начинается со слов: «И говорил Господь Моше так: Говори сынам Израиля: пусть возьмут Мне приношение. От всякого человека, побужденного сердцем своим, берите возношение Мне. И вот приношение, какое вам брать у них: золото, и серебро, и медь.» (25.1-3)

Итак, Всевышний предписывает Моше принимать приношение от «побуждаемого сердцем своим». Т.е. побуждаемого не внешним предписанием, а внутренним голосом. И все же это предписание!

Раши пишет по поводу слов «вот приношение»: «Все было добровольным приношением, каждый дал по велению своего сердца, кроме серебра, которое всеми было принесено поровну – половина шекеля с каждого»

Итак, мы видим перед собой довольно парадоксальную заповедь – совершить добровольное приношение: «пусть возьмут Мне приношение. От всякого человека, побужденного сердцем своим».

Это же предписание повторяется и ниже в главе Пкудей: «Возьмите от вас приношение Господу, каждый побуждаемый сердцем своим» (25.5)

Так собственно и происходило. Народ приносил перечисленные металлы в той мере, в какой его побуждало к этому собственное сердце. Например, мы читаем о том, как женщины пожертвовали свои медные зеркала: «И сделали умывальник из меди и подножие его из меди, из зеркал женщин, которые толпились у входа шатра соборного» (38.8)

Следует отметить, что этим парадоксом отмечены многие законы, связанные с благотворительностью и другими поступками, относящимися к заповедям, которые существуют «между строк закона».

Комментируя слова «Перкей Авот» (2.7): «увеличение благотворительности увеличивает мир», Магараль пишет: «потому что благотворительность - не что иное как мир. Потому что когда человек настаивает на букве закона и не желает знать того, что между строк закона, возобновляется рознь. Но все изменяется, когда возникает благотворительность, которая между строк закона, а «цдака» вообще к суду не имеет отношения. Таким образом «цдака» приносит мир, как сказано «Водворится в пустыне этой правосудие, и справедливость пребывать будет в полях и виноградниках» (Иешайя 32.16)

В принципе благотворительность признается предписанной Торой, т.е. предписанной в самих «строках закона». Заповедь давать «цдаку» усматривается в следующих словах: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Но открой ему руку свою и дай ему взаймы по мере нужды его, в чем он нуждаться будет» (Дварим 15.7-8)

Хотя речь здесь напрямую идет о займе, слова эти понимаются традицией именно как заповедь благотворительности.

В отношении «цдаки» существует своя галаха. В частности предписывается жертвовать на благотворительность десятую часть дохода. Можно и больше, но все же не более пятой части.

Более того, вопреки утверждению Магараля, что «благотворительность не имеет к суду отношения», само слово «цдака» однокоренное не с милостью («хесед»), а как раз со справедливостью («цедек»). И это в противовес тому здравому смыслу, который приписывает подаянию именно добровольный характер, что, кстати, отражено в других языках мира, в частности в русском. Русское слово «милостыня» производно от слова «милость». Если бы мы пожелали передать на русский язык еврейское звучание этого слова, то вынуждены были бы назвать его «справедливостыня».

Итак, мы ясно видим, что в благотворительности в равной мере сопряжены и закон и то, что таится между строк закона. В благотворительности происходит определенная игра между тем, что предписывает закон, и тем, что не может быть формальным законом и зовется «мидат хасидут» - мерой милосердия.

Заслуга заповеди

Можно с полным основанием сказать, что одной из примечательных особенностей иудаизма является отношение к заповеданному Создателем. Исполнение заповеди обладает независимой ценностью. Благодаря этому принципу исполнение заповеданного считается более значимым поступком, нежели добровольное совершение того же самого действия.

В трактате Кидушин (31а) говорится: «Спросили р. Элиэзера: “Как велико бывает почтение к отцу и матери?” Он ответил: “Пойди и взгляни, что сделал для своего отца некий язычник из Ашкелона по имени Дама бен Нетина. Мудрецы хотели купить у него камни для эфода за 600 000, а р.Кахана говорит за 800 000. Но ключ находился под подушкой у его отца, и он не захотел его тревожить. На следующий год Всевышний воздал ему: у него родилась рыжая телица (необходимая для храмового богослужения). Пришли к нему мудрецы. Он сказал им: “Я знаю, что если бы я попросил за телицу все богатство мира, вы дали бы мне. Но я прошу у вас лишь те деньги, которые я потерял из-за почтения к отцу”. Сказал р.Ханина: Если необязанный исполнять заповеди поступает так - тем более тот, кто обязан!». Далее Гемарой делается вывод: «Тот, кто исполнил заповедь по обязанности, стоит выше того, кто исполняет заповедь, не будучи обязан».

Гемару не интересует, что побудило Даму бен Нетину проявить исключительное почтение к отцу. Возможно, им двигало его чистое сердце, возможно, повлияло его языческое воспитание, возможно, сказалось иудейское окружение. Это для Гемары не принципиально. Она подчеркивает, что Всевышний ценит почтение нееврея к своему отцу и воздает за него. Однако при этом она утверждает, что это почтение не вменено никакому инородцу в том смысле, в котором оно вменено еврею.

От инородца Всевышний ждет принятия собственного решения, от еврея Он ждет - в первую очередь - преданности Его приказу. И, по мнению Гемары, в отношении одного и того же поступка Всевышний ценит преданность Себе еврея выше самостоятельности нееврея.

Нет сомнения в том, что эта идея иудаизма не только в высшей степени оригинальна, но так же и то, что она является базисной для него, сообщающей иудаизму все его своеобразие. Выполнение предписания Всевышнего обладает ценностью, которая превосходит аналогичное действие, не вызванное таким предписанием.

Однако при этом все же следует понимать, что этот важнейший принцип иудаизма уравновешен другим противоположным принципом, принципом «мидат-хасидут», согласно которому ценится именно самостоятельное рвение. Иными словами, согласно тому же иудаизму, существует круг действий, в которых поступающий по велению сердца, а не по обязанности, делает больше того, кто поступает только в границах предписанного.

Можно сказать, что «мидат хасидут» тоже предписан, что традиция усматривает в Писании два места, указывающих на важность действовать «между строк закона». Это Шемот: «И объясняй им уставы и наставления, которые им делать.» (18.20) и Мишлей: «Чтобы ты ходил путем благих и стези праведников соблюдал» (2.20).

Так в трактате Бава Мециа (83а) приводится следующая история: «У Раббы б.Бар-Ханан работники разбили бочку с вином, за это он отобрал у них одежду. Пошли они и рассказали это Раву. Он сказал Раббе: «Отдай им их одежду». Тот спросил: «По закону ли это?» Рав ответил: «Да», «Чтобы ходил путем благих» (Мишлей 2.20). Отдал он им одежду. Они же сказали (Раву): «Мы бедны, мы трудились весь день и проголодались, и нет у нас ничего». Сказал он Раббе: «Заплати им». Тот спросил: «По закону ли это?». Рав: «Да» «Стези праведных соблюдай». (Мишлей 2.20).

Излишне говорить, что статус предписания «ходить путем благим» принципиально отличается от законов, связанных с выплатой ущерба, и других законов. Это предписание взывает к сердцу человека, призывает его раскрыться, призывает именно к добровольности. То, что делается человеком «между строк закона», по определению не может стать законом, не может быть прямым указанием Всевышнего.

В этом отношении заповедь благотворительности идеально сочетает в себе оба подхода. Заметим в этой связи, что прощение разбивших бочку работников и выплата им заработка - это всего лишь трансформированный вариант все той же «цдаки»!

Возможно, «милостыня» потому зовется в иудаизме «справедливостыней», что она содержит в себе оба компонента - приказной и добровольный.

Как бы то ни было, «мидат хасидут» утверждает принцип прямо обратный тому, который провозглашается Гемарой в истории о почитавшем отца язычнике. Согласно принципу «мидат хасидут», человек «побуждаемый сердцем своим», делает больше того, кто побуждаем внешним предписанием.

И в этом смысле можно сказать, что наравне с действиями, совершенными по повелению Торы, иудаизм в той же мере ценит так же и действия, совершенные «по велению сердца».

Теономная и автономная концепции в равной мере присущи иудаизму и, пожалуй, ни в каком ином пункте это так не проявляется, как в комплексе законов, связанных с благотворительностью.


К содержанию









© Netzah.org