Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Ваикра"

ИСКУПИТЕЛЬНЫЕ ЖЕРТВЫ («Ваикра» 5767 - 22.03.2007)

Жертвы искупали те действия, которые совершались случайно. Что же касается сознательных греховных поступков, то они – согласно галахе – должны искупаться не закланием жертвенных животных, а теми наказаниями, которые за них предусматриваются.

Раскаяние

В недельной главе «Ваикра», как и в последующих главах третьей книги Торы, говорится о жертвоприношениях. Когда мы слышим слово «жертвоприношение», то обыкновенно связываем его с искуплением грехов.

Такое понимание проскальзывает в самых разных проповедях и комментариях. Так, например, в связи со вторым пасуком («принести жертву Богу» р.Бахья бен Ашер (14 век) пишет: «Когда человек, искренне сожалея о содеянном, приносил в Храм животное из своего стада, он исповедовался пред Всевышним в своем грехе. Наблюдая за ходом жертвоприношения, он всем сердцем осознавал: все, что проделывается с жертвенным животным, на самом деле должно было быть проделано с ним самим ».

Между тем в строго галахическом смысле слова связь между грехом и жертвоприношением самая отдаленная. В нашем недельном чтении в первую очередь говорится о жертве всесожжения, о мирной жертве, о хлебном приношении, то есть о жертвах, ни с какими грехами не связанных. Среди прочего говорится, конечно, и о жертве за грех, то есть о жертве повинности и грехоочистительной жертве: «Если кто согрешит по ошибке (против какой-либо) из заповедей Господних запретительных и поступит против одной из них; Если священник помазанный согрешит во грех народу, пусть принесет за грех свой, который совершил, бычка из скота, без порока, Господу в грехоочистительную жертву» (4:2-3). Или: «Если же вся община Израилева (согрешит) по ошибке, и скрыто будет дело от глаз общества, и сделают что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать» (4:13).

Но как мы видим, речь здесь идет именно об ошибках. Неумышленность таких искупаемых жертвами поступков настойчиво подчеркивается и в других местах: «Если кто согрешит и сделает что-нибудь против какой-либо из заповедей Господних, чего не надлежало делать, и он не сознавал того, и провинился, и понес грех на себе. Пусть принесет священнику из мелкого скота овна без порока по оценке твоей в жертву повинности и искупит его священник от ошибки его, которую он сделал, не сознавая того, и прощено будет ему» (5:17-18).

Итак, как мы видим, в случае грехоочистительных жертв речь идет не о намеренных проступках. Жертвы искупали именно те действия, которые совершались случайно. Что же касается сознательных греховных поступков, то они – согласно галахе – должны искупаться не закланием жертвенных животных, а теми наказаниями, которые за них предусматриваются. Например, если еврей хранил в пасхальный период в своем доме квасной хлеб или тем более ел его, то он карается «каретом», то есть преждевременной смертью или бездетность, как сказано: «Семь дней ешьте опресноки; точно к первому дню устраните квасное из домов ваших, ибо всякий, кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.» (Шмот 12: 15). Никакие жертвоприношения не предусмотрены для того чтобы изгладить это нарушение.

Что же тогда значат слова р.Бахья бен Ашера: «Когда человек, искренне сожалея о содеянном, приносил в Храм животное из своего стада, он исповедовался пред Всевышним в своем грехе»?

Прежде всего следует оговориться, что в ряде случаев после наказания за сознательный грех за него все же приносилась также и жертва. Так далее в нашей главе мы читаем: «Если кто согрешит и… запрется пред ближним своим в том, что отдано ему на сохранение, или в наложении руки, или в хищении, или обманет ближнего своего, или найдет потерянное и не признается в этом, и поклянется ложно в чем-нибудь, что делает человек, греша этим; То, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или вклад, который ему был доверен, или потерянное, что он нашел. За все вообще, в чем он поклянется ложно, он должен платить сполна и пятую долю того прибавить; тому, кому это принадлежит, должен отдать это в день (признания) вины своей, И в жертву повинности его пусть принесет Господу из мелкого скота овна без порока. И искупит его священник пред Господом, и будет прощено ему во всем, что бы ни сделал он, провинившись тем». (5:22-26)

Но главное все же другое. Главное, что любое жертвоприношение так или иначе связано с искуплением грехов, подразумевает его. Например, в мидраше «Ваикра раба» утверждается, что даже «жертву всесожжения приносят, чтобы искупить греховные помыслы».

Удивительного в этом ничего нет. Всякого вменяемого человека, даже если он ничего предосудительного в своей жизни не совершил, при приближении к Богу охватывает чувство раскаяния. Если такого чувства не возникает, если человек входит в храм так, как он приучился входить в кинотеатр - с пакетиком попкорна и банкой кока-колы – он чего-то явно не понимает.

Вот в каких словах говорит об этом «фоновом» раскаянии Кьеркегор: «Если я люблю Его, не раскаиваясь, то я и не люблю Его истинною, абсолютной любовью, всем своим существом. Между тем всякая иная любовь к абсолюту – недоразумение: если даже взять так восхваляемую людьми любовь мысли к абсолюту, то и она не будет истинной любовью, т.к. обуславливается необходимостью. Как же скоро я люблю свободно и люблю Бога, я и раскаиваюсь, хотя бы у меня и не было никаких других причин для раскаяния, кроме той, что Он возлюбил меня раньше, чем я Его. Лишь выбирая себя грешным, виновным перед Богом, выбираешь себя абсолютно, - если вообще абсолютный выбор не должен равняться самосозданию. Человек должен раскаиваться и в грехах отцов, перешедших на него, так как лишь путем раскаяния он выбирает себя самого. Личное «я» человека находится как бы вне его и должно быть приобретено им посредством раскаяния».

Итак, жертвоприношение, даже по самой своей семантике означающее приближение к Богу («курбан» – «кирва»), предполагает раскаяние.

Это становится совершенно ясно из следующих знаменитых слов пророка Иешайи: «К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь. – Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови быков и овец и козлов не желаю Я. Когда вы приходите, чтобы предстоять Мне, кто просит вас топтать дворы Мои? Не приносите больше пустого дара; воскурение – мерзость для Меня; собраний, которые вы собираете в начале нового месяца и в субботы, не терплю Я: беззакония с празднеством. (Жертвы) ваши в начале нового месяца и празднества ваши ненавистны стали душе Моей, обузою они стали для Меня: устал Я терпеть их. И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу; руки ваши полны были крови. Омойтесь, очиститесь; удалите зло поступков ваших от очей Моих; перестаньте творить зло. Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддержите угнетенного, (верно) судите сироту; вступайтесь за вдову. (Иешайя 1:11-17)

Но это значит, что когда человек испытывает раскаяние, то любые жертвы – то есть в том числе и всесожжения, и мирные, - искупают его грехи, даже несмотря на то, что первое и основное их предназначение было другим.

Именно поэтому, хотя в строго галахическом смысле сознательные грехи искупаются наказаниями, а не жертвоприношениями, все жертвы являются одновременно также и искупительными жертвами, и в этом смысле совершенно понятны и слова р.Бахьи бен Ашера («когда человек.. приносил в Храм животное… он исповедовался… в своем грехе»), и утверждение Мидраша, что «жертву всесожжения приносят, чтобы искупить греховные помыслы».


К содержанию









© Netzah.org