Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Шмини"

СИМВОЛ НЕЧИСТОТЫ («Шмини» 5771 - 24.03.2011)

Свинья, будучи лишена (в отличие от приматов) родовых человеческих черт, в то же время очень точно уподобилась человеку, причем не только в его внутреннем устройстве, но также и в чисто внешних признаках: как человек свинья всеядна, как человек она лишена волосяного покрова. И наконец, по свидетельству каннибалов, свиное мясо мало чем отличается по вкусу от мяса человеческого.

Нечистые животные

В недельной главе «Шмини» даются законы, ограничивающие еврейскую кухню «чистыми» животными: «И сказал Господь Моше и Аарону, говоря им: Говорите сынам Израилевым так: вот живые существа, которых вы можете есть из всех животных, что на земле: Всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгает жвачку, из скота – его можете есть. Только таких не ешьте из отрыгающих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жвачку отрыгает, но копыта его не раздвоены, – нечист он для вас, и шафана (дамана), потому что он жвачку отрыгает, но нет у него раздвоенного копыта; нечист он для вас, И зайца, потому что (хотя) он жвачку отрыгает, но нет у него раздвоенного копыта; нечист он для вас, и свиньи, потому что (хотя) копыта у нее раздвоены и с разрезом, но жвачки она не отрыгает – нечиста она для вас». (11:1-7)

Итак, мы видим, что строго формально верблюд и заяц не менее нечисты, чем свинья. Между тем в общежитии отношение к ним совершенно разное. Некоторые религиозные евреи держат зайцев в своих домах для забавы детей. В древние времена верблюд использовался евреями в качестве важнейшей тягловой силы, а согласно пророчеству Исайи, в час прославления Иерусалима «Множество верблюдов покроет тебя,... золото и левону принесут и славу Господа возвестят». (Исайя 60:6)

В то же время совершенно немыслимо, чтобы славу Царя возвещали свиньи, а разведение свиней дело настолько не принятое, что даже израильское законодательство (с 1962 года) включает в себя так называемый «свиной закон», запрещающий выращивать в Израиле свиней.

Что же такого особенного находят евреи в свиньях? Отчего такая иррациональная невротическая реакция? Возможно, кто-нибудь объяснит эту неприязнь историческим контекстом, возможно, кто-нибудь вспомнит о том, что свинья считалась особо нечистой еще в Египте, а что при Антиохе это животное насаждалось силой. Возможно, кто-нибудь остановится на медицинских аспектах, и напомнит о том, что в южном климате свиньи являются разносчиками заболеваний.

Между тем любое такое объяснение остается неудовлетворительным, не будучи подтвержденным каким-то зримым непосредственным смыслом. Невозможно на протяжении веков сохранять отвращение к какому-то животному, если в нем действительно нет ничего исключительно отталкивающего на непосредственном уровне. Во всяком случае, пресловутая нечистоплотность свиней стоит последней в списке доводов против их использования в пищу.

Человекообразное парнокопытное

В том обстоятельстве, что Тора упомянула свинью после того, как уже указала общее правило определения нечистых животных, некоторые видят некий «пароль», намекающий на чудесное происхождение Св.Писания. Ведь свинья - единственное парнокопытное животное, которое не жует жвачки. Как Тора могла подчеркнуть это, если писавшие ее люди были знакомы только со своей фауной, если они не знали ни австралийских, ни американских животных, ставших известными науке только в 19-от веке?

Между тем наука обнаружила в свиньях не только эту внешнюю странность – быть единственным нежвачным парнокопытным. Наука обнаружила у свиньи и иные свойства, в первую очередь ее удивительное сходство с человеком: по целому ряду биологических параметров свинья является самым близким к человеку животным после приматов. Очень близкими у человека и свиньи являются набор хромосом, состав крови, размер внутренних органов, температура тела, давление, физиология пищеварения, гормональный цикл и многое другое. Свиньи болеют многими «человеческими» болезнями, что позволяет медикам и ученым испытывать на них медицинские препараты и привлекать для иных экспериментов. Свиные органы используются для пересадки человеку – и не отторгаются!

Итак, свинья, будучи лишена (в отличие от приматов) родовых человеческих черт, в то же время очень точно уподобилась человеку, причем не только в его внутреннем устройстве, но также и в чисто внешних признаках: как человек свинья всеядна, как человек она лишена волосяного покрова. И наконец, по свидетельству каннибалов, свиное мясо мало чем отличается по вкусу от мяса человеческого. Об этом малоафишируемом факте рассказывается, например, в романе Жюль Верна «Дети капитана Гранта» (Часть 3. Гл 6).

Мне не известен традиционный еврейский источник, упоминающий об этой особенности свинины, но трудно представить себе, чтобы сыны Израиля, на протяжении тысячелетий жившие в окружение народов, практиковавших человеческие жертвоприношения, нередко сопровождавшихся каннибализмом, могли этого не знать.

Свинья, таким образом, в собственно животном мире повторила, «спародировала» человека, повторила важнейшие человеческие свойства – его внешнюю наготу и его внутреннее устройство, а также вкус его мяса. Кстати, «вкус» на иврите обозначается тем же словом, что и «смысл» - «таам». Так что представляется весьма вероятным, что свинья не могла не отпугивать евреев, знакомых с этим фактом, не могла не внушать к себе брезгливости, а ее мясо не могло не вызывать мистического отвращения вне всякой связи с вопросом кашерности.

Но если наше предположение верно, если неприязненное отношение еврейского народа к свинье связано с ее шокирующей близостью к человеку, то как объяснить неоднозначное отношение к этому животному со стороны других народов? Что значит, что крещеный мир видит в свинье чуть ли не основной мясной продукт питания, в то время как народности, покорившиеся исламу, не только не едят свинину, но избегают всяческого соприкосновения с этим животным? Например, шахид никогда не взорвется поблизости от свиней, чтобы не оскверниться их кровью и тем самым не преградить себе дороги в рай. Это обстоятельство до того существенно, что израильские службы безопасности используют свиней для охраны стратегических объектов.

Отношение христиан легко объяснить их принципиальной установкой на пренебрежение ко всем «иудейским заблуждениям». Христианские народы исходно решили быть «выше» постылой «ветхозаветной мелочности», выше еврейской брезгливости и разборчивости в пище, как сказано: «И видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд... в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал:.. я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деяниях Апостолов 10: 10-15).

Что же касается мусульман, то их отношение к свинине можно усмотреть в общей природе их завистливого менталитета. Моше Фейглин в следующих словах характеризует мусульманскую духовность: «Арабы грабят не только материю, но и духовность. Мечеть на Храмовой горе не имеет для ислама никакой ценности, сама Храмовая гора столетиями была заброшена, что хорошо видно по старым снимкам. Она стала священной для мусульман только тогда, когда они украли ее у евреев. Могила Йосефа интересовала арабов как прошлогодний снег, когда она была под их властью, но как только ее отняли у евреев, там моментально построили мечеть и объявили это место священным. У них нет своей святости, поэтому даже ее им приходится воровать» («Мировая война»)

В доисламский период – в том же своем жарком климате - берберы употребляли свинину без малейших комплексов. До проповеди Магомета вкус свиного мяса ничуть не претил арабам, но позаимствовав у евреев их представление о чистых и нечистых животных, сыны Ишмаэля переняли также и единственное в своем роде еврейское отношение к свинье.


К содержанию









© Netzah.org