Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Шмини"

СВЯЩЕННИК И СТАЛКЕР («Шмини» 5770 - 08.04.2010)

Опасность, исходящая от Святыни еврейской религии, своей иррациональностью напоминает опасность, подстерегающая сталкера в Зоне... Но если в скинии категорически запрещено пить вино, то сталкер не отправлялся в Зону без бутылки.

За что?

В недельной главе «Шмини» описывается история гибели сынов Аарона, произошедшая в ходе первого богослужения в Скинии: «И взяли сыны Аароновы, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, какого Он не велел им. И вышел огонь от Господа, и пожрал их, и умерли они пред Господом. И сказал Моше Аарону: это то, что говорил Господь, когда сказал: близкими ко Мне освящусь и пред всем народом Я прославлюсь. И умолк Аарон. И позвал Моше Мишаэля и Элцафана, сынов Узиэля дяди Аарона, и сказал им: подойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан». (10:1-4)

В этой истории поражают два обстоятельства: во-первых, суровость самой кары, а во-вторых, неясность, за что она собственно последовала? Во всяком случае традиция предлагает два возможных объяснения: согласно первому мнению, «Сыны Аарона погибли потому, что вынесли галахическое решение в присутствии своего учителя Моше» (Сифра; Эрувин 63 а). Имеется в виду решение об огне, который следует возложить на жертвенник. Само решение не было ошибочным. Как объясняет Раши в связи с пасуком (1:7) Моше получил повеление использовать естественный земной огонь. Однако грех сынов Аарона состоял в том, что они приняли решение в присутствии Моше, как бы вместо своего учителя. Поэтому сказано: "огонь, чего Он не велел им", но повелел Моше.

Согласно второму мнению, сыны Аарона поплатились жизнью за то, что вошли в скинию в нетрезвом состоянии. Это объяснение основывается на том, что сразу за описанием их гибели дается запрет пить вино в святилище: «И сказал Господь Аарону, говоря: Вина и шейхара не пей ни ты, ни сыны твои с тобою, когда входите в шатер собрания, дабы вы не умерли; это устав вечный в роды ваши, Дабы могли различать между священным и несвященным, и между нечистым и чистым, И научить сынов Израэлевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моше». (10:8-11)

По поводу этих слов раби Ишмаэль заключает: «Опьяненные вином вошли в Святилище (и поэтому погибли)». Раши со своей стороны поясняет: «Ты убеждаешься в этом, так как после их смерти Он предупредил остальных, чтобы не входили в Святилище опьяненные вином. Этому можно привести такую притчу, рассказанную в мидраше Ваикра раба: У царя был доверенный слуга. Однажды царь сурово покарал его, но никто не знал причины немилости. Когда же царь взял себе другого слугу, он предостерег его и дал ему определенные наставления. Из этого поняли, чем провинился первый слуга.

Второе объяснение представляется более убедительным. Во-первых, об этом говорит обет назирейства, предусматривающий воздержание от вина и от соприкосновения с мертвым телом. В Море невухим Рамбам пишет: «Тот, кто воздерживается от вина, называется «святым», и по святости своей поднимается на одну ступень с первосвященником, подобно которому запрещено назиру оскверняться мертвым телом даже «отца своего и матери своей». На такую высоту он возведен, потому что не прикасался к вину» (Морэ Невухим, ч. 3, гл. 48).

Во-вторых, немедленное наказание смертью (характерное, как разъясняет Магараль в «Дерех Хаим», для осквернения Имени) за неуважение к учителю нигде в Писании не приводится, в то время как смерть в результате ошибочного поведения в святилище встречается сплошь и рядом. Схожие реакции описываются и в других книгах ТАНАХа. Например, «когда им входить в шатер соборный, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть» (Шмот 30:19). А чего стоит, например, история с Узой, умертвленным небесами при попытке поддержать пошатнувшуюся скинию! (2 Шмуэль 6:6-9) Опасение погибнуть при соприкосновении со Святым выражается на страницах Писания неоднократно («говори ты с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Бог, а то умрем» Шмот 20:19). Кстати, описав гибель, постигшую сынов Аарона, Тора продолжает говорить о той же смертной каре, также вызванной довольно странными и на первый взгляд неожиданными причинами: «И подошли они, и вынесли их в кутонетах их за стан, как сказал Моше. И сказал Моше Аарону и Элазару, и Итамару, сынам его: волос ваших не отпускайте и одежд ваших не раздирайте, дабы вы не умерли и не прогневался бы Он на всю общину. Братья же ваши, весь дом Израилев, пусть оплакивают сожженных, которых сжег Господь. И из двери шатра соборного не выходите, а то умрете, ибо елей помазания Господня на вас. И сделали они по слову Моше». (10:5-7)

Итак, гибель сынов Аарона правдоподобнее объяснить именно тем, что они допустили оплошность, о которой говорится в следующем же отрывке:«вина и шейхара не пей ни ты, ни сыны твои с тобою, когда входите в шатер собрания, дабы вы не умерли».

Пьяному море по колено

В свое время в связи с историей гибели сынов Аарона (в статье «Суровая святость» 20.04.2006) я сравнивал Скинию с Зоной из «Пикника на обочине». Ведь в центре Зоны Стругацкие поместили некий шар, которому можно было молиться, и который исполнял человеческие желания. Чем не божество (к которому сталкер обращается как к «всемогущему, всесильному, всепонимающему»)? Но кроме того, опасность, подстерегающая сталкера в Зоне, своей иррациональностью напоминала опасность, исходящую от Святыни еврейской религии. Я писал: «В этом, и некоторых других описаниях того, как люди при соприкосновении со святыней наказывались немедленной смертью, происходящее начинает напоминать фантазии Тарковского на тему Соляриса или Зоны... Перед нами как будто бы какая-то неведомая грозная сила. Человек, приближающийся к Ковчегу Завета или к Храму, как будто бы превращается в какого-то сталкера, способного лишь чисто эмпирически усвоить странные правила смертельной игры...»

В той статье я пытался показать, что отмеченное сходство между Скинией и «Зоной» чисто внешнее, и что оно обусловлено тем, что грех «осквернения Имени» карается равно сурово, независимо от того, преднамеренно или непреднамеренно он совершен. Между тем это различие дополнительно подчеркивается как раз отношением к спиртному. Ведь если в скинии категорически запрещено пить вино, то сталкер не отправлялся в Зону без бутылки. Во всяком, случае так себя ведет Рэд Шухарт из «Пикника на обочине» братьев Стругацких: «Рэдрик вытащил из-за пазухи флягу, отвинтил крышку, и прикрыв глаза, сделал несколько медленных глотков.

- Глотнешь? – предложил он, обтирая ладонью горлышко фляги. – Для храбрости...»

Явление это достаточно известное. Люди пьют не только на радостях, и не только с горя, но иногда действительно также и для храбрости. Выпив, они становятся более уверенными в себе и, как следствие этого, более решительными и успешными. В некоторых ситуациях находящийся навеселе человек способен добиться чего-то большего, чем трезвый.

Однако алкоголь не только расслабляет человека, не только снимает напряжение, не только делает человека решительнее. Бесспорно, что алкоголь дает человеку также и какого-то ангела – хранителя, что отражено в русской пословице: пьяному море по колено. В самом деле, при всем том, что пьяницы влипают в самые нелепые истории, ломают конечности, замерзают в сугробах и т.п., наблюдающие их со стороны люди часто удивляются также и их феноменальному везению, не понимают, как пьяницы так легко отделываются, как преодолевают препятствия и выходят сухими из воды?

В агаде о князе бесов Ашмадае (Гитин 68), у которого хранился червь – шамир, необходимый для строительства Храма, рассказывается, что Ашмадай вывел на дорогу пьяницу, то есть выступил именно в роли его ангела. Кто знает, может быть, именно этот Ашмадай хранит также и всех прочих горьких пьяниц?! Тогда становится особенно понятно, почему «вина и шейхара не пей, когда входите в шатер собрания, дабы вы не умерли»: с тем, кто находится под воздействием алкоголя, в Храм проникает нечистый дух.

В свете же столь разного эффекта от приема алкоголя в Зоне и в Скинии видно, насколько они действительно различны. Шар из Зоны – в действительности не Бог, а Ашмадай. Придумать из головы можно только идолослужение, истинную же религию можно только получить в дар от Бога.


К содержанию









© Netzah.org