Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Тазриа"

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ («Тазриа» 5767 - 17.04.2007)

Если писатели еще станут писать «в стол» без надежды, что их сочинения кто-либо когда-нибудь опубликует, то террорист никогда не станет убивать просто «в гроб», то есть ради самого убийства, чтобы о нем никто никогда не услышал.

Эволюция проказы

В недельных главах «Тазриа» и «Мецура» говорится о проказе, о ее диагностике и лечении, причем от начала и до конца проводимом не врачами, а… священниками. Уже одно это обстоятельство, а также то, что вообще какому-то заболеванию отводятся две пространные главы Торы, говорит о том, что едва ли речь идет просто о медицинской проблеме. Действительно, это заболевание признается традицией следствием злословия, иными словами, наказанием за этот специфический грех.

Это почти в явной форме явствует из самой Торы. Например, Мирьям была поражена проказой именно потому, что «оговаривала» Моше за женитьбу на «кушиянке» (Бемидбар 12.1-10). А, например, то минутное поражение проказой, которое случилось с Моше в преддверии первой казни (Шемот 4:6-7), также понимается (комментаторами) как наказание за то злословие в адрес народа Израиля, которое Моше позволил себе в самом начале этого эпизода: «И отвечал Моше и сказал: но ведь они не поверят мне и не послушают голоса моего» (Шемот 4:1).

Собственно говоря, всякая болезнь, заразная или нет, в сознании многих (причем не только древних) людей считается обусловленной грехами. По их мнению, любая болезнь – это следствие того или иного порока. И когда болеет праведник - а праведники, как известно, тоже болеют, - то это значит лишь то, что Бог хочет в полной мере наказать их в этом мире (за их небольшие слабости), чтобы с избытком воздать им в мире грядущем (за из великие заслуги).

И все же существуют заболевания, связь которых с тем или иным грехом совершенно очевидна. Эту связь признают даже убежденные атеисты, а профессора медицины указывают в этиологии многих заболеваний соответствующий образ жизни.

Так, общепризнанно, что блуд приводит к венерологическим заболеваниям, а злоупотребление обильной пищей и алкоголем нередко сопровождаются подагрой или циррозом печени. Естественно предположить, что в какие-то исторические периоды проказа относилась к такого рода заболеваниям – то есть к заболеваниям, сопутствующим известным порокам.

Я не пишу медицинского исследования и не собираюсь спекулировать на тему, каким образом злословие (или воздержание от него) могло сказываться на вирулентности возбудителей лепры. В любом случае ясно, что вирулентность может зависеть от множества самых разнообразных факторов. Почему к ним не может относиться так же и фактор моральный? Ведь духовное состояние человека просто не может не иметь какого-то своего отражения на телесном уровне.

Итак, не важно, какой биохимический механизм обеспечивал активизацию микобактерий проказы. Важно, что со временем исчезли штаммы лепры, чувствительные к злословию, так что теперь мы распространяем слухи, не рискуя при этом оказаться прокаженными. Это соображение тем более выглядит здраво, что даже из клинической картины видно, что современная лепра протекает отлично от той, которая описана в ТАНАХе.

Как Всевышний смягчил вирулентность сифилиса, который (по-видимому, будучи завезенным из Америки) в конце XV-го, в начале XVI веков косил европейцев направо и налево, так же Он, вероятно, в какой-то момент смягчил и связь между злословием и проказой.

Роль СМИ

Это перерождение возбудителя лепры и утрата его этиологической связи со злословием произошли достаточно давно. Между тем только с появлением средств массовой информации стало возможно понять, почему вообще была расторгнута эта связь. Ведь СМИ – это поистине индустрия злословия.

Если бы вирулентность лепры осталась такой, какой она была во времена первого Храма, то в наше время от нее мало бы кто мог спастись. Ведь вина злословия ложится также и на того, кто его воспринимает, а не только на того, кто распространяет дурную молву о своих ближних.

Прежде всего отметим то, что лежит на поверхности, а именно то, что с помощью СМИ множеству народов были навязаны откровенно клеветнические тоталитарные идеологии, а буржуазная пресса с самого момента своего зарождения слыла «продажной». Тому, кто в этом сомневается, можно порекомендовать перечитать роман Бальзака «Утраченные иллюзии», в котором много рассказывается о работе французских СМИ 20-х годов ХIХ-го века, и среди прочего говорится, что «журналистика – это настоящий ад, пропасть беззакония, лжи и предательства».

Израильтяне более чем кто бы то ни было знакомы с этим явлением. На протяжении десятилетий израильская пресса растлевает свою аудиторию, внушая ей безумную мысль, будто бы смертельный враг сионизма в принципе согласен с существованием еврейского государства, и нужно только найти волшебное «политическое решение» (желание половины нынешних израильтян вести переговоры даже с правительством ХАМАСа - прямой результат этого чудовищного растления).

Нет, я бы вовсе не хотел демонизировать деятельность независимой прессы. Благодаря СМИ многие злодейства были выведены на чистую воду, и неприязнь к журналистике испытывали все же не только порядочные люди, но и многочисленные преступники и тираны.

По большому счету независимая пресса – это благо. Благо в том смысле, что без нее мир был бы, пожалуй, существенно злее. Однако плата за это благо также достаточно высока. Причем многие духовные издержки становятся заметны, когда мы говорим не о первом и явном плане, но также и о плане втором, плане, который не столько обговаривается, сколько подразумевается, а именно о выборе новостных тем и манере их преподнесения.

Как и во многих других сферах, здесь произошло смещение и даже полная подмена понятий, так что доброе порицается, а дурное восхваляется. Когда, например, сегодня говорят о «праве человека на жизнь», то имеют в виду не жертву преступления, а убийцу. Когда сегодня говорят о «свободе совести», то имеют в виду вовсе не право исповедовать любую религию, а право на гомосексуальное вожделение, которое не только не должно вызывать угрызений совести, но напротив, должно горячо приветствоваться (причем даже гетеросексуальным обществом) как признак богатства и разнообразия жизни.

Аналогичное перерождение начинает происходить и с «правом общества на получение информации». Этим термином сегодня все чаще оправдывается все, начиная с публикаций оперативных планов ЦАХАЛа, и кончая текущими сводками из зала суда о свежих случаях инцеста. Нет сомнения, что в результате этого информационного потока люди, склонные к этому диковинному мерзейшему преступлению, с куда большей легкостью могут ему предаваться.

Не менее характерна и общая подача новостей. На первом месте всегда насилие. Как крем, размазанный по физиономии – это всегда смешно, так кровопролитие - и в первую очередь терроризм – это всегда ново.

Кто-то спросит: причем здесь злословие? Ведь говорить дурное о законченных злодеях - дело вроде бы разрешенное?

Да потому, что здесь имеет место все то же смещение смыслов и понятий. Под видом реализации «права общества на получение информации» осуществляется не что иное, как пропаганда насилия.

Ну кто же не понимает, что размах мирового терроризма действеннен и эффективен исключительно в условиях его освещения свободной прессой? Если писатели еще станут писать «в стол» без надежды, что их сочинения кто-либо когда-нибудь опубликует, то террорист никогда не станет убивать просто «в гроб», то есть ради самого убийства, чтобы о нем никто никогда не услышал. В противном случае это уже не террорист, а маньяк-убийца. Пресса, разумеется, проявляет к последнему такой же интерес, как и к террористу, но сами маньяки как раз не стремятся к огласке.

Что же касается оклеветания сионизма и еврейской истории в угоду исламо-нацистской «позиции», то это отдельная большая глава.


К содержанию









© Netzah.org