Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Кдошим"

ОБЩЕНИЕ С ДУХАМИ («Кдошим» 5774 - 24.04.2014)

Усопшие души вправе пересекать границу между жизнью и смертью, никого при этом не загрязняя, но вот у живых нет права их приглашать. Не само по себе общение с упокоившимися душами оскверняет и запрещено Торой, а только то, которое инициировано живыми людьми.

Явления усопших

В недельной главе «Кдошим» неоднократно повторяется запрет вызывать души мертвых: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых и к знахарям; не ищите оскверниться ими. Я Господь, Бог ваш». (19:31).

«И на того, кто обратится к вызывающим мертвых и к знахарям, совращаясь ими, Я обращу лицо Мое на него и истреблю душу его из среды народа его». (20:6)

«И мужчина или женщина, если окажется среди них вызывающий мертвых или знахарь, смерти да будут они преданы: камнями да забросают их, – кровь их на них». (20:27)

Комментарий Сончино следующим образом поясняет смысл этого запрета: «Тора запрещает вызывать души умерших, обращаться к ним с молитвой и приносить им дары. Как прикосновение к трупу придает человеку ритуальную нечистоту, так попытка вызвать души умерших приводит к загрязнению его души, отдаляет человека от духовной чистоты и святости».

И тем не менее вопрос остается. Разве всякое соприкосновение с потусторонним миром оскверняет? Разве запрет касается также и спонтанного явления душ, которые то и дело случаются, и о которых нам всем не раз приходилось слышать?

Например, в трактате Ктубот (103 а) явления души после смерти представляются своеобразной честью, которой удостаиваются особые праведники. Так рассказывается, что незадолго перед смертью раби Иуда Анаси попросил своих сыновей, чтобы после его похорон те зажигали в его комнате свечу, стелили постель и накрывали на стол. И так после смерти он являлся в своей комнате по субботам. Эти явления продолжались до тех пор, пока о них не прознали соседи.

Итак, мы видим, что не просто мудрец, а глава Сангедрина, авторитетом которого было обеспечено решение записать Мишну, не только не находил ничего оскверняющего в своих собственных явлениях с того света, но заранее подготовил своих домашних к таким визитам и даже обставил их какими-то знаками.

В сборнике воспоминаний переживших Холокост хасидов, составленном Яффой Элиа, приводится следующая история: «В мае 1943 года рабби из Бельц, рабби Аарон Рокеах был тайком вывезен из Бочнийского гетто вместе со своим братом Мордехаем, Рабби из Белгор. Руководил этой рискованной операцией храбрый венгерский офицер, щедро награжденный за свой дерзкий план, согласно которому он должен был совершить «путешествие по делам Венгерской армии». Его "миссия" состояла в том, чтобы доставить для допроса из Польши в Венгрию двух знаменитых генералов, взятых в плен на Восточном фронте. Двое пленных были не кто иные, как великий рабби из Бельц и его брат….

Остановившись у заграждения, он представил молодому пограничнику все необходимые бумаги. "Извините, но я не могу пропустить вас. У меня нет приказа начальства ожидать прибытия двух пленных генералов", - сказал молодой солдат. "Тогда выясните это у своего начальства", - не допускающим возражений голосом потребовал венгерский офицер. Начальник появился через несколько минут. Он извинился за доставленные неудобства, но подтвердил слова подчиненного: они не получали распоряжений пропустить двух пленных русских генералов. "Где ваша форма?", - спросил начальник у сидящих на заднем сидении. Те молчали. "Им было строго приказано не вступать в разговор ни с кем, за исключением сотрудников штаба. Как долго вы еще продержите нас в этом захолустье?" - Офицер говорил по-прежнему уверенным тоном.

В этот момент из тумана верхом на прекрасных лошадях выехали три венгерских генерала. Они приказали пограничникам - младшему офицеру и его командиру - пропустить пленных. Когда автомобиль пересекал границу, трое конных генералов отсалютовали "генералам", сидевшим в машине. Венгерский офицер недоумевал. "Я знаю все высшее офицерство Венгерской армии, но должен честно вам признаться, что не узнал высокопоставленных военных, которые пришли к нам на помощь".

"Но мы их узнали, - ответил рабби из Белгор. - Это был наш отец - рабби Иссахар Дов Бер, наш дед - рабби Иеошуа, и наш прадед - рабби Шалом - Серафим. Все они высокие генералы в Армии Всемогущего Господа!"

Итак, с полной определенностью можно сказать, что общение с душами умерших не считается еврейской традицией чем-либо предосудительным, и сами явления усопших воспринимаются вполне нейтрально, если даже ни с некоторым пиететом.

Спиритизм

По сути это означает, что усопшие души вправе пересекать границу между жизнью и смертью, никого при этом не загрязняя, но вот у живых нет права их приглашать. Иными словами, не само по себе общение с упокоившимися душами оскверняет и запрещено Торой, а только то, которое инициировано живыми людьми.

Что же может означать эта односторонность? Что может стоять за этим запретом?

Как минимум одно обстоятельство просматривается без труда: спиритические общения в значительной мере опираются на технику предоставления тела живого человека (медиума) душе мертвеца. Союз души и тела сродни брачному союзу и любые эксперименты по их подмене чреваты самыми непредсказуемыми и неприятными последствиями.

Но кроме того, эта техника вызова душ ничем не отличается от техники «вызова» любого божка, любого Баала. Другими словами, то, что в XIX веке возродилось под видом спиритизма – лежит в основе всякого идолослужения, начиная от шаманских плясок и кончая трансами прорицателей самых продвинутых языческих религий.

В ТАНАХе приводится пример достаточно стандартного «вызова» ложного бога: «И сказал Элияу пророкам Бааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и воззовите именем Бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, которого он дал им, и приготовили, и взывали именем Баала с утра до полудня, говоря: о, Баал, ответь нам. Но не было голоса, и не было ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И было, в полдень Элияу стал смеяться над ними и сказал: кричите громче, ибо он Бог; (может быть) он занят беседою, или в отлучке, или в пути; а может он спит, так он проснется. И стали они громко взывать, и царапали себя, по своему обыкновению, мечами и копьями, так что кровь лилась по ним. И было, когда прошел полдень, они (все еще) бесновались до (поры) предвечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуху». (1 Малахим 18:23-29)

Но при этом в ТАНАХе описывается немало ангельских явлений, то есть явлений сверхъестественных существ, посылаемых Богом.

Общение с ними представлено в Писании не только как дозволенное, но и как адекватное и духовно положительное, как например: «он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли» (Берешит 18:3). Или, «И взял Маноах козленка и дар хлебный, и вознес на скале Господу. И совершает тот чудо, а Маноах и жена его видят. И было, когда поднялся пламень с жертвенника к небу, поднялся ангел Господень в пламени жертвенника. А Маноах и жена его видят, и пали они лицом на землю. И стал невидим уже ангел Господень Маноаху и жене его. Тогда узнал Маноах, что это ангел Господень. И сказал Маноах жене своей: наверное мы умрем, – ибо ангела Божьего видели мы. И сказала ему жена его: если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от руки нашей всесожжения и хлебного дара, и не показал бы нам все это, и не дал бы нам ныне услышать подобное.» «Шофтим» (13:18-23)


К содержанию









© Netzah.org