Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Эмор"

К НЕЗАВИСИМОСТИ ИЗРАИЛЯ («Эмор» 5768 - 07.05.08)

Между рекой Иордан и Средиземным морем (80 км) нет места для двух государств, и те, кто пытаются внушить нам обратное, лгут и подвергают Израиль величайшей опасности. Однако и те, кто сегодня готовы вышвырнуть на историческую помойку еврейское государство только потому, что оно отказывается включить в себя все территории, освобожденные в 1967 году, позволяют себе такую роскошь, за которую им никогда не расплатиться.

Региональная религия

В недельной главе "Эмор" мы читаем: "И сказал Господь Моше, говоря: Говори с сынами Израиля и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то приносите омэр из начатков жатвы вашей священнику" (23:9-10)

Приношение омэра (снопа) - это лишь одна из многочисленных заповедей Торы, предназначенных исключительно для их выполнения в Эрец Исраэль – "когда придете в землю". По некоторым же мнениям, вообще все заповеди Торы даны лишь для их исполнения в пределах Эрец Исраэль, как сказано: "Учил я вас уставам и законам, как повелел мне Господь Бог мой, дабы так поступать вам в стране, в которую вы входите, чтобы овладеть ею" (Дварим 4:5). Не удивительно поэтому, что проживание в Земле Израиля приравнивается Талмудом ко всем заповедям Торы.

Царствуя над всей вселенной, Всевышний является Богом еврейского народа, как сказано: "У Господа Бога твоего небо и небеса небес, земля и все, что на ней, но только отцов твоих благословил Господь, и избрал вас из всех народов" (Дварим 10.14). Или как говорится в Мехилте де р.Ишмаэля: “Я Бог всех обитателей мира, и все же связал Мое имя только с Израилем”.

Однако при этом Бог в той же мере связан с Землей Израиля, в какой Он связан с народом Израиля. Иудаизм – это не только узконациональная, но и узкорегиональная религия. Говорить, что кто-то не антисемит, а всего лишь антисионист, совершенно абсурдно. Антисионизм – это ядро, корень и неотчуждаемая составляющая всякого антисемитизма. Тот, кто ненавидит и презирает евреев, в первую очередь испытывает эти чувства по отношению к еврейской мечте о возращении в Сион. Ведь именно вопрос о возвращении является вопросом триумфа или провала всего еврейского существования. Я бы сказал так: удалите из любой формы антисемитизма антисионизм, и он превратится в юдофилию.

Однако при этом мы видим, что "овладение" Землею, то есть установление на ее территории суверенной еврейской власти, является ключевой задачей иудаизма. Мало проживать на этой земле и исполнять на ней заповеди в индивидуальном порядке. Все обретает полноту и значение лишь при установлении еврейского суверенитета над Эрец Исраэль.

В эти дни мы отмечаем шестидесятую годовщину возобновления такого суверенитета после двух тысячелетий его утраты. В масштабах человеческой жизни шестьдесят лет – это возраст немалый, достигнув которого, всякий еврей может с полным правом произнести: "Земную жизнь, пройдя до середины…". Но для жизни народа и государства шестьдесят лет – срок довольно-таки незначительный, итоги же его тревожны.

Шестьдесят лет спустя

Представляя собой в целом великодушный, самоотверженный и бесстрашный народ, израильтяне не только не приобрели за этот срок навыков политического выживания, но как будто утратили даже те здоровые инстинкты самосохранения, которые на протяжении веков берегли евреев в галуте.

Из года в год, соревнуясь в декларативных уступках своему смертельному врагу, израильские лидеры сдвинули планку "начальных условий" переговоров далеко за ту красную линию, которая когда-то считалась неприемлемой даже в качестве итоговой. Какой бы еще народ попустил такое? Какой бы еще (живущий в условиях политической свободы) народ мог спокойно созерцать эти процессы и не заменить своих вырождающихся лидеров? Но этот народ поступил противоположным образом: он позволил своей изолгавшейся престарелой элите раздавить нарождающуюся чистую и юную! Увы, но главным политическим результатом уничтожения Гуш-Катифа (помимо террористической милитаризации сектора Газа) явилась деморализация религиозно-сионистского лагеря, его прогрессирующее отчуждение от структур государственной власти.

Месяца два назад рав Шалом-Дов Вольпа, опубликовал заявление, в котором говорилось: "Правительство Израиля, проводящее антинародную политику и предающее страну и народ в руки врага, превратилось во враждебное еврейскому народу государство, по несчастной случайности сохраняющее имя "Израиль"".

К сожалению, слишком многие религиозные сионисты сегодня готовы подписаться под этими словами. После уничтожения Гуш-Катифа независимость Израиля оказалась под вопросом, и не удивительно, что именно это событие вызвало фронтальный кризис доверия не только к кнессету и правительству, но вообще ко всем государственным структурам и государственным служащим. Как-то вдруг всем стало ясно, что они "там" чтобы хапать, а не для выполнения каких-то национальных задач. Если бы это было какое-то другое, а не еврейское государство, то на это можно было бы еще как-то наплевать. "Они" сами по себе – мы сами по себе. Так бывает практически во всех коррумпированных странах – а таковых большинство. А разве в них не живут евреи?

Но у Израиля, к несчастью, другая ситуация: политический "самотек" может стоить ему существования. Одно дело, когда пьяный сидит в глубоком кресле с пультом управления телевизором и перещелкивает программы. Вы можете с ним мириться, хотя его идиотский смех, возможно, и действует вам на нервы. Но совсем другое дело, если этот же нетрезвый человек сидит за рулем автомобиля и управляет им. Одно дело управление Египтом, Аргентиной, Россией и вообще любой другой коррумпированной современной страной, и другое дело руководство Израилем. Но именно поэтому нужно последовательно различать между государством Израиль - начатком нашего избавления, и его антисионистским правительством, ставящим подножки еврейской истории.

Историческая аналогия

После публикации 17 мая 1939 года "Белой книги" Бен-Гурион на ХХI сионистском конгрессе призвал прекратить всякое сотрудничество с английским правительством и начать против него активное сопротивление. Призыв рава Шалом-Дова Вольпа несколько напоминает призыв Бен-Гуриона, как и правительство Ольмерта (а точнее, все израильские правительства после 1993 года) напоминают британские мандатные власти.

План "Дорожная карта", полностью замораживающий еврейское строительство в Иудее и Самарии и предполагающий передачу этих земель под власть арабов, хуже "Белой книги". Ведь он не просто ограничивает рост еврейских поселений, он предполагает их уничтожение. И после того, как израильское правительство приняло этот план, оно поставило себя на один уровень с британскими временщиками.

В определенном отношении рав Шалом-Дов Вольпа, прав: сегодня государство Израиль в значительной мере вредит делу сионизма и еврейской исторической миссии. Отказавшись отстаивать право евреев на Эрец Исраэль, израильское правительство компрометирует и подрывает вековое дело еврейства. Все решения этого правительства, направленные на депортацию еврейского населения Эрец Исраэль – аморальны, беззаконны и, наконец, просто безбожны.

И все же у нас нет иного еврейского государства, кроме того, которое создали сионисты в Эрец Исраэль. Иными словами, свое отрицание мы ни в коей мере не должны направлять на само государство, на его институты и на устоявшиеся демократические нормы. Нынешнее государство Израиль, даже при всей близости его политики к политике британского министерства колоний семидесятилетней давности, все же остается еврейским и открытым к изменениям.

Как известно, между рекой Иордан и Средиземным морем (80 км) нет места для двух государств, и те, кто пытаются внушить нам обратное, лгут и подвергают Израиль величайшей опасности. Однако и те, кто сегодня готовы вышвырнуть на историческую помойку еврейское государство только потому, что оно отказывается включить в себя все территории, освобожденные в 1967 году ("Эрец Исраэль шлема"), позволяют себе такую роскошь, за которую им никогда не расплатиться. Нынешний негативизм многих представителей национально-религиозного лагеря - это проявление той же политической инфантильности, которой страдает Израиль в целом, не наживший за свои шестьдесят лет жизни элементарных политических навыков.


К содержанию









© Netzah.org