Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Бе-Хаaлотха"

РАСИСТСКАЯ КРИВДА ("Бе-Хаaлотха" 08.06.2006)

Кушиянка

В недельной главе «Бе-Хаaлотха» рассказывается о конфликте между Моше и его сестрой Мирьям, вызванном женитьбой Моше на "кушиянке" - чернокожей женщине: "И оговаривала Мирьям и Аарон Моше за жену кушиянку, которую он взял; ибо жену кушиянку он взял (себе). И сказали: разве только с Моше говорил Господь, ведь и с нами Он также говорил. И услышал Господь. А этот муж Моше был кротчайший из всех людей, которые на земле. И сказал Господь внезапно Моше и Аарону и Мирьям: выйдите вы трое к шатру соборному. И вышли все трое. И сошел Господь в столпе облачном, и стал у входа шатра, и позвал Аарона и Мирьям, и вышли они оба. И сказал Он: слушайте слова Мои: если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним; Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он; как же не убоялись вы говорить против раба Моего, Моше? И возгорелся гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от шатра, и вот, Мирьям покрыта проказою, как снегом. И взглянул Аарон на Мирьям, и вот – прокаженная. И Аарон сказал Моше: прошу, господин мой, не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили. Да не уподобится она тому мертвецу, который выходит из чрева матери своей уже полуистлевшим. И возопил Моше к Господу, говоря: о Боже, умоляю, исцели ее". (12.1-10)

Кто была эта «кушиянка», эта чернокожая женщина, и с чем связан этот «оговор» Моше Аароном и Мирьям, столь резко пресеченный Всевышним?

Большинство комментаторов считают, что речь идет все о той же жене Моше - Ципоре, которая, по их мнению, как и все мидиатяне, должна была быть очень смуглой.

Между тем у некоторых эта классическая трактовка все же вызывает сомнения. Так Рашбам обращает внимание на то, что если бы речь шла о Ципоре, то упреки Мирьям иначе как несвоевременными назвать было бы нельзя. Ведь к тому моменту Моше и Ципора были женаты уже много лет. Рашбам считает, что Моше взял себе вторую жену - негритянку.

Наконец, другие комментаторы полагают, что Мирьям была возмущена не женитьбой Моше, а, напротив, тем, что Моше отослал Ципору и прекратил с ней супружескую близость из-за своей особой близости к Всевышнему. Тем самым Моше как бы отделил себя от других пророков, которые не видели в супружестве препятствие для получения откровений ("разве только с Моше говорил Господь, ведь и с нами Он также говорил").

Между тем в этой разноголосице мнений нельзя встретить, казалось бы, само собой напрашивающейся для современного человека расистской интерпретации этого эпизода. Никто из традиционных комментаторов не высказвает подозрения в том, что "оговоры" Мирьям и Аарона были связаны с черным цветом кожи новой жены Моше.

Расизм столь чужд иудейскому подходу, что такое подозрение в еврейскую голову попросту не приходит.

Ересь полигенеза

При всем том, что люди всегда были склонны превозноситься друг над другом своим происхождением, в собственном смысле слова расизм возник лишь в Новое время. Именно тогда в конце 18 в начале 19 века возникла теория полигенеза, то есть теория происхождения человеческих рас из разных корней (а не от единой человеческой пары).

Однако, даже и после того как эти теории себя прлностью дискредитировали, люди очень часто продолжают встречать друг друга (а иногда даже и провожать) по цвету кожи. Не секрет, что даже многие белые люди, отнюдь не считающие себя расистами, испытывают известный шок, когда их дети неожиданно выбирают себе чернокожих спутников жизни.

Кому-то это может показаться достаточно естественным. Подобное тянется к подобному, а не только от него отталкивается.

Кто не замечал, что животные при виде своего собрата обыкновенно оживляются. Нам, смотрящим на них со стороны, это кажется естественным. Естественно оно и есть. Однако здесь уместно отдать себе отчет в том, что сами-то животные себя со стороны не видят, они замечают только друг друга, а значит, когда они тянутся друг к другу, то тянутся к тому, что непосредственно находят прекрасным.

Рыбки собираются в стаи себе подобных, и не создают смешанные косяки. А ведь у них нет зеркал. Каждая из рыбок не знает, как она выглядит со стороны, она просто находит некоторых рыб необыкновенным красивыми, завораживается ими, тянется к ним. Так создается стая.

Сказка о гадком утенке невольно обнаруживает в себе так же и этот смысл. Утенок так полюбил лебедей, что поплыл к ним, даже опасаясь, что они его заклюют. Но ведь это его стремление в последнем счете было вызвано тем, что он сам был лебедем!

Любовь с первого взгляда, то есть мгновенное узнавание «своего», узнавание «своего рода и вида», «своей идеи» - одна из главных характеристик всего живого, и она безо всякого сомнения присуща также и человеку.

Однако в том-то и дело, что «идея» человека не связана с его породой, с его расой. В том-то и дело, что идея человека насквозь индивидуальна, и сближения, основанные на этнических, а не на индивидуальных признаках неизбежно оказываются случайными и мимолетными.

Как сказал Виктор Франкл: "Я никоим образом не против дискриминации – различения. Разумеется, я не за расовое, а за радикальное различение. Я за то, чтобы судить о каждом индивидууме с точки зрения той уникальной "расы", которая представлена им одним. Иными словами, я за личностное, а не за расовое различие".

В основе еврейской традиции лежит именно такое понимание. Согласно вере иудаизма, каждый человек уникален. Согласно вере иудаизма, человечество так же едино, как един Всевышний, и потому расистские теории полигенеза (полиантропизма) такая же ересь, как политеизм.

Это достаточно ясно сформулировано в следующей Гемаре (Сангедрин 37.а): «Адам был создан единственным... ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: «Мой отец больше твоего» и чтобы выразить величие Пресвятого. Ибо человек чеканит много монет одним чеканом и все они похожи друг на друга. А Царь над царями царей отчеканил всех людей чеканом Первого Человека, но ни один из них не похож на другого. Поэтому каждый должен говорить: Ради меня создан мир».

И то что одновременно Израиль назван «гой эхад ба-арец», - «единственный народ на земле», нисколько общечеловеческого единства не отрицает.

Порождение пары, то есть выделение единицы внутри единицы, относится к внутренней диалектике Высшего Единства и его предполагает.

Провозглашая избрание Израиля своим истоком и своей основой, иудаизм в то же время рассматривает это избрание исключительно в контексте единой судьбы единого человечества. Возможность того, что Мирьям и Аарон "оговаривали" Моше за то, что он взял себе жену «кушиянку», при всей своей, казалось бы, "самоочевидности", даже не рассматривается традицией.

Галаха раздваивает человечество, Галаха задает четкую границу между Израилем и народами, однако эта граница в своей основе не этническая. Во всяком случае согласно вере иудаизма, любые «кушиянки» по своему усмотрению могут находиться по обе стороны от этой границы.


К содержанию









© Netzah.org