Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Шлах леха"

СПОСОБНОСТЬ ОШИБАТЬСЯ («Шлах леха» 5774 - 12.06.2014 )

Объявив себя свободными от недостоверных и иллюзорных учений, европейские народы уже второй раз в течение столетия спаливают свой разум в топке самообмана. Первый раз это произошло, когда они пали в объятия тоталитаризма, и второй - когда пошли на поводу у подпевающего исламу либерализма.

Ошибка разведчика

В недельной главе «Шлах леха» рассказывается о том, как десять из двенадцати разведчиков, посланных выяснить ситуацию в Эрец Исраэль, неверно ее оценили, и «распустили худую молву о земле, которую обозрели» (13:32). Со своей стороны сыны Израиля поверили отчету большинства и в испуге пожелали вернуться в Египет. В результате Всевышний наказал народ сорокалетним скитальчеством в пустыне.

В нашей главе рассказывается не только об этой ошибке разведчиков, но и об ошибке вообще: «Если же по ошибке не исполните какой-либо из всех заповедей, о которых Господь говорил Моше. Из всего, что заповедал вам Господь через Моше с того дня, когда Господь заповедал и впредь, во все поколения ваши, То, если по недосмотру общины сделалось это по ошибке, пусть вся община назначит быка молодого во всесожжение, в благоухание Господу, с хлебным приношением и возлиянием его, по обряду; и одного козла в грехоочистительную жертву. И искупит священник всю общину сынов Израиля, и будет прощено им, потому что это ошибка, и они принесли свою жертву на возжигание Господу и очистительную жертву свою пред Господа за ошибку свою. И будет прощено всей общине сынов Исраэйля и пришельцу, проживающему среди них, потому что весь народ сделал это по ошибке. Если же одна душа согрешит по ошибке, то пусть принесет козу годовалую в грехоочистительную жертву. И искупит священник душу ошибшегося; так как согрешил по ошибке пред Господом, то следует искупить его; и будет ему прощено». (15:22-26)

Итак, ошибки не только нами постоянно совершаются, но в определенном отношении даже неизбежны, неизбежны до такой степени, что Тора предлагает специальные законы, связанные с погашением их бремени.

Традиция выделяет три причины, приводящие к ошибочным действиям: «шгага» (невнимательность и забывчивость), «онес» (принуждение) и «омер мутар» (ошибочное мнение).

Человек, нарушивший заповедь по невнимательности (например, машинально включивший свет в субботу), несет частичную ответственность, нарушивший по принуждению – не несет никакой ответственности, а имеющий ошибочное мнение в ряде случаев отвечает частично (то есть приравнивается к «шгага»), а иногда не отвечает никак (приравнивается к «онес»).

«Худая молва», распущенная разведчиками об Эрец Исраэль, а именно их заключение, что «не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас» (13:31), традиционно расценивается как подлежащая наказанию трусость, а не как «ошибочное мнение». И все же совсем исключить выводы разведчиков из этой категории было бы странно. Даже при всем том, что Всевышний был разгневан реакцией народа и наказал его, в целом отчет десяти разведчиков выглядит не злонамеренной клеветой, а некоторой аберрацией, возникшей под воздействием «субъективных факторов».

Ошибки такого рода гораздо сложнее, гораздо многоплановее любой частной небрежности, чтобы их можно было свести к забывчивости и невнимательности. Такие ошибки содержат тонкие психологические механизмы самообмана, которые собственно и наказываются Богом. Но все же это именно «ошибки», причем те самые, которые совершаются людьми особенно часто.

Итак, человеку свойственно ошибаться, причем далеко не всегда удается ясно осознать, в какой мере речь идет о собственно просчете, а в каком о «вытеснении», то есть об уклонении от достойного выбора.

Более того, возможность ошибки представляет собой не просто что-то побочное в человеческой жизни, но является средой собственно человеческого обитания, напрямую связанной с нравственной свободой. Чтобы это осознать, достаточно сравнить человеческие ошибки с ошибками, совершаемыми другими существами, и тем более вычислительными приборами.

В самом деле, ошибки компьютеров, «баги», есть результат недодуманности программистов, то есть опять же человеческие ошибки, сами же компьютеры «мыслят» безошибочно. Что касается животных, то они ошибаются крайне редко, и всегда по причине несовершенства прибора (например, мотылек, летящий на пламя свечи). То же самое можно сказать и об ошибках ангелов, которые, как это описывается в трактате Хагига (4-5), предельно редко, но тоже встречаются.

Крематорий рационализма

Человек же ошибается сплошь и рядом, он городит одну глупость на другую, и то и дело добивается своими поступками целей, прямо обратных тем, которые ставил. А прозрение, если оно вообще приходит, приходит слишком поздно.

Что это значит? С чем связано это феноменальное по своей неадекватности поведение человеческих существ? По-видимому, с творчеством. Деятельность человека решительно отличается от деятельности ангела или животного тем, что он творит, создает новое, то есть выбирает не между наличными предметами, а между их потенциями. Человек выбирает между предметами, которые еще только предстоит привести к существованию, предметами, которые до конца не различились, очертания которых призван выявить именно он.

Это вытекает из того особого положения, которое занимает человек в мире, и которое в следующих словах характеризует Рамхаль: «Основа сущности мира - в высших силах. Все, что существует в нижнем физическом мире, есть порождение этих сил… Согласно этому принципу, начало всего сущего - вверху, в высших силах, а конец - внизу. Однако есть одно исключение из этого правила: все, что касается человеческого выбора. Творец пожелал, чтобы у человека была возможность свободно выбирать между добром и злом, и поэтому создал его независимым в этом от кого бы то ни было. И наоборот, Всевышний дал человеку силу быть побудительной причиной изменения самого мира и его творения согласно тому, что он выберет по своему желанию» (Дерех Хашем. 5.3-4).

Итак, человек – это не прибор, не проводник решений вышестоящих инстанций, он действует «снизу», причем вполне самостоятельно. Но именно поэтому человек имеет дело не с наличной действительностью, а с действительностью возникающей, становящейся, более того, с действительностью, порождаемой им самим.

Европейцы - единственные люди на планете, которые, казалось бы, до конца осознали это положение. Уже столетия назад они решили поменьше опираться на традиции и побольше на самих себя, на свой разум. Однако само это решение нисколько не гарантировало безошибочного поведения, и на деле Европа превратилась в самый грандиозный в истории крематорий рационализма. Объявив себя свободными от недостоверных и иллюзорных учений, европейские народы уже второй раз в течение столетия спаливают свой разум в топке самообмана. Первый раз это произошло, когда они пали в объятия тоталитаризма, и второй - когда пошли на поводу у подпевающего исламу либерализма.

Пожалуй, никто лучше не выразил происходящее в Европе, чем испанец Себастьян Вилар Родринес: «Я шёл по улице в Барселоне и вдруг открыл для себя ужасную истину – Европа умерла в Аушвице. Мы убили шесть миллионов евреев и заменили их на двадцать миллионов мусульман. В Аушвице мы сожгли свою культуру, мышление, творческий потенциал, талант. Мы разрушили избранный народ, избранный по-настоящему, ибо он породил великих и замечательных людей, изменивших мир. Вклад этих людей ощущается во всех областях жизни: в науке, искусстве, международной торговле, но прежде всего – в том, что они подарили миру понятие совести. И вот, под маской терпимости, желая доказать самим себе, что мы излечились от вируса расовой вражды, – мы открыли ворота двадцати миллионам мусульман, которые принесли нам религиозный радикализм и нетерпимость, преступность и бедность, вызванные нежеланием работать и поддерживать достойное существование своих семей». И нельзя исключить, что когда-нибудь это наблюдение станет достоянием ума среднего европейца.

Человека отличает постоянный рост, постоянная открытость, причем как к доброму, так и к злому. Перепроверка - это среда обитания человеческого творчества, он учится, прежде всего, на ошибках. Ошибка тем самым – это один из необходимых двигателей прогресса. Избавь нас, Боже, от ошибок, но не дай нам утратить саму возможность ошибаться.


К содержанию









© Netzah.org