Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Шлах леха"

ВОСХОЖДЕНИЕ В ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ («Шлах Леха» 03.06.2010)

В эру сионизма ситуация в целом напоминала ситуацию, описанную в нашей главе «Шлах Леха»: при всем том, что ясный сионисткий голос говорит нам «взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее», совокупный голос сторонников Египта остается, по меньшей мере, столь же силен.

Галутное сознание

В недельной главе «Шлах Леха» рассказывается о том, как возвращение еврейского народа было отсрочено на сорок лет, после того как разведчики, посланные в Эрец Исраэль, ее оговорили: «пришли мы в землю, в которую ты посылал нас, и действительно, течет она молоком и медом; и вот плоды ее. Но силен народ, живущий на земле той, и города укрепленные, весьма большие; также детей Анака (великанов) мы видели там. Амалек живет в южной стране, а Хэтийцы, Йевусеи и Эморийцы живут на горе, Кынаанеи же живут при море и на берегу Ярдэна. Но Калев успокаивал народ пред Моше и сказал: непременно взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. Люди же, которые ходили с ним, сказали: не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую обозрели, между сынами Израиля, говоря: земля, которую проходили мы, чтобы обозреть ее, это земля, поедающая живущих на ней; а весь народ, который видели мы на ней, люди великорослые. Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах». (13:27-33)

С самого момента зарождения сионистского движения и вплоть до наших дней Земля, которую некогда посетили разведчики, слывет опасным, можно даже сказать, очень опасным местом. С одной стороны, все ясно ощущают, что «силен (арабский) народ, живущий на земле той», а с другой - очень многие религиозные евреи рассудительно убеждают друг друга в том, что Тора – она и в Париже Тора, и в Бруклине Тора, а учить ее следует именно там, где делать это безопаснее. В этом отношении можно сказать, что в эру сионизма ситуация в целом напоминала ситуацию, описанную в нашей главе «Шлах»: при всем том, что ясный сионисткий голос говорит нам «взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее», совокупный голос сторонников Египта остается, по меньшей мере, столь же силен.

Следует заметить, что ситуация была таковой далеко не всегда. В Талмуде ("Ктубот" 111 б) говорится, что если жена намеревается совершить репатриацию в Израиль, а муж отказывается, и в конце концов жена требует развода, то муж не только безоговорочно должен ее отпустить, но также и выплатить максимальную предусмотренную в ктубе сумму. В противоположном случае, а именно, если инициатором репатриации выступает муж, а противницей оказывается жена, то мужчина может поднятся в Эрец Исраэль не выплачивая разведенной жене ни гроша.

Тософот по этому поводу замечают: "так не поступают в наше время из-за опасностей в дороге". Иными словами, на протяжении долгих столетий репатриация была связана с такими серьезными опасностями, что требовать ее от человека галаха не решалась. Однако принимать этот довод в наше сиониское время уже не приходится. Во-первых, время времени рознь, а во-вторых, и опасность опасности рознь. «Всему (свое) время... под небесами: Время рождаться и время умирать... Время искать и время терять; Время хранить и время бросать». (3:1-6) Сейчас время строить еврейское государство и репатриироваться в него. Это во-первых, а во-вторых, и Египет, и даже Европа далеко не такие безопасные места, как иногда кому-то кажется.

Зов Сиона

Но главное, что если действительно обратиться к религиозной традиции, то она как раз ясно предписывает возвращаться в Землю Израиля при отсутствии серьезной опасности для жизни. То есть при первой же практической возможности еврей именно обязан подняться в Эрец Исраэль.

Сам этот призыв правдивых «разведчиков» на протяжении веков озвучивали самые разные духовные лидеры еврейского народа. Так, аморай второго поколения рабби Симлай (3 век), поднявшийся из Вавилона в Эрец Исраэль, вкладывает в уста Всевышнего следующие слова: “Когда вы в стране Кнаан, Я Бог вам. Когда же вы не в стране Кнаан, Я как бы не Бог вам… Когда они на ней (на этой земле), они словно укоренились предо Мною поистине. Когда же они не на ней, их как бы нет предо Мною”.

Раби Иегуда Галеви (11-12 века) писал в книге Кузари: “Избранный народ не может достичь Божественного начала, не находясь здесь (в Эрец Исраэль), как виноградник не может расти без горы (на которой он посажен)”.

Р. Элиэзер бен Моше Азкари (умер в Цфате в 1600-ом году) писал: «Близкие и далекие, находяшиеся за ее пределами, должны тосковать по ней и желать ее, ибо подобно тому как Бог избрал их, Он избрал Страну Израиля и предназначил ее им. Только с нею они называются народом единым» Раби Нахман из Бреслава (18 век): «Вся Тора полна восхвалениями Эрец Исраэль, а суть обетования, данного Господом нашим отцам Аврааму, Ицхаку, Иакову, заключается в наследовании и владении землей. А также избавление и исход из Египта - все было направлено на то, чтобы удостоиться войти в Эрец Исраэль. Отсюда можно постичь и осознать, как велика святость Эрец Исраэль и сколь многого удостаиваится живущий в этой стране и даже тот, кто пройдет по ней хотя бы четыре локтя. И посему, если бы человек подлинно верил в святость Эрец Исраэль, хотя бы в тысячную долю того, что существует в действительности, он, несомненно, побежал, полетел бы к ней».

Пытаясь игнорировать этот ясный зов, некоторые относят к запрету репатриации слова Гемары о «заклятии подниматься стеной» (Ктубот 111), то есть репатриироваться организованно и в массовом порядке. Но во-первых, заклятие это оказалось снято после решения Лиги Наций о создании для евреев «национального очага в Палестине», а во-вторых, его никогда никто не относил к индивидуальное алие. По сути, это вообще не галаха, а констатация некоторой ситуации, некоторого Божественного постановления: мол, в массовом порядке даже и не пробуйте, ничего не получится.

Иногда в связи с репатриацией вспоминается спор Рамбама с Рамбаном по поводу заповеди заселения Эрец Исраэль. Между тем важно отметить, что их спор касается не самого возвращения в Эрец Исраэль, а лишь вопроса, на каком основании оно обязательно – на основании прямого предписания Тора ("деорайта"), мнение которого придерживался Рамбан, или на основании решения мудрецов ("дерабанан"), как считал Рамбам.

Всем известно категорическое неприятие сатмарскими хасидами государства Израиль. Если Агудат Исраэль беспокоит лишь светский характер "сионистского образования", то сатмарские хасиды заранее отрицают также и государство галахи, коль скоро оно создано не по пророческому вдохновению, а по человеческому произволу. Между тем даже сатмарские хасиды не только не возражают против репатриации, но, как известно, и во множестве проживают в Израиле.

Я отнюдь не хочу упрекать еврейское большинство (все еще большинство), обитающее за пределами страны Израиля. У каждого имеются свои резоны и свои расчеты. Я прекрасно понимаю, что даже с одной только точки зрения профессиональной занятости, Израиль может удовлетворить далеко не каждого, что многие достойные и уважаемые роды деятельности (в том числе научная) в Израиле пребывают в упадке. Другими словами, рассматривая этот вопрос объективно, легко заметить, что алия – это достаточно индивидуальное решение, в равной мере непростое и для религиозного, и для светского человека. У каждого имеются свои резоны, которые не всегда связаны с опасениями, соответствующими голосу десяти трусливых разведчиков. Но порой все же бывает важно напомнить, что Всевышний неустанно призывает к алие, и тот кто ее не совершает, как минимум, ставит под вопрос свою еврейскую будущность, которой в галуте не существует.


К содержанию









© Netzah.org