Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Корах"

РАВЕНСТВО И СВЯТОСТЬ («Корах» 23.06.2011)

В эсхатологическую пору произойдет некоторое обновление природы, предполагающее всеобщее иерархическое «продвижение», всеобщее повышение по рангу. Каждый уровень поднимается на ступеньку, занимая место вышестоящего и освобождая место для нижестоящего. Минералы оживут и станут как растения, растения обретут подвижность животных, животные обретут дар речи, народы станут Израилем, Израиль станет «царством священников» - Коэном, а коэны достигнут уровня Первосвященника.

Два отношения

Недельная глава «Корах» начинается словами: «И отделился Корах, сын Ицхара, сына Кеата, сына Леви, и Датан, и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пэлэта, сыны (из колена) Рувена, И предстали пред Моше, и (с ними) двести пятьдесят мужей из сынов Израиля, начальники общины, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моше и Аарона, и сказали им: полно вам! ведь вся община, все святы, и среди них Господь! Отчего же возноситесь вы над собранием Господним?» (16:1-3).

Бесспорно, что идея равенства - одна из базовых идей иудаизма, что требованием равноправия проникнута как Письменная, так и Устная Тора. Так в книге «Дварим» мы читаем: «Не криви судом, и не лицеприятствуй» (16:19), а в Талмуде сказано: «Адам был создан единственным... ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: "Мой отец больше твоего" (Сангедрин 4.5.).»

Наконец, даже если принять идею избрания, то очевидно, что избран был весь Израиль. Зачем выделять среди святого что-то святое в еще большей мере? По-видимому, потому, что человеческое существование держится именно на двух способах отношения к себе подобным: на общем и частном, т.е. на общем почтении к человеческому достоинству, к сану Богоподобного существа (dignity), и на уважении человека как уникального и неповторимого, им самим выстраданного и выстроенного образа (respect). Тем самым мир построен на общей любви и любви избирательной, а парадигма такой раздвоенной любви должна проявляться также на уровне святого. То есть уже в самом Святом должны присутствовать различенность и избрание.

Возможно, Корах не предвидел последствий своего призыва, не подозревал, что упразднение разделения на святое и святое неизбежно повлечет также и размывание границ между святым и будничным, что уравнение в святости приведет к тому запредельному единству, к тому слиянию всего со всем, которое видят своей целью восточные религии.

В самом деле, исчезновение всех индивидуальностей, сглаживание всех различий – это восточный идеал, который по своей сути отрицает идею равенства. Но, иудаизм, полностью признающий единство мира и единство человеческой семьи, настаивает также и на пронизывающей мир различенности, в том числе на вечном избрании Израиля.

Так, Рамхаль в своей книге «Путь Творца» утверждает: "Один из глубочайших принципов управления миром – это разделение на Израиль и народы мира. Со стороны человеческой природы они выглядят совершенно одинаковыми, но со стороны Торы они весьма отличаются, и отделены друг от друга, как два совершенно два разных рода". (Часть 1. гл.4.1) …

Согласно еврейской традиции, в избрании Израиля произошло восстановление падшей человеческой природы. В Йакове, а в определенном смысле уже и в Аврааме возродился первозданный Адам. Соответственно, Израиль рассматривается в этом отношении как вершина творения, как существо открытое пророчеству. В книге рабби Йегуды Галеви «Кузари» (гл 1:36-41) говорится о пяти уровнях творения – минеральном, растительном, животном, разумном и пророческом, на котором находится народ Израиля.

Как известно, христианство начало свою историю с отрицания этой особенности еврейского народа, с отрицания избрания Израиля. Повеления Торы были объявлены церковью верными лишь до определенной поры, после которой Израиль лишился избрания, а «святыми» и «избранными» сделались христиане. Так, протоиерей Н. Малиновский в своем «Очерке православно-христианского вероучения» (1912) разъясняет: «Исключительное и чрезвычайное явление среди всех религий древнего мира представляет собою религия евреев, несравненно возвышаясь над всеми религиозными учениями древности... Только один еврейский народ среди всего древнего мира веровал в единого и личного Бога… Культ ветхозаветной религии отличается замечательною для своего времени высотою и чистотою.... Высоко и чисто и нравственное учение еврейской религии сравнительно с воззрениями других древних религий. Она призывает человека к богоподобию, к святости: „святи будете, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш“ (Лев 19.2).... От истинной и откровенной ветхозаветной религии нужно отличать религию позднейшего иудейства, известную под именем „новоиудейства“ или талмудической, которая является религиею правоверных иудеев и в настоящее время. Ветхозаветное (библейское) учение в ней искажено и обезображено разными видоизменениями и наслоениями....».

Обновленная иерархия

Много споров велось на эту тему. Между тем важно отметить, что в рамках иудаизма также возможен подход, согласно которому – хотя и в будущем - различие между народами и евреями как будто бы потеряет силу.

В самом деле, иногда высказывается идея, что грядущее избавление тождественно втягиванию в Израиль всего мира, тождественна превращению всех народов в Израиль. В подтверждение этого взгляда приводятся слова пророка Захарии: «И присоединятся народы многие к Господу в день тот, и станут они для Меня народом Моим, и Я обитать буду среди тебя, и узнаешь, что Господь Цеваот послал меня к тебе» (2:15).

Итак, с одной стороны вроде бы все народы дорастут до уровня Израиля, а с другой избрание Израиля – то есть отличие Израиля от народов - мыслится еврейской традицией «вечным» не только в рамках истории, но в рамках Вечности как таковой. С одной стороны в Грядущем мире все как будто бы окажутся равны в святости, а с другой евреи останутся «дорогим достоянием из всех народов» также и после того, как история прекратится. То есть в Вечной жизни евреи будут отделены от народов так же, как они были отделены от них в мире Грядущем.

Как можно примирить два этих взгляда? Как можно осмыслить этот парадокс? Существует, по меньшей мере один подход, который позволяет совместить идеи вечности избрания с идеей всеобщего возрастания до уровня святости, и это учение о некоем качественном скачке, которое в эсхатологический период истории должны пережить все творения. В своей работе «Хазон ацимхонут вэшалом» рав Кук рассматривает некоторые спорные вопросы (в первую очередь мясоедение) как этап восхождения человечества к предназначенному свыше идеалу.

Подобно тому, как в человеческой жизни самоотверженность приносит свои плоды и общество в целом становится справедливее, так в общекосмической жизни животный мир участвует в прогрессе, служа человеку пищей и предметом исследования природных законов.

В результате же все живые существа, а не только человек, удостоятся своей доли в мире справедливости, получат свое вознаграждение, как сказано: «И справедливость будет препоясаньем чресл его, и честность – поясом на бедрах его. И волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол (будут) вместе; и маленький мальчик (будет) водить их. И пастись будут корова с медведем; детеныши их лежать будут вместе; и лев будет есть солому, как вол. И будет играть грудной младенец над норою кобры, и отнятое от груди дитя протянет руку свою к логову гадюки. Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Господа, как полно море водами» (Йешайя 11:5-9).

Согласно видению рава Кука, в эсхатологическую пору произойдет некоторое обновление природы, предполагающее всеобщее иерархическое «продвижение», всеобщее повышение по рангу. Каждый уровень поднимается на ступеньку, занимая место вышестоящего и освобождая место для нижестоящего. Минералы оживут и станут как растения, растения обретут подвижность животных, животные обретут дар речи, народы станут Израилем, Израиль станет «царством священников» - Коэном, а коэны достигнут уровня Первосвященника. Тем самым мечта Кораха о всеобщем священстве имеет свои основания в традиции, однако она реализуется не за счет отрицания различий.


К содержанию









© Netzah.org