Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Корах"

МЯТЕЖ ( «Корах» 5765 - 30.06.2005)

Реформация и реакция

В недельной главе «Корах» вновь описывается бунт против Моше и Аарона: «И отделился Корах, сын Ицара, сына Кыата, сына Лейви, и Датан, и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пэлэта, сыны (из колена) Рьгувэйна, И предстали пред Моше, и (с ними) двести пятьдесят мужей из сынов Исраэйля, начальники общины, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моше и Аарона, и сказали им: полно вам! ведь вся община, все святы, и среди них Господь! Отчего же возноситесь вы над собранием Господним? И услышал Моше, и пал на лицо свое, И сказал Кораху и всем сообщникам его, говоря: завтра утром Господь известит, кто Его и кто свят… И расступилась земля под ними. И раскрыла земля уста свои, и поглотила их и домочадцев их, и всех людей Кораха, и все имущество. И сошли они со всем принадлежавшим им живыми в преисподнюю, и покрыла их земля, и исчезли они из среды общества. И все Исраэйльтяне, которые вокруг них, разбежались от крика их, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И огонь вышел от Господа, и пожрал этих двести пятьдесят человек, принесших курение». (16.1-35)

Как легко можно заметить, бунт Кораха существенно отличался от тех двух бунтов, которые описывались в предыдущих недельных чтениях. Бунты, описанные в главах «Бехалотха» и «Бешлах», носили массовый и стихийный характер, бунт, описанный в главе «Корах», был инициирован определенной группой лиц, т.е. являлся в полном смысле мятежом.

Мятеж – явление особенное, суть которого в следующих остроумных словах сформулировал Бернс: «мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе»! В этом отношении Корах выглядит классическим мятежником.

Между тем трудно найти мятеж, поражение которого не сопровождалось бы какими-либо политическими последствиями. Обычно вслед за подавлением мятежа либо наступает реакция, т.е. наблюдается ожесточение режима, либо – осуществляются реформы, т.е. происходит его смягчение.

В этом аспекте о позитивном значении мятежей говорили многие отцы - основатели США. Так в письме к Мэдисону от 30 января 1787 года Джефферсон писал: «Я считаю, что небольшой бунт время от времени – хорошее дело и также необходим в политическом мире, как бури в мире физических явлений. Неудачные восстания действительно обычно выявляют те нарушения прав народа, которые их породили. Учет этой истины сделает честных республиканских правителей настолько мягкими при наказании мятежников, чтобы не очень сильно обескураживать их. Это – лекарство, необходимое для доброго здоровья правительства».

В отношении мятежа Кораха уместно отметить, что он нечто «выявил», что он сопровождался определенной «удачей», определенной «реформой», а именно, сыновья Кораха вошли в священную историю как ее положительные герои.

Так в книге Бемидбар мы читаем: «И сыны Элиава: Нымуэйл и Датан, и Авирам; те Датан и Авирам, знатные (люди) общины, которые подстрекали против Моше и Аарона в сборище Кораха, когда те возмутились против Господа. И разверзла земля уста свои, и поглотила их с Корахом, когда умерло это сборище, когда пожрал огонь двести пятьдесят человек, и стали они знамением. Сыны же Кораха не умерли». (Бемидбар 26.9-11).

Раши следующим образом комментирует последнюю фразу: «Вначале они были в заговоре, однако во время возмущения раскаялись в сердце своем, поэтому для них в преисподней уготовлено было возвышенное место, и они сохранились там».

Компилятивный комментарий 19 века Сончино сообщает: «Сыновья Кораха вышли из пламени и спаслись от землетрясения, когда погибли все те, кто поднял бунт против верных посланников Всевышнего. Они стали родоначальниками семейства тех, кто поет хвалу Творцу столь чисто и искренне, что слова их достигают пророческого уровня и доходят до нас через века". Речь идет в первую очередь о псалмах 42 и далее с 44 по 49.

О потомках Кораха имеются положительные отзывы и в других книгах ТАНАХа. Так, в первой книге «Диврей Аямим» (9.19) мы читаем: «И Шаллум, сын Корэйа, сына Эвйасафа, сына Кораха, и братья его по отцовскому дому его, корахияне, исполнявшие работу стражей у порогов шатра, а отцы их охраняли вход у стана Господня».

Во второй книге Диврей Аямим (20.16-19) сказано: «Завтра спуститесь на них; вот, они поднимутся на возвышенность Циц, и вы обнаружите их в конце долины, пред пустынею Йеруэйль. Не вам сражаться здесь – встаньте, стойте и смотрите на помощь Господню вам, Йеуда и Йерушалаим! Не бойтесь и не страшитесь. Завтра выступите им навстречу, и Господь будет с вами. И преклонился Йеошафат лицом до земли, и все Йеудеи и жители Йерушалаима пали пред Господом, чтобы поклониться Господу. И встали лейвиты из сынов Кеатрвых и из сынов Кораховых восхвалять Господа, Бога Израиля, голосом крайне сильным».

Что значит это преуспевание потомков мятежного Кораха, если о потомках даже такого великого пророка как Моше ничего положительного не сообщается?

В первую очередь это следует, разумеется, воспринимать как их личную заслугу, как сказано: «Да не будут наказываемы смертью отцы за детей, и дети да не будут наказываемы смертью за отцов: каждый за свой грех должен наказываться смертью» (Двар 24.16).

И все же важно помнить, что «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строищие его» (Тегил 127.1). Эти слова принадлежат царю Давиду. Между тем аналогичное ощущение испытали и сами сыны Кораха, которые воспели: «Не на лук свой полагаюсь, и меч мой не спасет меня, потому что Ты спас нас от врагов наших и ненавидящих нас посрамил» (44.7)

Иными словами, никакие личные заслуги еще не обеспечивают внешнего успеха. Для духовного преуспевания недостаточно собственных усилий, но в равной мере необходимо также и благословение небес.

Но тогда мы вправе предположить, что благословение, ниспосланное на сыновей бунтаря Кораха, могло явиться своеобразной компенсацией за жестокое подавление бунта, могло явиться тем, чем в политике является реформа, следующая за подавленным мятежем.

Те праведные искры, которые в бунте Кораха наличествовали, возможно,сказалисьпри благословении его потомков.

Мятежный Гуш-Катиф

В свете сказанного я бы хотел обратиться к событиям, которые все сегодня с тревогой ожидают, а именно к ликвидации всех поселений сектора Газа и четырех поселений Северной Самарии.

Тот гражданский протест, которым неизбежно будет сопровождаться депортация тысяч евреев, безусловно будет носить столь острый характер, что в определенном смысле он может быть назван мятежом. Вероятность того, что мятеж этот завершится удачей (а именно, что депортация будет приостановлена, и будут назначены досрочные выборы) достаточно велика. Однако в этом случае мятеж будет зваться иначе, и тем самым рассмотрение этой перспективы выходит за рамки этой статьи.

В настоящий момент я бы хотел рассмотреть возможность того, что депортация евреев не только осуществится, но что и сам план «одностороннего размежевания» войдет в свою следующую фазу.

В этом случае легко обозначить следующую вилку (реакции и реформации) возможных последствий: В случае наступления «реакции», все оставшиеся за оградой поселения могут быть брошены на произвол судьбы. Ведь в этом случае не придется тратиться ни на дальнейшие масштабные операции по изгнанию евреев, ни на компенсации. «Вы хотели свободно жить на территориях, заселенных арабами – пожалуйста!».

Сегодня такой цинизм может показаться невероятным, но за годы после подписания Норвежского соглашения Израиль не раз совершал то, что исходно казалось совершенно немыслимым. Достаточно напомнить, что в свое время сам Рабин считал невероятным, что он продолжит переговоры с Арафатом в условиях террора, а Барак, что он уступит ООП 97 процентов Иудеи и Самарии включая весь восточный Иерусалим.

Однако если ветер повеет в сторону «реформ», то не исключено, что как раз будет решено максимально ограничить масштабы последующих депортаций. Для этого ограда будет протянута также и с востока от хребта Самарийских гор, и за эту ограду будут депортированы жители лишь действительно нескольких изолированных поселений. Остальные же «втянутся» в блок поселений Иорданской долины, как «втянулись» в «Большой Израиль» десятки поселений западной Самарии.

Сегодня такое развитие событий выглядит еще более фантастическим, чем предание поселенцев на произвол арабов. Но кто знает, не явится ли мятеж Гуш-Катифа тем землетрясением, которое приведет к действительному обсуждению этого плана, к созданию лобби Иорданской долины - и как результат этой деятельности – к сохранению жизненно-важных стратегических рубежей?

Как бы то ни было, таковы два альтернативных варианта развития процесса «одностороннего размежевания». В русло какого именно варианта могут направиться события, в значительной мере зависит от масштабов и характера предстоящего мятежа. Однако важно понимать, что границы человеческих возможностей ограничены, что принципиальное решение о том, какой именно из «вариантов» (в смягченной или утрированной форме) будет воплощен в жизнь, оставлено на усмотрение небес.

Окажется ли народное сопротивление депортации всего лишь мятежом, и если да, то каковы окажутся его действительные последствия, зависит в последнем счете не от масштаба выступлений, а от «гзеры», т.е. от того решения, которое выносится исключительно Всевышним по одному Ему ведомомым соображениям.


К содержанию









© Netzah.org