Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Хуккат"

БОГ ИСТОРИИ («Хуккат» 07.07.2016)

Позаимствовав у Магараля идею развития и идею единства и борьбы противоположностей, Гегель в то же время подменил Бога «мировым духом», несущим в себе все родовые признаки Ангела смерти. Ничего хорошего из такой философии, разумеется, произойти не могло.

Жестоковыйный народ

В недельной главе «Хукат» приводится два никак не связанных эпизода, в которых сыны Израиля взроптали и стали сетовать на то, что их вывели из Египта.

«И пришли сыны Израиля, вся община, в пустыню Цин в первый месяц, и остановился народ в Кадеше, и умерла там Мирьям, и там же была погребена. И не было воды для общины, и собрались они против Моше и Аарона. И спорил народ с Моше, и сказали так: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом. И зачем привели вы общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? И для чего вывели вы нас из Египта? Чтобы привести нас в это дурное место, место, лишенное посева и смоковниц, и винограда, и гранатовых яблок, (где) и воды нет для питья? И отошел Моше и Аарон от народа ко входу шатра соборного, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня». (20:1-6)

В этом случае Всевышний никак не стал наказывать народ. Напротив, Он сказал Моше: «Возьми посох и созови общину, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале пред глазами их, чтоб дала она из себя воду: и извлечешь ты для них воду из скалы, и напоишь общину и скот их».

Вскоре произошел схожий бунт: «И двинулись они от горы Ор по пути на Ям Суф, чтобы обойти землю Эдома. И истощилось терпение народа в пути. И возроптал народ на Бога и на Моше: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть (нам) в пустыне? ведь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища».

На сей раз последовало наказание: «И послал Господь на народ змеев сарафов, и жалили они народ, и умерло много народу из Израильтян. И пришел народ к Моше, и сказали они: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб удалил от нас змеев. И молился Моше за народ» (21:4-7).

Знаменательно, что два эти эпизода произошли на последнем году сороколетнего странствия, которое явилось наказанием за тот же самый грех ностальгических слез по Египту. Вот как это было: «И подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и на Аарона все сыны Израиля, и сказала им вся община: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы! И зачем Господь ведет нас в землю эту, чтобы пали мы от меча? Жены наши и дети наши станут добычей. Не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: назначим начальника и возвратимся в Египет» (14:1-5).

В гневе Всевышний хотел было полностью истребить сынов Израиля, но после заступничества Моше решил наказать народ полной сменой его состава. Тем, кто родились в Египте, предстояло умереть в пустыне. В землю Кнаан должен был выйти новый свободолюбивый народ. И вот теперь за считанные месяцы до пересечения Иордана – народ (который Египта никогда и в глаза не видел!) вновь, причем дважды, сожалеет о том, что его вывели из рабства!

Что с этим народом делать? Казалось бы, только истребить его после этого остается! Но в одном случае, как мы видим, Всевышний вообще пропустил ропот мимо ушей, а в другом хотя и умертвил «много народу», но явно без ущерба для общего плана. Иордан был форсирован в срок.

Как следует понимать эту несоразмерность Божественных реакций?

«Вечность Израиля»

Это несколько напоминает сдачу экзамена, когда долго терзавший студента профессор убеждается, наконец, что большего он от бедолаги не добьется, и отпускает его с оценкой «удовлетворительно».

Так случается просто потому, что подходит срок, приходит соответствующее время. То, что было уместно в начале определенного процесса, неуместно в его конце, как сказано: «Всему (свое) время, и (свой) срок всякой вещи под небесами: Время рождаться и время умирать;… Время войне и время миру» (Коэлет 3:1-8).

Между тем скрывается за этой историей, по-видимму, также и нечто еще более глубокое, а именно общая условность воздаяния, возможность той его заведомой несоразмерности, о которой предостерегает Всевышний: «Я увеличу наказание ваше всемеро против грехов ваших» (Ваикра 26:18).

Всемеро – коэффициент огромный, и, безусловно, символический, указывающий на отсутствие прямой связи между деяниями людей и действиями Творца. Но для чего вообще понадобились столь непропорциональные наказания? Ради чего обрушиваются на народ Израиля эти страшные мучения?

В своем исследовании «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля») Магараль (1512-1609) пишет, что для рассеяния Израиля среди народов, «кроме причины греха, должна иметься так же и иная причина». На страницах своей книги Магараль показывает, что не грехи народа Израиля определяют, в конечном счете, его историческую судьбу, а общий замысел Творца.

Да, народ был рассеян по всей планете за свою неверность, как и был о том заранее предупрежден. «И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами» (Ваикра 26:32). Однако делалось это не просто в «наказание», а в соответствии с исходным планом Творца, посредством которого Он раскрывает в этом мире Свои идеи, и, в конечном счете, самого Себя.

Магараль начинает свою книгу словами: «Все вещи познаются из своей противоположности. Из того, что выглядит черным, можно понять как выглядит белое, являющееся его противоположностью. Признано, что противоположности едины, и потому сказано в «Псахим»: «Начинающий с замечаний, завершает похвалой. А почему начинает с замечаний? Потому что нет в похвале подлинного значения, если отсутствует противоположное ей. Поэтому же невозможно осмыслить последнее избавление, если не осмыслить последнее рассеяние».

Посвящая книгу последнему эдомскому пленению, Магараль вспоминает и о трех предшествующих империях: о Вавилоне, пленившем Израиль физически, Персии, покусившейся на его жизнь, и Греции, добивавщейся его ассимиляции.

Три эти посягательства соответствуют, по Магаралю, трем уровням человеческого существа: телу, душе, и разуму. Причем эти три уровня дополняются четвертым - а именно цельным человеческим существом, явленным в соединенности трех этих уровней. Таким образом, каждое из пленений (царств) соответствует какому-то из этих уровней, а четвертое царство - Рим – соответствует цельному человеку.

Таким образом, Рим завладел Израилем целиком, то есть противостал ему как такая же «единственная на земле» тотальность, каковой является сам Израиль. Причем завладел Эдом даже и самой этой мыслью Магараля.

Действительно, высказанная в «Нецах Исраэль» идея раскрытия Бога в истории с использованием диалектического принципа единства и борьбы противоположности через два-три столетия всплыла в классической немецкой философии, образовав его ядро.

Известно, что гегелианское прозрение о том, что «дух раскрывается в истории», было навеяно сочинением Джордано Вико (1668-1744) «Основание новой науки» (1725). Именно на этой книге выросли Шеллинг и Гегель, но Вико читал итальянский перевод «Нецах Исраэль» и явно впечатлился общей идеей Магараля.

Позаимствовав у Магараля идею развития и идею единства и борьбы противоположностей, Гегель в то же время подменил Бога «мировым духом», несущим в себе все родовые признаки Ангела смерти. Ничего хорошего из такой философии, разумеется, произойти не могло.

Истина открывается постепенно, усматривается в исторической перспективе и окончательно явится в свой час независимо от того, готовы к тому или не готовы будут люди.


К содержанию









© Netzah.org