Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Хуккат"

НЕПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДАЯНИЕ («Хуккат» 30.06.2011)

Ученик Виленского Гаона раби Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш Хаим» разъясняет непропорциональность воздаяния следующим образом: «Не одно и то же подметать двор царя и чистить его платья. Чем выше мир, тем больший урон можно нанести, и тем большее наказание получить. Тому, кому поручено чистить корону царя, даже если он оставит небольшую пятно пыли, поплатится за это серьезнее, чем тот, которому было поручено убираться во дворе царя, и он оставит там много мусора» (Нефеш Хаим Часть 2 гл 14).

Проступок Моше

В недельной главе «Хукат» описывается, как Моше рабейну сурово был наказан Всевышним за казалось весьма незначительную ошибку: «И Господь сказал Моше, говоря: Возьми посох и созови общину, ты и Аарон, брат твой, и скажите скале пред глазами их, чтоб дала она из себя воду... И взял Моше посох, бывший пред Господом, как Он повелел ему.... И поднял Моше руку свою, и ударил по скале посохом своим дважды, и потекло много воды, и пила община и скот их. И Господь сказал Моше и Аарону: за то, что вы не поверили Мне и не явили святость Мою пред очами сынов Израиля, не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им» (Бемидбар 20:8-13)

Раши следующим образом поясняет этот странный эпизод: «Вездесущий повелел не ударять скалу, а "говорить скале". Они же обратились к другой скале, и та не дала (воды). Сказали они: "Быть может, нужно ударить, как прежде, ибо сказано: "и ударь скалу" (Шмот 17: 6). И тогда они ударили ту скалу, к который Всевышний повелел им обратиться»

Итак, спустя почти сорок лет после того, как народ испугался входить в Эрец Исраэль и был осужден (за этот грех) на гибель в пустыне («Не увидят земли, которую Я клятвенно обещал отцам их»), Моше подвергся аналогичному наказанию за допущенную им оплошность. Это обстоятельство невольно направляет ум к сопоставлению этих эпизодов («Все гневившие Меня не увидят ее» 14:23)

Наказание сынов Израиля выглядело понятным и, главное, пропорциональным: тот, кто испугавшись великой цели, проявил слабость и в какой-то момент от достижения этой цели отказался, по праву может быть от своей миссии отстранен. Для нашего человеческого разума и нашего человеческого чувства справедливости выглядят понятными следующие слова писания: «И Господь сказал Моше: доколе будет гневить Меня народ сей? И доколе не уверятся они во Мне при всех знамениях, которые делал Я в среде их? Поражу его мором и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. И сказал Моше Господу:... Прости же грех народа этого по великой милости Твоей и как прощал Ты народ этот от Египта и доселе. И сказал Господь: простил Я по слову твоему. Однако, как жив Я и славой Господней наполнится вся земля, Так все эти люди, видевшие славу Мою и знамения Мои, которые Я совершал в Египте и в пустыне, и испытывавшие Меня уже десять раз, и не слушавшие гласа Моего, Не увидят земли, которую Я клятвенно обещал отцам их; и все гневившие Меня не увидят ее» (Бемидбар 14:11-23).

Итак, сыны Израиля, испугавшиеся войти в Эрец Исраэль были наказаны тем, что так в нее действительно и не вошли. Но почему теперь аналогичному наказанию подвергся также и Моше рабейну? Почему понадобилось наказывать за ошибку при «явлении святости Моей через воду пред их глазами» таким суровым и таким неожиданным образом? Имеется ли что-то общее между сиюминутным страхом и явной, причем, на первый взгляд, вполне простительной оплошностью? При всем том, что в такого рода вопросах всегда приличествует смиренный скептицизм, при все том, что по большому счету «нам не дано постичь ни благоденствия нечестивых, ни страданий праведных» (Пиркей Авот 4:19), существуют некоторые уровни, на которых объяснения вполне осмысленны и напрашиваются сами собой.

Тонкая настройка

Обыкновенно говорят, что и народ, и Моше были наказаны за грех «неверия» («Доколе не уверятся они во Мне?» (Бемидбар 14:11)... «За то, что вы не поверили Мне» (Бемидбар 20:12)). Таким образом, хотя народ во главе со своими лидерами проявил явное малодушие, а Моше в худшем случае лишь ошибся, (перепутал скалы, а затем неверно проинтерпретировал ситуацию), речь, по всей видимости, идет все же об одном и том же грехе. Если в случае разведчиков и послушавшегося их народа этот грех имел достаточно выраженный характер, то в действиях Моше и Аарона тот же грех выглядит зачаточным. Но таким образом общность наказания наглядно показывает нам некоторый духовный закон, согласно которому с того, кому дано больше - спрашивается строже, спрашивается большей мерой.

«Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому (и) взыщу Я с вас за все грехи ваши» - сказано через пророка Амоса (3:2). Причем эти слова имеют прямой законодательный смысл. Запрет идолослужения в равной мере наложен на всех людей, однако если евреи наказываются за него смертной казнью, то неевреи не наказываются вовсе (разумеется, если их культ не сопровождается какими либо изуверствами, прежде всего, человеческими жертвоприношениями).

Но внутри еврейского мира действует тот же принцип. Один спрос с того, кто учил закон, и другой с того, кто имеет посредственные знания («ам аарец»), как сказано: «Отпавший от Торы гораздо дальше отстоит от Торы, нежели тот, который никогда ее не знал» (Псахим 49.б). Чем больше знания, чем выше дарования – тем строже спрос. Ученик Виленского Гаона раби Хаим из Воложина в своей книге «Нефеш Хаим» разъясняет это положение и несколько иным образом: «Не одно и то же подметать двор царя и чистить его платья. Чем выше мир, тем больший урон можно нанести, и тем большее наказание получить. Тому, кому поручено чистить корону царя, даже если он оставит небольшую пятно пыли, поплатится за это серьезнее, чем тот, которому было поручено убираться во дворе царя, и он оставит там много мусора» (Нефеш Хаим Часть 2 гл 14).

Это положение можно сравнить также и с более грубой и более тонкой настройкой. В той же своей книге раби Хаим из Воложина неоднократно отмечает, что уровни дела, слова и мысли, соответствующие трем уровням души – нефеш, руах, нешама, - находят свое отражение также и в известном подразделении людей на три группы по степени их совершенства: злодеям, средним и праведникам.

Злодей измеряется (судится) с помощью грубого прибора – судится за дела, его слова и помыслы ровным счетом ничего не весят, как на весах, измеряющих килограммы, никак отразятся миллиграммы, отличающие вес соизмеряемых тел. Средние люди судятся за слово, судятся за злословие. И, наконец, праведники, поведение которых измеряется прибором самой тонкой настройки, отвечают уже за сами свои помыслы, что опять же соответствует рассматриваемой нами ситуации: ошибка (за которую ответил Моше) – это уровень мышления. И тут сопоставляемые нами грехи и воздаяния освещаются дополнительным образом. В самом, деле грех разведчиков относится традицией именно к греху злословия, как сказано: «Сказал р.Элазар бен Парта: «Если хочешь знать, сколько вреда от злого языка, то посмотри, как пострадали наши отцы в пустыне Синай из-за разведчиков. Разведчики говорили плохо о стране, т.е. о камнях и деревьях. До этого наши предки грешили в пустыне девять раз, и все им простилось. А приговор умереть в пустыне был им вынесен только за злой язык» (Эрхин 15).

Наконец, природу «непропорционального» воздания можно объяснить и степенью близости к Всевышнему: чем ближе человек к Богу, тем больше взаимная ревность, тем больше человек болеет за Бога, а Бог за человека. Но особенно явственно этот принцип обнаруживает себя в нравственной сфере. «Всесильный судит праведника, Бог строго взыскивает каждый день» - сказано в Тегилим (7:12), а в книге Мишлей мы читаем: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (3:12). Об этом нам рассказывает и книга Иова: «Сказал Господь сатану: обратил ли ты внимание на раба Моего Иова, что нет подобного ему на земле; человек (он) непорочный и справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатан Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Ведь Ты оградил кругом его, и дом его, и все, что (есть) у него? Дело рук его благословил Ты, и скот его распространился по земле. Но простри-ка руку Твою и коснись всего, что (есть) у него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя хулить станет. И сказал Господь сатану: вот, все, что (есть) у него, в руке твоей» (Иов 1:8-12)


К содержанию









© Netzah.org