Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Пинхас"

ШЕСТЬСОТ ТЫСЯЧ ("Пинхас" 5766 - 13.07.2006)

Еврейская константа

В недельной главе «Пинхас» говорится о пересчете сынов Израиля после мора, последовавшего за оргией, в которую их втянули моавитяне. «И было после мора... И Господь сказал Моше и Элазару, сыну Аарона, священнику, говоря: Пересчитайте поголовно всю общину сынов Израиля, от двадцатилетнего возраста и выше, по родовым домам их, всех, поступающих в войско в Израиле. И сказал им Моше и Элазар, священник, в степях Моавитских у Ярдэна, против Йерихо, говоря: От двадцатилетнего возраста и выше, (исчислите их), как Господь повелел Моше и сынам Израиля, вышедшим из земли Египетской» (26.1-4)

Книга Бемидбар началась аналогичным подсчетом: «Господь сказал Моше в пустыне Синайской, в шатре соборном, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно. От двадцати лет и выше, всех, поступающих в войско в Израиле, исчислите их по их ополчениям, ты и Аарон» (1.1-3)

В связи с этим подсчетом Раши отмечает: «Всевышний несколько раз пересчитывал сынов Израиля – в знак своей любви к ним. Первый раз Он пересчитал их после исхода из Египта; второй раз после греха поклонения золотому тельцу, чтобы выяснить, сколько осталось в живых; третий – теперь, после того как был возведен шатер откровения».

Описываемый в главе «Пинхас» подсчет является таким образом четвертым подсчетом.

Однако при этом уместно обратить внимание на одно интересное обстоятельство: между третьим и четвертым подсчетом прошло 38 лет. Таким образом пересчету здесь подвергались другие люди, можно даже сказать другое поколение.

Сама Тора открыто обращает внимание на это обстоятельство: «Это исчисленные Моше и Элазаром, священником, которые исчисляли сынов Израиля в степях Моавитских у Иордана Йерихонского. А среди них не было ни одного человека из исчисленных Моше и Аароном, священником, которые исчисляли сынов Израйля в пустыне Синайской. Ибо Господь сказал о них: умрут они в пустыне; и не осталось из них ни одного, кроме Калэйва, сына Йефунэ, и Йегошуа, сына Нуна». (26.63-65)

Действительно, после событий, связанных с Корахом, история, рассказывамая в книге «Бемидбар», прерывается. И в недельном чтении «Хукат» описывается смерть Мирьям, после чего говорится: «И пришли сыны Израиля, все общество, в пустыню Цин в первый месяц» (Бемидбар 20.1)

Р. Авраам Ибн-Эзра поясняет, что это «первый месяц сорокового года странствий в пустыне. Мы видим таким образом, что Тора не считает нужным рассказывать что-либо о промежутке времени между первыми двумя годами после исхода из Египта и сороковым годом».

Со своей стороны Тора Устная посвящает нас в подробности того, как замещалось народонаселение во время странствия по пустыне.

В тратате Таанит Иерусалимского талмуда рассказывается, что во время странствия сынов Израиля в пустыне ежегодно в канун 9 аба (т.е. в годовщину греха разведчиков, из-за которых сыны Израиля были задержаны в пустыне на сорок лет), Моше призывал всех сынов Израилевых, чтобы они выходили копать себе могилы.

Народ проводил ночь в могилах, а наутро выяснялось, что Всевышний забирал души пятнадцати тысяч человек. Так за сорок лет набралось 600 тысяч душ. А в сороковой год все, кто легли в этот раз в могилы, встали из них живыми.

Таким образом, за время странствия по пустыне общее число сохранившихся душ оказалось равно числу душ скончавшихся.

Воскресение или реинканация

Итак, между третьим и четвертым пересчетом прошло 38 лет, и исчислялись преимущественно другие люди. Однако при этом число исчисленных осталось тем же! Число умерших и число родишихся в пустыне (и при этом достигших двадцатилетнего возраста) совпало.

Иными словами, число коренных еврейских душ - шестьсот тысяч – оставалось постоянным на всем протяжении сорокалетнего странствия по пустыне.

И то, что от момента дарования Торы до вхождения в Эрец Исраэль Всевышний зафиксировал это число душ, не может не вызвать к нему дополнительного внимания.

Неудивительно, что это число окружено в еврейской традиции мистическим ореолом. Согласно мидрашу, число букв Торы также тождественно этому числу еврейских душ. Некоторые даже расшифровывают слово "Исраэль", как "еш шешим рибо отиот ле-Тора" – то есть "имеется шестьсот тысяч (буквально - шестьдесят десятитысячий) букв в Торе".

Поскольку число букв Торы – 304805, то такое утверждение может показаться совершенно вздорным. Однако, если мы посчитает кроме самих букв "перемешанной" предвечной Торы также и пробелы между ними, то получим 609608 знаков! А реальное число еврейских душ, кстати, также было не точно равно шестистам тысячам. При точном подсчете (приведенном в Бемидбар) число еврейских душ окажется равным 603550.

Магараль в своей книге «Гвурат Ашем» пишет в связи с этим числом: «Полнота Израиля - это число. Так как, когда вышли из Египта, их было шестьсот тысяч душ, и когда согрешили созданием тельца, их было шестьсот тысяч душ, и в недельном чтении «Бемидбар» их было шестьсот тысяч, и в недельном чтении «Пинхас» их так же было шестьсот тысяч. Из этого видно, что форма Израиля и его полнота - шестьсот тысяч. А то, что число это увеличилось впоследствии – это из-за благословения, но число совершенства, присущее Израилю – это шестьсот тысяч. И смысл этого понятен, потому что число шесть - это число полноты, так как распространяться можно лишь в шести направлениях» (Гвурат Ашем 1 и 12).

Итак, шестьсот тысяч - это, по мысли Магараля, некоторое предельное число еврейских душевных корней. Предельное расширение Израиля. Как это следует понимать?

Существует взгляд, что шестьсот тысяч коренных душ реинкарнируют в последующих поколениях. Мне уже не раз доводилось высказывать критическое отношение к концепции реинкарнации, в ее радикальном индуистском варианте. При всей распространенности веры в эту концепцию в современном еврейском мире, нельзя не отметить, что она имеет позднее происхождение, а в свое время решительно отвергалась некоторыми мудрецами (например, Саадией Гаоном) как ложное языческое поверье.

Вера в то, что евреев на самом деле не столько, сколько их было и будет, а всего шестьсот тысяч, которые просто натягивают на себя одежды последующих тел, вера эта в действительности с коренной иудейской идеей решительно расходится.

Оставим в стороне ценностный аспект этой проблемы, а именно то положение, что вера в перевоплощение разрушительна для идеалов семьи и брака (ведь таким образом в вечности у души появляется несколько жен и несколько родителей). Все даже гораздо проще. Если признать, что вера в воскресение плоти относится к символу еврейской веры, то вера в реинкарнацию из этого символа должна быть исключена.

Я бы даже сказал так, эсклюзивная вера евреев в воскресение тел на деле не значит ничего другого, кроме отрицания веры в реинкарнацию (в понимании сансары). По существу за идеей воскресения тел стоит лишь одно единственное утверждение: одному телу (одной земной судьбе) предназначена лишь одна душа, как и одной душе – лишь одно тело (одна земная судьба).

Как же тогда следует понимать представление о шестистах тысячах коренных еврейских душах? Я думаю, что эту тайну можно понять как предельное число еврейских дарований. Каждая еврейская душа тождествена одной из шестисот коренных душ, как тождествены однояйцевые близнецы. Близнецы такого рода, как известно, во всем тождественны – то есть тождественны не только физически, но и психически. Однако каждый из близнецов при этом – это именно "он". Тождество душ также не отрицает индивидуальности, как и тождество тел.

В таком же смысле и многочисленные души, принадлежащие одной из шестисот тысяч коренных душ, позволительно назвать близнецовыми душами.

Итак, традиция иудаизма утверждает, что предельное число еврейских душ, по образу которых творились все прочие миллионы евреев, составлят шестьсот тысяч. В этом смысле можно сказать, что эти коренные души реинкарнируют на протяжении поколений. Однако при этом каждый из таких "реинкарнатов", каждый из таких "клонов" – неповторимая личность со своей собственной уникальной судьбой, личность, которой предстоит воскресение.


К содержанию









© Netzah.org