Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Пинхас"

ИСЦЕЛЕНИЕ («Пинхас» 5765 - 21.07.2005)

Точка соприкосновения

В недельном чтении «Пинхас» мы читаем: «И Господь сказал Моше: возьми себе Иешуу бин Нуна, человека, в котором есть дух, и возложи на него руку твою, И представь его пред Элазара, священника, и пред всю общину, и наставляй его пред глазами их, И дай ему от величия твоего, чтобы слушала его вся община сынов Израйля. Пред Элазаром же, священником, должно стоять ему, и тот будет испрашивать для него решение урим пред Господом: по его слову им выходить и по его слову им приходить ему и всем сыновьям Исраэйля при нем, и всей общине. И сделал Моше, как повелел ему Господь; и взял Иешуу, и поставил его пред Элазаром, священником, и пред всей общиной. И возложил руки свои на него, и дал ему наставления, как говорил Господь чрез Моше». (27.18-23)

Считается, что так как основа власти Иешуа - это знание Торы, то Моше наделил его властными полномочиями не при помощи помазания, как царя, а при помощи «смиха» - возложения рук, т.е. как мудреца, как раввина.

В книге Дварим в связи с этим же эпизодом посвящения говорится: «А Иешуа бин Нун исполнился духа премудрости, так как Моше возложил на него руки свои. И повиновались ему сыны Израиля и делали все так, как повелел Господь – Моше». (Дварим, 34:9).

Итак, мы видим, что передача духовного дара «от величия» Моше была осуществлена с помощью определенной манипуляции - наложения рук.

Наложение рук бесспорно является одним из самых глубинных и широко распространенных символических действий. Руки возлагаются не только при посвящении в сан, но и при благословении, при произнесении клятвы (см. Брешит 24.2), при передаче каких-либо сакраментальных знаний и сил, и конечно же, наложение рук широко используется при исцелении.

Наложения рук в целебных целях – быть может самое показательное и распространенное применение этого действия. Применения, смысл которого может быть ключевым для понимания также и всех прочих наложений.

Дело в том, что наложение рук, как я это попытаюсь показать, лежит в основе любого целительства.

В прошлый раз я говорил об идолослужении как использовании гипнотических свойств космоса. Сегодня мне представляется уместным рассмотреть лишь один из аспектов такого рода гипнотизирования – а именно целительства, напрямую связанного с использованием сил Вселенной.

Безо всякого преувеличения молжно сказать, что львиная доля деятельности шаманов, магов и прочих экстрасенсов посвящена целительству. Существуют многочисленные школы и методики, связанные со знахарством, например, китайская школа цигун или японское учение Рейки.

В основе всех этих методик лежит установление связи микрокосмоса с макрокосмосом и последующее перекачивание недугов в «отхожие» пределы космоса. Такое действие очень часто связано с наложением рук целителя на больного, или по крайней мере с пассами, осуществляемыми в непосредственной близости от больного органа.

В контексте интересующей нас проблемы целительства отдельного рассмотрения заслуживает опыт христианства. Дело в том, что христианство придает целительству чрезвычайно важное значение. Основоположник христианства не только избавлял людей от недугов, но и рассматривал целебную практику как свидетельство исключительности свой миссии. В глазах самого Иисуса и его учеников целительство является важнейшим индикатором истиной веры.

Аналогичное отношение к целительству сохранялось в церкви на протяжении веков. И католики, и православные посещают множество так называемых «святых мест», одним из главных признаков «святости» которых считается как раз их целебность. Во многих местах, как например в Лурде, случаи чудесного исцеления тщательно протоколируются.

Христиане связывают исцеление с силой и чистотой «веры». Целительство представляется, по меньшей мере, им самим чисто духовным подвигом. Практически никто из христиан не обращает внимания на гипнотический, «космо-энергетический» аспект их целебной практики. В том-то и дело, что самые эффектные случаи исцеления, которые известны христианству, связаны не только с молитвой, но и с некоторым (кажущимся на первый взгляд второстепенным и случайным) «материальным фактором», прежде всего с наложением рук.

В этом отношении весьма показательным является свидетельство баптистского проповедника Оруэла Робертса, который был избавлен от смертельной болезни, а затем сам обрел дар исцеления и стал творить чудеса. В своей книге «Избавление от страха и болезней» Робертс главным образом пишет о силе веры, о необходимости предаться Всевышнему. Однако при этом он также обращает внимание на один элемент евангельских целительств, которые успешно применяет в своей собственной практике, а именно на важность непосредственного соприкосновения больного с целителем.

Робертс пишет: «Иисус полон исцеляющей силы для вас... и коснуться его значит исцелиться. Прикосновение дает исцеление....» В этой связи Робертс вводит понятие «точка соприкосновения». Он пишет: «Точкой соприкосновения может быть сказанное слово, край одежды Иисуса, возложение рук и прочее. Значение точки соприкосновения в том, что она устанавливает момент для вашего исцеления. Хорошим примером этого является кровоточивая женщина, которая край одежды Иисуса сделала точкой соприкосновения своей веры с Его силой... Тем не менее, простое прикосновение к одежде Иисуса не исцелило бы ее. Точка соприкосновения сама по себе не исцеляет».

Перед каждым сеансом Робертс объясняет тысячам стоящих в ряд и ожидающих чуда больным, что ждет от них того же: когда он пройдет и наложив руки помолится над каждым, тот должен создать «точку соприкосновения».

Да, «точка соприкосновения» не исцеляет, и все же невозможно не заметить, что этот вроде бы совершенно внешний «материальный фактор» представляется необходимым. Говоря о вере и чрезвычайно важной для него в его целительской практике «точке соприкосновения», Робертс не обращает внимания на то, что в дело пускается не только вера, но и какое-то создаваемое им самим «энергетическое поле». В самом деле, для исцеления недостаточно прочитать книгу Робертса, где подробно разъясняется, что страх парализует душу и приводит к болезням, а вера освобождает и исцеляет от этих болезней. Для исцеления необходим сам Робертс, необходимо его присутсвие, прикосновение его руки.

Итак, не только молитва, но и физическое наличие целителя, каких-либо реликвий и пр, является в христианской практике целительства необходимым фактором. «Точкой соприкосновения» может быть «сказанное слово», но основой «соприкосновения» является все же именно рука.

Само по себе это обстоятельство не превращает христианское целительство в разновидность знахарства, однако оно показывает, что это целительство опирается в последнем итоге на те же механизмы и те же силы, что и знахарство.

И тут мы подходим, на мой взгляд, к главному вопросу, к вопросу правомочности обращения к космическому гипнозу ради исцеления. Вправе ли мы прибегать к знахарству? От кого и от чего зависит, будет ли человек исцелен?

На первый вопрос ответить не трудно: знахарство разрешено сынам Ноаха. Более того, в крайних случаях еврей вправе обращаться к знахарям-инородцам, хотя сам и не может прибегать к знахарским приемам.

Многие раввины разрешают заниматься восточными практиками даже и евреям. Однако в этом вопросе важно знать меру. Не всякую медитацию еврей вправе повторить. Например, еврей, представляющий себя деревом – даже при всем том, что в Писании сказано «человек – полевое дерево», находится на грани совершения идолослужения, потому что основа этого служения - это имитация.

Я вовсе не собираюсь спорить с галахой, но признаюсь, что с давних пор испытываю определенные сомнения относительно этой правомочности, и по меньшей мере, хотел бы обозначить ее пределы.

Вселенная как черный ящик

В начале 80-х годов в Москве я посещал кружок одного экстрасенса. Это был уважаемый человек, отказник, который заверил меня, что его техника – это чистые энергии, чистые поля. После месяца занятий у меня действительно что-то открылось, так что я без колебаний мог «нащупать» угол стола, держа руку на расстоянии 20-30 сантиметров от него, а также начал ощущать на расстоянии, воспален ли у человека какой-либо орган и т.п. Однако в какой-то момент по ходу курса начались сомнительные манипуляции и откровенные заговоры. «Плохие энергии» было необходимо сбрасывать в «пески зыбучие», «хорошие» извлекать из иных источников. В ту пору я, пожалуй, впервые понял, что побуждает людей молиться луне и солнцу. Это открытие вынудило меня бросить занятия.

Но помимо этого открытия было и другое: в ходе занятий я отметил у себя усиление близорукости на одном глазу. Это осложнение объяснялось учителем моей неопытностью, неумением сбрасывать «плохие энергии». Но ведь дело могло быть и в другом. Может быть, исправляя что-то одно, мы при этом ломаем другое? Где, в самом деле, гарантии того, что исцеление делается не за счет повреждения каких-то других сторон жизни этого человека, или того хуже, не за счет насылания болезни на кого-то другого?

Продажа любого медицинского препарата сопровождается описанием возможных осложнений. Леча вас, экстрсенс никогда не предупреждает о возможных побочных последствиях, но это не значит, что их нет.

Тот же Робертс рассказывает, как он проходит над рядом больных людей длиной в километр, молясь поочередно над каждым, и как некоторые, в том числе люди с органическими пороками, исцеляются. Но почему он считает, что те, кто не исцеляются, не исцеляются исключительно по маловерию? Может быть, причина в чем-то другом?

В том-то и дело, что мы не знаем, для чего ниспослана человеку болезнь, и не последует ли за исцелением какое-либо повреждение.

Общие соображения подсказывают нам, что здесь вполне может иметь место тришкин кафтан, перекраивание которого никак не может привести к увеличению полезного покрова. В самом лучшем случае мы должны признать, что имеем дело с черным ящиком и не можем достоверно знать, как перераспределяются энергии.

Для уяснения этих сомнений уместно сравнить «контактное исцеление» с исцелением по молитве. Действительно, в целом так же может действовать и молитва. Человек, например, может вымолить себе исцеление. Всевышний дает ему то, что тот просит, однако общее Его решение о том человеке сохраняет силу, и Он взыскивает с него другим способом. Человек этот может выздороветь, но может разладиться его брак и т.д.

Итак, разве целительство полями чем-то отличается в этом отношении от молитвы? В том-то и дело, что отличается. В случае молитвы имеет место личный договор с Царем мира, не нарушается связь с Ним.

Это честный договор двух лиц: Всевышнего и человека. Часто молясь такой настоятельной молитвой, человек невольно сам начинает предлагать Всевышнему разные «альтернативы»: «забери лучше меня», «нашли болезнь на меня» и т.д.

Внутренне человек прекрасно понимает на что он идет, когда настойчиво вымаливает у Всевышнего что-либо конкретное, как бы превозносясь над волей самого Всевышнего.

Приведу один пример. В начале ХХ-го века были найдены записки матери казненного декабриста Рылеева, в которых она рассказывает о том, что в возрасте 3-х лет ее сын смертельно заболел. Она стала молиться о его исцелении, и тогда ей предстал ангел, который сказал, что ей следует положиться на волю Божию, что сын ее умрет и избежит многих страданий. Но мать продолжала просить Бога исцелить ребенка. Тогда во сне ей была показана вся будущая жизнь ее сына: детство, гимназические годы, юность и, наконец, виселица, на которой он окончит свою жизнь. Мать настояла на том, чтобы ребенок выжил.

Исцеление или любое другое чудо, совершенное по молитве – это всегда личный договор, обусловленный внутренним решением человека. В этом случае все происходит в открытую. Человек, умоливший Всевышнего совершить нечто согласно его человеческой воле, прекрасно знает, что его может ждать расплата в другой сфере. Компенсация, возникающая в результате настойчивой молитвы, находится в пределах взаимного договора человека с Богом, даже если этот договор не сформулирован четко.

Однако когда между человеком и Богом появляется посредник, в котором как в черном ящике совершаются неведомые нам процессы, сомнения наши неизбежно должны возрасти.

Возможно, я и ошибаюсь, но мне все же очень трудно поверить, что настоящее исцеление, совершенное знахарем, никогда не влечет негативных последствий, характер которых для нас совершенно непредсказуем.


К содержанию









© Netzah.org