Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Маттот"

ВОЙНЫ ИЗРАИЛЯ («Маттот 5764 - 15.07.2004)

Жестокость в ТАНАХе

В недельном чтении «Маттот» описывается, как сыны Израиля вышли войной против мидьянитян: ое вреия ры устной и пистьии. тгую жестокость нацисты «И послал их Моше по тысяче от колена, на войну, их и Пинхаса сына Элазара, священника, на войну, и священные вещи и трубы для тревоги в руке его. И пошли войною на мидьятян, как Господь повелел Моше, и убили всех мужчин. И вместе с другими их убитыми убили они царей мидьянских: Эви и Рекема, и Цура и Хура, Реву – пять царей мидьянских, а также Билама, сына Быора, убили мечом» (31.6-8).

Недоумение по поводу того, что благословивший евреев Билам был в результате ими казнен, разъясняется следующими словами Торы: «Ведь они по совету Билама искушали сынов Израиля изменить Господу ради Пеора, и был мор в общине Господней» (31.16).

Итак, уж если кто действительно заслужил смерти, так это Билам. Он удостоился откровения, на высоте которого познал волю Всевышнего, и все же ненависть его к Израилю не исчезла, и он дал мидьянитянам совет ввергнуть евреев в распутство. Понятна также и казнь царей как глав народа. Но зачем вырезать целый народ? Ведь дальше мы читаем: «Итак, убейте всех детей мужеского пола и всякую женщину, познавшую мужа на мужском ложе, убейте». (31.17)

Дэвид Дюк, к книге которого я обращался как к образцу антисемитских изысканий мимикрирующих под правозащитную деятельность, пишет в этой связи: «В книге Исход Моисей приказывает израильтянам, которые имели сексуальные отношения с моавитскими женщинами, убивать моавитов. В Ездре Бог приказывал тем, кто женился на неевреях, бросить жен и даже детей от таких союзов. В некоторых из наиболее кровавых писаний, которые я когда-либо читал, подробно рассказывается об истреблении еврейским народом своих врагов из других племен. В Библии приводятся ужасающие описания избиений канаанитов, якобитов, филистимлян, египтян и дюжин других народов. В современной терминологии мы описываем резню целых народов как геноцид. Евреи Старого завета не щадили ни мужчин, ни женщин, ни детей, ни даже животных или домашних любимцев своих врагов».

Безусловно, сцены кровавых расправ, осуществленных сынами Израиля над своими врагами, никого не могут оставлять равнодушными и требуют разъяснения.

Согласно наиболее принятому ответу, который дает в этой связи традиция, эти истребления были предписаны самим Создателем, а потому нравятся они нам или нет, но евреи должны были их осуществлять. Эти народы грешили перед Богом: они служили ложным богам, принося им человеческие жертвоприношения, и Всевышний вынес им подобающий приговор.

В целом этот ответ звучит убедительно. Народ приводил в исполнение судебный приговор, народ выполнял предписание Всевышнего.

Верно и то, что религиозное сознание, выросшее на акеде (жертвоприношении Ицхака), вроде бы не должно смущаться никаким даже и «противоправным приказом», в том случае если он исходит от Бога. Рамбам прямо пишет об этом: «После того как предсказанное им (пророком) сбудется в точности по его словам, и его признают пророком, подобно Шмуэлю, Элиягу и другим, - тогда этот пророк получает над словами Торы такую власть, которой кроме него, никому не дано. Если он укажет, что следует временно отменить какую-либо из предписывающих заповедей, или разрешит на время делать что-то из того, что запрещено Торой, мы обязаны слушаться его и поступать так, как он велит... Это правило касается всех законов Торы, за исключением идолослужения... и верно в том лишь случае, если мера эта временная, и пророк не говорит о том, что Бог приказал ему отменить эту заповедь на веки вечные, а заявляет лишь, что Всевышний повелел нарушать указание Торы по какой-либо особой причине и лишь временно».

В ТАНАХе приводится ряд историй, в которых Всевышний предписывал пророкам совершать явно странные поступки. Так, например, Он потребовал от пророка Ошеа жениться на блуднице, а пророку Иехезкелю повелел есть ячменные лепешки, испеченные на навозе.

Межплеменная конвенция

Между тем применение этого правила к случаю истребления целых народов может вызвать сомнение. При всем том, что еврей должен быть готов выполнить любое повеление Всевышнего - т.е. даже противное его совести (ибо тем самым провозглашает Всевышнего последней глубиной своей совести), это исполнение с одной стороны носит характер исключительного, а с другой - продолжает сознаваться как дурное по своей сути.

Но все дело в том, что многократно возобновлявшиеся войны, сопровождавшиеся убийством мирного населения, никак невозможно квалифицировать в качестве чего-то исключительного.

Таким образом, традиционный ответ имеет свои пределы и в какой-то момент может поставить под вопрос саму традицию.

В самом деле, следует слушаться Всевышнего, но если Он систематически требует совершения чего-то сомнительного, то имеются ли у нас основания верить, что приказ действительно исходит от Него?

В этом пункте теория беспрекословного послушания вводит нас в весьма зыбкую область, и поэтому, на мой взгляд, аргумент покорности воле Создателя требует подкрепления более естественными аргументами.

А такие аргументы должны иметься уже хотя бы потому, что уничтожая враждебные племена, евреи не видели в повелении Всевышнего ничего заведомо предосудительного.

Действительно, приказы об истреблении тех или иных народов Всевышний отдавал неоднократно, и эти приказы ни в ком не вызывали какого-либо морального сопротивления. Это свидетельствует о том, что они представлялись их исполнителям совершенно естественными.

Таким образом, помимо небесной причины для истребления канаанских племен должны были существовать также и причины вполне земные.

Причины эти известны, и одну я уже указал. Подлежащие истреблению народы практиковали человеческие жертвоприношения. В свете этих культов повеления Всевышнего выглядели справедливым возмездием: тот, кто надеется прожить благополучную жизнь ценою заклания людей, в том числе собственных детей - не заслуживает жизни.

Но кроме того, важно понимать, что описываемая в ТАНАХе жестокость была до такой степени общепринятой, что с этим обстоятельством вынужден считаться даже сам Дэвид Дюк, который признает, что «евреи не были одиноки в своих стремлениях к этническим чисткам, многие другие древние народы карали геноцидом своих врагов».

Действительно, межплеменные войны почти всегда и повсюду сопровождались полным истреблением одной из враждующих сторон, и наука находит этой жестокости свои объяснения. Хорошо известно, что оставленное в живых племя оказывалось источником мести, о которой Рене Жирар пишет в следующих словах: «Кровная месть везде, где она свирепствует, представляет невыносимую опасность… Между действием, которое месть карает, и самой местью нет четких различий… Само преступление, которое месть карает, почти никогда не сознает себя первым: оно считает себя местью за более раннее преступление… Месть может привести к настоящей цепной реакции с последствиями, которые в обществе ограниченных размеров очень скоро становятся фатальными… Существует порочный круг мести, и мы даже не подозреваем, до какой степени он тяготел над первобытными обществами. Для нас этого круга нет. Угрозу мести устраняет судебная система. Она не подавляет месть, она четко ограничивает ее единственным наказанием».

Описанные в ТАНАХе жестокие сцены истребления целых народов затруднительно объяснить одной волей Всевышнего вне общего контекста природы межплеменных войн. Однако их все же невозможно понять и вне религиозного контекста, т.е. их невозможно не понять как войну Создателя мира с ложными богами.

По всей видимости, Всевышний использовал условия межплеменных отношений для того, чтобы добиться Своих целей, которые Он в принципе мог бы достичь и иначе, например, как в случае с Содомом и Гоморрой.

Мы неоднократно встречаем в Торе примеры того, что Всевышний нисходит к определенным обычаям и слабостям человека, пытаясь их разве что ограничить: в частности, Тора допускает многоженство, рабство, определенную дискреминацию язычников. Обращение к тотальной войне в условиях ее моральной допустимости - еще один пример такого снисхождения к человеческой природе.

Само по себе это ставит непростой вопрос: как следует понимать, что закон, претендующий считаться вечным и совершенным (Дварим 4.8) включает пункты, которые со временем упраздняются, как «несовершенные»? Но его я, пожалуй, попытаюсь рассмотреть при других обстоятельствах. Сегодня я бы хотел обратить внимание на то, что в случае войн Израиля с язычниками, в ТАНАХе зримо прослеживается тот синергизм естественного и сверхъестественного, который в явной форме заявил о себе в истории Авраама, о чем я не так давно говорил, касаясь «золотого правила».

Такова общая логика Торы: сверхъестественное всегда сочетается в ней с естественным. Так, Аврам пришел в землю Кнаан, с одной стороны повинуясь сверхъестественному призыву («Уйди из земли твоей» 12.1), а с другой продолжая «естественное» дело отца, еще ранее направившегося в землю Кнаан по каким-то своим соображениям («Взял Терах Аврама… и вместе вышли из Ур-Касдима, чтобы идти в землю Кнаанскую» 11.31).

В отношении древних войн Израиля наблюдается та же картина: они велись по воле Всевышнего, но одновременно и в рамках принятых «международных конвенций» племенного сообщества.


К содержанию









© Netzah.org