Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Дварим"

НАСЛЕДНИКИ ЗЕМЛИ КНААН ("Дварим" 5766 - 27.07.2006)

Обетованная земля

В недельной главе «Дварим» мы читаем следующие слова: "И сказал мне Господь так: "Полно вам обходить гору эту, поверните к северу; И народу прикажи так: пройдите по пределу братьев ваших, сынов Эсавовых, живущих на Сэире, и они убоятся вас; но вы очень остерегайтесь. Не задирайте их, ибо Я не дам вам из земли их ни на стопу ноги, так как Эсаву во владение отдал Я гору Сэир. Пищу покупайте у них за серебро и ешьте; и воду покупайте у них за серебро и пейте". Ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, зная о хождении твоем по этой великой пустыне; вот, сорок лет как Господь, Бог твой, с тобою; не испытывал ты недостатка ни в чем. И отступили мы от братьев наших, сынов Эсавовых, живущих на Сэире, от пути на Араву, от Эйлата и от Эцион-Гэвэра, и повернули мы, и прошли по пути к пустыне Моав. И сказал Господь мне: "не враждуй против Моава и не затевай с ним войны, ибо не дам тебе от земли его никакого владения, так как сынам Лотовым отдал Я Ар во владение". (Дварим 2.2-9)

Иногда можно услышать, что Всевышний определил границу Израиля, между тем, как мы видим из приведенного текста, не только потомки Иакова, но и почти все выходцы из священной семьи получили от Всевышнего свои наделы. Так в связи со словами «в наследие Эсаву» Раши поясняет: «от Авраама», и далее пишет: «Земли десяти народов дал Я ему (Аврааму), семь из них вам, а кени, кенизи и кадмони – это Амон, Моав и Сеир. Одна из этих трех земель дана Эсаву, а две другие сынам Лота, в награду за то, что Лот пошел вместе с ним (с Авраамом) в Египет и молчал, когда он говорил о своей жене: «Это моя сестра». Авраам относился к нему как к своему сыну. Поэтому Лот через своих сыновей Амона и Моава получил часть земель обетованных Аврааму» (Берешит Раба 51)

Итак, не только сын Ицхака Иаков, но и другой его сын Эсав, а также потомки племянника Авраама Лота получили от Всевышнего земельные наделы на территории земли Кнаан.

Об этом Всевышний предрек Аврааму в день смены его имени - он же день обрезания и он же день, в который было предречено рождение Ицхака.

Мы читаем: «Я – вот, союз Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И распложу тебя чрезвычайно, и произведу из тебя народы, и цари произойдут от тебя. И поставлю союз Мой между Мною и тобою и между потомством твоим после тебя в роды их, в союз вечный, чтобы быть Богом тебе и потомству твоему после тебя. И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего пребывания, всю землю Кнаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.» (17.4-8)

Итак, мы видим, что эту землю наследовали почти все выходцы из священной семьи. А если быть точным, то все, кроме тех детей Авраама, которых впоследствии родила Ктура, и которые были отосланы на восток (25.6), а так же и Ишмаэля.

В Талмуде в трактате Сангедрин (91.а) приводится история о том, как потомки Ишмаэля пришли к царю Александру Македонскому, чтобы судиться с евреями за землю Кнаан.

«Они сказали – В Торе Ишмаэль зовется сыном Авраама точно так же, как и Ицхак, а потому и земля Кнаанская должна быть поделена между нами и израильтянами. Отвечал Гебаи б. Песиса: сказано: И отдал Авраам все, что у него, Ицхаку, а сынам наложниц, что у Авраама, дал он подарки. Итак, раздел был совершен отцом при жизни. Могут ли дети иметь после этого друг к другу претензии?»

Действительно, тот самый Ишмаэль, который был обрезан в один день со своим отцом Авраамом, через некоторое время был изгнан по настоянию Сары. Причем Всевышний поддержал ее требование: «И сказал Бог: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; все что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется род тебе» (21.12)

При этом нельзя сказать, что бы тем самым Ишмаэль был проклят. Далее Всевышний как раз благословляет первенца Авраама от Агари: «И об Ишмаэле Я услышал тебя: вот я благословил его, и Я распложу его и весьма и весьма размножу его, двенадцать князей родит он, и Я сделаю его великим народом» (17.20)

Корни джихада

Итак, единственный отпрыск священной семьи, единственный потомок Авраама не получивший от Всевышнего никакого земельного надела был Ишмаэль. Вместо этого Ишмаэль был изгнан в пустыню. Однако при этом он, как мы видели, получил и обильное благословение.

Но что значит произвести «великий народ», и земли ему при этом не дать? Не значит ли это создать народ-завоеватель, народ, для которого джихад является способом существования?

Во время заключения союза между рассеченными частями жертвенных животных Всевышний обещал потомкам Аврама землю: «В тот день заключил Господь с Авраамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Прат. Кинийца, кинизийца, и хитийца и пиризийца, и рафаим и эморейца, и кананийца и гиргишийца и евусийца» (15.18)

И вот этой обширной территорией, завещанной по замыслу Всевышнего Израилю, овладел именно Ишмаэль, то есть тот потомок Авраама, которому не было завещано никакого надела!

Само по себе это весьма знаменательно. В самом деле, кто только не овладевал этими просторами. В Святой земле хозяйничали попеременно и египтяне, и персы, и греки, и римляне. Но никто из них не удерживался на тысячелетия, все сменяли один другого. Но вот, наконец, из пустыни вышел изгнанный туда Ишмаэль и овладел этими обширными обетованными землями всерьез и надолго.

Не менее удивительно и то, что этот древний народ вообще сохранился, сохранился на протяжении двух тысячелетий в пустыне, чтобы в один миг восстать под эгидой собственной религии.

«Зоар» объясняет заселение арабами Святой Земли заслугой завета обрезания, в который Ишмаэль вступил в один день с Авраамом.

Совсем без каких-либо заслуг такой успех, конечно, был бы невозможен. Но все же трудно поверить, что успех Ишмаэля обусловлен одними его заслугами. Очевидно, что расселение ишмаэлитов в пределах Обетованной земли обусловлено также и их непомерными национальными амбициями.

Само возникновение ислама как религии можно объяснить психологическим комплексом старшего брата, оттесненного братом младшим, и даже более того, изгнанного из отцовского дома.

Травмированность арабской психики бросается в глаза. В самом деле, трудно найти другой народ, который бы в той же мере как арабы ценил бы почет, то есть требовал бы по отношению к себе внешнего уважения. Проявление неуважения сводит араба с ума, лишает его духовного равновесия и толкает на самые экстремальные поступки. Не секрет, что одним из важнейших факторов остроты ближневосточного конфликта является «унижение арабской нации», то есть ее поражение в войне. Причем особого рассмотрения в этом контексте заслуживает так называемая «проблема беженцев».

Существует ли другой народ, который вместо того, чтобы обжиться на новом месте, терроризировал бы целый мир, требуя, чтобы его вернули на старое?

В свое время несколько общественных и политических деятелей Франции опубликовали в прессе обращение в защиту Израиля. Среди прочего там говорилось: "польские беженцы, германские беженцы, еврейские беженцы, французские беженцы из Алжира, пакистанские беженцы, индийские беженцы из Уганды и многие другие, 57 миллионов человек в целом, не играют никакой роли на международной арене, но весь мир должен вращаться вокруг вопроса о полумиллионе людей, искусственно удерживаемых на положении беженцев арабскими правительствами"

Не секрет, что «палестинскими беженцами» движет не столько ностальгия по отцовским оливам, сколько мучительное осознание собственной «второсортности». Изгнание, тем более произведенное евреем, переживается арабом как нестерпимое унижение. Израильтяне плохи уже одним тем, что не раз громили арабов в войне. И искупить свою «вину» они могут лишь одним образом - совершенно исчезнув с лица Земли.

Разумеется, и среди европейцев имеется немало честолюбцев, заботящихся лишь о карьере, почете и т.п. Между тем в целом европейцы понимают, что помимо фикций внешнего почета и внешнего успеха существуют также и неотчуждаемое человеческое достоинство. Средний европеец никогда не бывает так поглощен обидой, как бывает ей поглощен средний араб. А эта поглощенность несомненный признак глубокой психической травмы. Подросток, вошедший в завет обрезания в один день со своим отцом, на протяжении веков так и не смог повзрослеть, смириться и признать справедливость своего изгнания из отчего дома.

Однако помимо этого психологического фактора в Священной истории действует, как мы видим, так же и фактор провиденциально-мировоззренческий.

В самом деле, что значит это странное решение Всевышнего: не дать потомкам перевенца Авраама земельного надела, но при этом благословить их плодородием? Что значит это, если не «заказать» ислам с его неуемным вселенским экспансионизмом?

Как остроумно заметил рав Штайнзальц, джихад – это единственный оригинальный пункт исламизма, содержательно джихад – это единственный элемент молодой религии, который не присутствовал в предшествующих ей иудаизме и христианстве.

Не значит ли это, что ислам прибережен Всевышним в качестве наказания своего истинного избранника, причем прибережен к концу времен?

Действительно, Ишмаэль был первенцем Авраама, он был первым отпрыском священной семьи, а это значит, что он должен быть также и последним, кто сыграет свою роковую роль в Священной истории.

Доказывая, что Иаков является истинным первенцем, Раши прибегает к одному казуистическому рассуждению. Он пишет, что подобно тому как шарик первым проникший в сосуд выходит из него последним, так и Иаков, коль скоро он вышел вторым, то это значит, что в семени он проник первым, то есть был первым зачат.

Оставляя в стороне адекватность этого объяснения в отношении зачатия и деторождения, я бы хотел обратить внимание на его полную осмысленность в сфере психологии. В истории соотношение должно быть именно таким: последние этапы искупления должны касаться самых базисных, самых первичных кризисов.

Конфликт Ишмаэля и Ицхака (породившего Эсава и Иакова) не является, правда, хронологически первым (первым следует признать мягкий конфликт Авраама с Лотом), но среди острых конфликтов конфликт между Ишмаэлем и Ицхаком безусловно является стартовым.


К содержанию









© Netzah.org