Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Дварим"

ЭРЕЦ ИСРАЭЛЬ – «МАЛАЯ» И «ВЕЛИКАЯ» («Дварим» 5762)

Парадоксальное обетование

В недельном чтении «Дварим» имеются следующие слова: «Оборотитесь и двиньтесь, пойдите к горе Эморейца и ко всем соседям его в степи, на горе и на низменности, и в Негеве и к берегам моря, в землю Кнаанскую и к Ливану до реки великой, реки Прат. Смотри, Я дал вам землю эту, идите и наследуйте землю, о которой клялся Господь отцам вашим – Аврааму, Ицхаку и Иакову – дать им и потомству их после них» (1.7-8)

В свое время аналогичное обетование давалось Авраму: «В этот день заключил Господь с Аврамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки египетской до реки великой, реки Прат» (Берешит 15.18).

В потомство Аврама входят многие народы, в том числе и арабы, как раз живущие на территории между Нилом и Пратом. Таким образом, мы бы могли посчитать это пророчество сбывшимся. Однако, как следует из приведенного места, равно как и из многих других мест ТАНАХа, земли «до реки Прат» были завещаны Всевышним именно евреям, а не каким-либо иным отпрыскам Аврама.

Так, в другой главе книги Дварим (11.22-24) об этом говорится еще определенней: «Если строго соблюдать будете все заповеди эти, которые я заповедую вам для исполнения, чтобы любить Господа Бога вашего, ходить всеми путями Его и прикрепиться к Нему, то прогонит Господь все народы эти от лица вашего, и овладеете вы народами, которые многочисленнее и сильнее вас. Всякое место, на которое ступит стопа ноги ваша, будет ваше, от пустыни Ливана, от реки, реки Прат, до моря крайнего будет предел ваш».

Невольно возникает вопрос, какой религиозный смысл может иметься в заселении территорий от реки Нила до реки Прат? Ведь из этих земель как раз был совершен исход: Аврам вышел из Междуречья, а сыны Израиля из дельты Нила! Зачем туда понадобилось возвращаться? Как, наконец, соотносятся эти территории с той Эрец Исраэль, границы которой точно указывались в прошлом недельном чтении? (Бемидбар 34.1-12)

Парадоксальность соотношения Эрец Исраэль «Малой» (от Иордана до Моря) с Эрец Исраэль «Великой» (от Нила до Прата) предельно заострена в первых словах книги Иегошуа (1.1-4): «И было после смерти Моше, раба Господня, сказал Господь Йегошуа Бин Нуну, служителю Моше, говоря: Моше, раб мой, умер. Встань же теперь, перейди через Иордан этот, ты и весь народ этот, в землю, которую Я даю вам сынам Израиля. Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, даю Я вам, как говорил Я Моше. От пустыни Ливана этого до реки великой, реки Прат – всю землю хеттейцев – и до великого моря к закату солнца будут пределы ваши».

Парадокс налицо. Обещая сынам Израиля территории до реки Прат, Всевышний вместе с тем повелевает Иегошуа двигаться в противоположном направлении, а именно перейти с восточного берега Иордана на западный и именно здесь обосноваться!

Что же значит это многократно повторенное Всевышним обетование дать евреям землю от Нила до Прата?

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует обратить внимание на тот амбивалентный характер, которым отмечено отношение иудаизма к «Великой» Эрец Исраэль.

Амбивалентное отношение

Это двойственное отношение просматривается в самых разных эпизодах еврейской истории. Вот как решался вопрос о проживании на востоке от Иордана потомков Реувена и Гада: «И сказали: если мы нашли милость в глазах твоих, пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение; не переводи нас через Иордан. И сказал Моше сынам Гада и сынам Реувена: ужели братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь? Отчего же отклоняете сердце сынов Израиля от перехода в землю, которую дал им Господь?… Если вы отвратитесь от Него, то Он оставит его (народ) еще в пустыне, и вы погубите весь народ этот» (32.5-15)

Однако в конце концов Моше все же согласился выделить уделы Гаду и Реувену на востоке от Иордана, после того как они выразили готовность перейти на западную сторону, чтобы сражаться с канаанцами. «Мы перейдем вооруженные пред Господом в землю Кнаан, за нами будет надел владения нашего по эту сторону Иордана» (32.32)

В книге Иегошуа описывается, как колена Реувена, Гада и полколена Менаше, поселившиеся на восточном берегу реки Иордан, во избежание того, чтобы их потомки не были отлучены от союза с Богом, создали у себя некий жертвенник. Это действие вызвало гнев остальных колен, проживающих в собственно Эрец Исраэль: «Если нечиста земля владения вашего, то перейдите себе в землю владения Господня, в которой находится скиния Господня, возьмите надел среди нас, но не восставайте против Господа и против нас не восставайте, сооружая себе жертвенник помимо жертвенника Господа Бога вашего» (22.19).

Колена Реувена, Гада и половина колена Менаше отозвались на эти слова и объяснили, что создали жертвенник не для жертвоприношений, а из опасения чтобы «в последующее время сыны ваши не сказали сынам нашим: «Что вам до Господа, Бога Израилева. Ведь пределом поставил между нами и вами, сыны Реувена и сыны Гада, Иордан, нет вам доли в Господе». И не допустили бы сыновья ваши наших сыновей чтить Господа. Поэтому мы сказали: позаботимся же о себе, соорудив жертвенник этот не для всесожжения и не для жертвы. Но свидетель он между нами и вами и между последующими поколениями нашими, что мы можем служить Господу всесожжениями нашими и жертвами нашими, и жертвами преданности нашими. И не скажут в последующее время сыны ваши нашим сынам: нет вам части в Господе» (22.22-27)

Итак, мы видим, что исходно евреи, поселившиеся на восточной стороне Иордана, опасались, что в перспективе это может привести к их отлучению от союза со Всевышним. Причем эта земля была даже названа их собратьями «нечистой». Что же касается проживания у берегов реки Прат, то относительно этих мест у евреев вообще сохранилось довольно мало сантиментов. В этой связи достаточно упомянуть знаменитый псалом «На реках Вавилонских» - т.е. буквально на реке Прат - «там сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе» (Тегил 137.1)

Переселение евреев в Вавилон в период разрушения Первого храма, никем никогда не воспринималось как некое, пусть и навязанное, но все же заселение «обетованных земель». Напротив, при первой же возможности огромное число евреев вернулось в «Малую» Эрец Исраэль, хотя в ту пору она оставалась под властью того же царя, что и Эрец Исраэль «Великая», т.е. в политическом отношении они ничего не выигрывали.

Что же тогда значат эти парадоксальные обетования? В каком смысле «Великая» Эрец Исраэль – т.е. территория от Нила до Прата - может считаться Эрец Исраэль?

Простая дефиниция гласит, что Эрец Исраэль - это та территория, в пределах которой евреям предписано выполнять заповеди Торы. Но галаха признает такой территорией только земли, расположенные на запад от Иордана, как они описаны в недельной главе «Масей» (34.1-12).

Но что тогда значит, что иудеям завещана так же и вся территория от Нила до Прата, на которую только «ступит стопа их ног»? Ведь если на этой земле не заповедано выполнять заповеди Торы, то и ступать туда по доброй воле еврею вроде бы незачем? (Галаха запрещает еврею покидать Эрец Исраэль без уважительной причины). Проживание на этой территории вроде бы в любом случае должно пониматься как «галут», т.е. независимо от того, привел ли нас туда насильственно Навухаднецер, или мы сами прибыли туда на танке с бело-голубым флагом.

В комментарии к словам Торы (Дварим 11.22-24) Рамбан выходит из этой трудности, утверждая, что обязанность исполнять заповеди распространяется также и на территории между Нилом и Пратом, как только туда «ступит стопа ноги еврея». Иными словами, что по мере овладения евреями этой территорией она превращается в истинную Эрец Исраэль, относительно которой сказано: «Господь повелел мне в то время научить вас уставам и законам для исполнения их вами в стране, в которую вы переходите, чтобы владеть ею» (Дварим 14.4).

Такой вывод достаточно закономерен, и он в точности повторяет ту логику, которая побуждает некоторых еврейских мудрецов утверждать, что когда-нибудь разделение на Израиль и народы полностью упразднится, и останутся одни евреи, к которым присоединятся праведники народов мира.

Так, например раби Моше Хаим Луцато утверждает, что «в будущем мире не будет никаких других народов, кроме Израиля». (Дерех Ашем 4.7). Соответственного нет ничего странного также и в том, что вся земля превратится тогда в Эрец Исраэль, что «Великая» Эрец Исраэль примет на себя священные свойства «Малой», т.е. будет как бы поглощена ей.

Между тем даже позиция Луцато в этом вопросе далеко не однозначна. Во всяком случае, он полностью опровергает приведенное высказывание уже в следующей же своей фразе: «А душам праведников народов мира будет дано существование в качестве добавочного и прилагаемого к Израилю, и они будут вторичны по отношению к нему, как одежда вторична по отношению к человеку».

Так значит, праведники народов мира даже и в грядущем мире не сольются с Израилем! Значит, и в грядущем мире они будут обособленной общиной! Ведь «добавочное» и «прилагаемое» - это по-прежнему нечто иное!

Противоречивость приведенного высказывания Луцато достаточно понятна и объяснима. Ибо как ни привлекательны для человеческого ума (и в том числе для ума еврейского) гладкие монологические «обобщения», дуализм «святого» и «будничного» остается слишком глубокой и могучей идеей иудаизма, чтобы рано или поздно о себе не заявить.

Но если народы никогда не превратятся в Израиль, если разделение на Израиль и народы будет вечным, то это должно касаться так же и земли Израиля. Эрец Исраэль навсегда останется обособленной и уникальной, она всегда будет противостоять землям исхода, т.е. дельте Нила и Междуречью. Но возможно, как раз именно это и имеет в виду Тора, когда говорит об овладении территорией от Нила до Прата?

Я не могу и не хочу касаться собственно галахического и политического аспекта этого вопроса, но смысловой аспект наметить хотел бы.

Может быть, Тора имеет в виду лишь то, что враждебное противостояние «Великой» и «Малой» Эрец Исраэль когда-нибудь превратится в противостояние партнерское?

Скорее всего, идея возвращения в страны исхода - в Междуречье и дельту Нила - не предполагает снятия различия между «святым» и «будничным», но только преображение их взаимоотношений в партнерские, в «брачные».

Как мы знаем, исход из Египта отождествляется традицией с рождением еврейского народа. Поэтому так возмутительны были для слуха Всевышнего малодушные призывы «вернемся в Египет», ибо нельзя вернуться в женское лоно в качестве младенца на высоте инфантильного порыва: «мамочка, роди меня обратно». Однако, когда бывший младенец вырастает, ему уместно и даже необходимо «вернуться» в женское лоно в качестве мужа.

Отношения между Бавелем и Египтом с одной стороны и Эрец Исраэль с другой, в эсхатологии преображаются в отношения между «Великой» и «Малой» Эрец Исраэль. Земля между Иорданом и Морем остается прежней, как остается прежней и земля между Междуречьем и дельтой Нила, но они становятся одной Землей, одной Эрец Исраэль, как становятся одной плотью муж и жена.

Женившись, мужчины и женщины остаются теми же, кем они были и до супружества, однако у них появляются на тела друг друга дополнительные права, позволяющие считать тело супруга продолжением собственного тела. Только в структуре этой логики можно понять, каким образом в эсхатологические времена еврей сможет жить в Междуречье и при этом не оказываться в «галуте»

Идея брачного характера взаимоотношений любых полярностей лежит в основе иудаизма, и нет ничего удивительного, что взаимоотношения территорий «Малой» и «Великой» Эрец Исраэль подчиняются этой же логике. Во всяком случае, я думаю, что мы иначе взглянем на ту амбивалентность, которой отмечено отношение иудаизма к «Великой» Эрец Исраэль, если осознаем, что это отношение брачного свойства.


К содержанию









© Netzah.org