Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Ваэтханан"

ИЗБРАННАЯ ЭПОХА («Ваэтханнан» 5765 - 18.08.2005)

Для Своего явления Всевышний выбрал не только гору Синай, но также и 2448 год от сотворения мира. И оценить мудрость Всевышнего значит одновременно оценить также и мудрость такого решения. Всевышний желает видеть свой народ в каком-то аспекте вечно принадлежащим тому моменту, той исторической эпохе.

«Справедливые законы»

В недельной главе «Ваэтханнан» мы читаем: «Храните же и соблюдайте и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: «как мудр и разумен народ, этот великий народ». Ибо кто такой народ великий, к которому боги были бы столь близки, как Господь Бог наш, при всяком взывании нашем к Нему? И кто такой народ великий, у которого уставы и законы справедливы, как все это учение, которое я даю вам сегодня» (4.6-8).

Как нам следует понимать это пророчество?

Вроде бы никогда до сих пор народы не выражали особого восхищения законами Моисея. Над еврейскими обычаями насмехались и древние греки, и древние римляне. Более того, даже после того, как эти народы формально признали боговдохновенность Торы, их отношение ничуть не изменилось. Так, христианский апологет Иустин, не напрасно прозванный Философом, в следующих словах выразил общее «здравое» отношение народов к законам Торы: «Что же касается до чрезмерной разборчивости иудеев в пище, их суеверия в соблюдении субботы, тщеславия своим обрезанием, лицемерия в постах и новомесячиях, - все это так смешно и не стоит слова, что, думаю я, нет нужды тебе узнать об этом от меня… Также не достойно ли осмеяния тщеславиться уменьшением плоти как свидетельством особенного избрания, как будто за это они преимущественно возлюбленны Богом?»

Так относились к законам Торы в целом принявшие ее христиане два тысячелетия назад. А ведь с тех пор общая правовая и законодательная культура народов настолько развилась, что ожидать с их стороны восхищения законами Торы в будущем становится все труднее и труднее.

Со своей стороны еврейская традиция считает, что народы в принципе не способны понять смысла законов Торы, особенно «хуким». И уж по меньшей мере никто в Израиле не надеется, что когда-нибудь народы посчитают «справедливой» смертную казнь за нарушение субботы.

Например, в связи недельным чтением «Хуккотай» Раши пишет: «Сатан и народы досаждают евреям, говоря: «Что это за заповедь такая и какой в ней смысл?». Поэтому написано: «Вот установления («хуккотай») Торы», т.е. таков Мой указ и ты не должен искать ему объяснения».

Более того, устная традиция запрещает преподавать неевреям законодательную часть Торы, связанную не с ними, а с евреями.

Но как тогда эти народы вообще могут «услышать» разъяснения по поводу этих «уставов и законов» (хуким и мишпатим), если от них предписано эти законы скрывать?

Классический комментарий безмятежно минует эти вопросы. Так Раши ограничивается тавтологией и по поводу слов: «ибо в том ваша мудрость и проницательность ваша....» пишет: «Благодаря этому будете сочтены мудрыми и прозорливыми в глазах народов».

А претендующий на «просвещенный взгляд» комментарий XIX века «Сончино» в этой связи сообщает: «После того, как Александр Македонский завоевал Азию, эллинистический мир получил возможность познакомиться с евреями. Просвещенные носители эллинистической культуры, для которых монотеизм был совершенно новой идеей, высоко оценили философскую систему Торы и образованность еврейского народа (Дж. А. Смит). Но цель Творца - не только возвеличить сынов Израиля и придать им значимость в глазах народов мира, но и заставить их признать тот факт, что Божественное Провидение управляет историей человечества. Неожиданное появление на исторической арене племен, более двух столетий находившихся в рабстве, которые предстали как высоко организованный, процветающий и умеющий защитить себя народ, вызвало удивление мира. Люди пытались найти ответ на вопрос: "В чем секрет величия Израиля?". Поняв, что в основе всех достижений избранного народа лежит непоколебимая решимость исполнять Божественную Волю, они начали осознавать величие Бога Израиля. Этот стих Торы раскрывает нам суть миссии Израиля как избранного народа».

И далее: «Хорошо известно, что закон Торы представляет собой уникальную правовую и этическую систему, направленную на установление законности и справедливости в обществе. Человеческое общество усвоило принципы гуманности не благодаря Греции, а благодаря Израилю. Тот, кто не хочет видеть в книгах Торы записанное слово Всевышнего, прозвучавшее в момент раскрытия Божественного Присутствия, должен признать, что евреи являются сверхлюдьми, в корне изменившими ход мировой истории. Вклад еврейского народа в развитие нравственных основ общества был отмечен многими неевреями, в частности Львом Толстым».

Но в том-то и дело, что народы, принявшие такой общегуманитарный смысл «моисеева закона», отвергли при этом смысл собственно еврейский! В том-то и дело, что в глазах народов собственно еврейское понимание законов Торы выглядит ложным! А христиане, извлекшие из Торы «принципы гуманности», с презрением выбросили из нее обрезание и субботу.

Что же тогда значит приведенное пророчество? Как оно может сбыться?

Как мы можем ожидать, что народы признают законы Торы «справедливыми» не в том своем общегуманитарном смысле, на который напирают Иустин Философ, Лев Толстой и «Сончино», а в смысле собственно еврейском?

Этот вопрос заслуживает самого тщательного изучения. На мой взгляд, понять мудрость законов Торы можно только поняв мудрость избрания.

В принципе народы не хуже чем евреи способны признать и оценить справедливость разделения человечества на Израиль и народы, а специфические законы Торы как раз и являются таким разделением: Тора целиком предложена Израилю, но лишь частично предложена народам, причем сделано это таким образом, чтобы евреи посредством Торы отличались от народов.

Именно в осмыслении тайны избрания (т.е. тайны выделения «Своего» удела Тем, кому и без того принадлежит все) следует искать основание для всеобщего признания правды иудаизма. Зачем Всевышний избрал Израиль? Зачем Он создал человечество в человечестве? В трактате Бава Мециа (114) сказано относительно значения слово «человек»: «вы зоветесь человеком, а не они (народы) зовутся человеком». Однако при этом поясняется, что в одних случаях под словом «человек» имеется в виду все человечество, а в других только Израиль: везде, где в письменно и устной Торе пишется человек без артикля (адам), речь идет о евреях, а там где с определенным артиклем (а’адам) - о народах. Таким образом, приведенное выражение из Талмуда призвано лишь пояснить, в каких случаях под словом «человек» понимаются все люди, а в каких только евреи.

Но это значит, что традиция признает Израиль вторым человечеством, не отрицая смысла человечества первого.

Древний народ

Это объяснение имеет еще один любопытный аспект, а именно аспект исторический. Трудно спорить с тем, что вечные законы Торы давались людям определенной эпохи и определенных понятий, что они ориентируются на нечто присущее «своему времени».

Это можно в первую очередь видеть на примере тех законов, которые со временем утратили свою актуальность. Например, законы, допускающие многоженство или предписывающие левиратные браки. Не говоря уже о законах, которые не только не будут считаться современными людьми «справедливыми», но будут признаны дискриминационными. Как, например, можно признать «справедливым» закон, хотя и ограничивающий, но все же признающий институт рабства?

Но при этом характерно, что иудаизм утверждает, что все законы Торы хороши и неизменны. По сути это означает лишь то, что облик иудея в принципе привязан к определенному историческому моменту, что избранными оказываются не только народ, не только Земля, но и… определенный период истории. Итак, Всевышний избрал время не только в виде субботы, не только в виде ежегодно повторяющихся праздничных дат, но Он избрал его также и в виде определенной эпохи.

Для Своего явления Всевышний выбрал не только гору Синай, но также и 2448 год от сотворения мира. И оценить мудрость Всевышнего значит одновременно оценить также и мудрость такого решения. Всевышний желает видеть свой народ в каком-то аспекте вечно принадлежащим тому моменту, той исторической эпохе.

Мудрость Всевышнего явилась также и в том, чтобы обитая в современном ему мире, Израиль всегда оставался бы одновременно и «древним народом».

Иными словами отделив евреев, от всех прочих народов, Всевышний также невольно отделил и эпоху исхода от всех прочих эпох, отделил тот исторический момент от всех последующих Им порожденных исторических моментов.

Приспосабливаясь к меняющейся действительности, Законы Торы «не устаревают», а обнаруживают скрытые в них смыслы в новых условиях.

Евреи - это не только жители Земли Израиля, но и посланники древности, ревнующие о вечном исполнении даже тех обычаев и установлений, которые казалось бы носят «временный» характер.

И если мы усматриваем мудрость в избрании Израиля, то мы усмотрим мудрость и в избрании эпохи. Во всяком случае, евреи любят эту эпоху, любят ее также трепетно, как человек любит пору своего детства. И это совершенно «справедливо».


К содержанию









© Netzah.org