Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Экев"

ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ("Экев" 5768 - 21.08.2008)

Категорические запреты на поклонение "чужим богам" равнозначны провозглашению человеческой личности высшей ценностью, а тем самым также и провозглашение полного равноправия всех людей. Эти запреты равноценны утверждению того, что человек пределен, что нельзя преодолеть "человеческий уровень" и выйти на "уровень более высокий".

Краснее не бывает

В недельной главе "Экев" мы встречаем следующее выражение крайнего неприятия язычества: «И предаст их Господь, Бог твой, тебе, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут. И предаст царей их в руку твою, и истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто пред тобою, доколе не истребишь их. Изваяния божеств их сожгите огнем; не домогайся серебра и золота, что на них, чтобы взять себе, а то запутаешься с этим, ибо это скверна для Господа, Бога твоего. И не вноси скверны в дом свой, дабы не быть истребленным, как он. Презирай это и гнушайся этим, ибо это должно быть истреблено» (Двар 7:23-26)

В прошлый раз я упоминал о "религиозной дискриминации" язычников и о связанных с этим нареканиях со стороны "правозащитников и гуманистов". Между тем запрет идолослужения как раз имеет самое прямое отношение к идеалам свободы, равенства и братства.

В принципе никто не спорит с тем, что идеалы эти были привнесены в мир синайским откровением, причем идея избранности еврейского народа нисколько этим идеалам не мешает: Израиль – народ священников, призванный предстоять перед Богом от лица всего человечества, но при этом он человечеству целиком и полностью принадлежит. Иудаизм не был бы собой, если бы считал еврейство в сущностном плане стоящим каким-то образом выше всего остального человечества.

Разумеется, в функциональном священническом плане Израиль можно считать находящимся "выше", как сказано: "Господь превознес тебя ныне, чтобы был ты Ему особым народом, как Он говорил тебе, и чтобы соблюдал ты все заповеди Его. И чтобы поставить тебя выше всех народов, которые Он сотворил, на хвалу и на славу, и на благолепие, и чтобы был ты народом святым у Господа, Бога твоего, как Он говорил». (Двар 26:16-20). В функциональном плане иерархическое соотношение осмысленно, и вполне позволительно сказать, что как сыны Аарона выше сынов Израиля, так сыны Израиля выше сыновей Ноаха. Однако в сущностном плане все люди равны, и сущностный план доминирует над функциональным, как сказано в мишне: "священник предпочтительнее левита, левит предпочтительнее простого еврея, простой еврей предпочтительнее незаконнорожденного. Всегда ли это так? Только когда все эти люди обладают равными заслугами. Но если незаконнорожденный – мудрец, а первосвященник невежда, то незаконнорожденный мудрец предпочтительнее невежды - первосвященника" (Мишна Трактат Горайот 3). Соответственно в другом источнике (Сангедрин 59,а) сказано: "язычник, занимающийся законом, равен первосвященнику”.

Между тем даже и эта гибкая градация отнюдь не последняя. Последняя базисная сущностная "градация" гласит, что никто не предпочтительнее другого, какое бы происхождение он не имел, какое бы социальное положение не занимал, и какими бы духовными и интеллектуальными качествами не обладал. Когда речь заходит о базисной ценности человеческой жизни, то не только священник – невежда не предпочтительнее незаконнорожденного мудреца, но и мудрец-священник не предпочтительнее незаконнорожденного невежды, как сказано в Гемаре: «Один человек пришел к Раве и сказал ему: Сказал мне градоначальник: ступай убей некоего человека, а если не сделаешь так, то я убью тебя. Что мне делать? Ответил ему: пусть убьют тебя, но сам не убивай. Кто сказал тебе, что твоя кровь краснее, или что кровь того человека краснее твоей? Не замещает одна душа другую и не существует человека, которому было бы разрешено спасти свою жизнь благодаря убийству другого» (Сангедрин 74.а. Йома 82.б).

Между тем это прозрение всеобщего человеческого равенства самым тесным образом связано именно с запретом идолослужения.

Человеческая планка

Прежде всего следует отметить, что человек признается в иудаизме верховным, в собственном смысле слова Богоподобным творением. Те заоблачные силы и сущности, которое видятся стоящими выше его, в чем-то самом главном оказываются решительно ниже. Как парадоксально выразился раби Моше Хаим Луцато: "Все, что создано - создано для человека, и из того, что ниже его, и из того, что выше его". Известная агада рассказывает, что когда человек был сотворен, ангелы путали его с Богом, покланяясь обоим, и что Богу понадобилось специально навести на человека сон, для того чтобы со стороны можно разобраться, кто есть кто. Агада эта однозначно показывает, что согласно еврейскому видению, человек выше ангелов, что он предельно близко расположен к Богу, представляя собой некую высшую экзистенциальную планку.

Многие изречения еврейских мудрецов в том или ином аспекте предвосхищают знаменитые слова Пико дела Мирандолла, вложенные им в уста Всевышнего: "Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа… Образ прочих творений определен в пределах установленных Нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого Я тебя предоставляю… Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные".

Как, спрашивается, в рамках такого определения человека, какому-то существу возможно быть "выше" его? Или, что то же самое, в каком смысле один человек (по своей исходной "природе") может считаться больше человеком, чем другой его собрат?

Итак, в лице человека возрастать в своем достоинстве Божьим творениям просто некуда, или точнее, всякое провозглашение возвышения над этой человеческой планкой обозначает обратное, обозначает сокрушительное падение в пропасть духовного рабства и самообмана, имя которому - идолослужение.

Категорическое неприятие идолослужения, брезгливое презрение даже к золоту, использовавшемуся в культовых целях, косвенно является провозглашением всеобщего равенства всех сынов Адама.

В самом деле, главным положением любой языческой религии является незыблемая вера в то, что имеются существа и силы (не являющиеся Богом Израиля), которые выше, чем человек. Согласно любой языческой вере, боги (в том числе боги, воплощенные в тела людей, цари) видятся стоящими неизмеримо выше простых смертных. И если в радикальных языческих культах, которые Всевышний замыслил уничтожить, эта истина проявляется в крайнем пренебрежении человеческой жизнью, вплоть до ритуальных убийств, то в язычестве умеренном, которое Всевышний терпит, она проявляется на ментальном уровне: люди заведомо признаются неравными, представляются сущностно друг другу подчиненными, видятся винтиками каких-то собственно ценных "божественных" структур.

Синайское откровение началось словами: "Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель" (Шемот 20:2-5).

Между тем подобные призывы, разбросанные по всей Торе, категорические запреты на поклонение "чужим богам", равнозначны провозглашению человеческой личности высшей ценностью (тварного мира), а тем самым также и полного равноправия всех людей. Так, слова Торы: "Познай же ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху, и на земле внизу; нет другого". (Двар 4:39), равноценны утверждению того, что человек пределен, что нельзя преодолеть "человеческий уровень" и выйти на "уровень более высокий", ибо попросту - "нет другого". Вообразить "другого" – значит, по меньшей мере, обмануться.

Иными словами, из аксиомы "нет другого" опять же с необходимостью выводится теорема: "чтобы никто не говорил: мой отец больше твоего". Если нет "богов", то нет и никого (кроме Бога) выше человека, а значит, и никакой человек не может преодолеть общечеловеческий уровень, и в сущностном отношении стать выше другого своего собрата. Запрет на поклонение "чужим богам" равнозначен утверждению, что каждый человек пределен по своей ценности и призван ощущать, что "ради него создан мир".


К содержанию









© Netzah.org