Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Экев"

ТЕФИЛЛИН («Экев» 5767 - 02.08.2007)

Предложенные Торой части тела для наложения тфиллин осмыслены дважды - и в качестве знаков интеллекта, и в качестве знаков духа. Тора вполне бы могла назвать место между глаз его собственным именем – лбом. Но это слово опущено, а упомянуты именно глаза. Зачем это еще можно было сделать, если не для того, чтобы наряду с рукой указать одновременно и мозг, и глаза?

Знак союза

В недельной главе «Экев» говорится о заповеди «тефиллин»: «Положите же эти слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они начертанием между глазами вашими» (11:18).

Эта заповедь упоминалась также и в предыдущей главе «Ваэтханан»: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь один. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими. Да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И тверди их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они начертанием между глазами твоими, И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих».(6.4-9).

Еще два раза эта заповедь упоминается в книге «Шмот»: «Да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы было учение Господне в устах твоих, что рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта". (13:9). "И да будет это знаком на руке твоей и начертанием между глазами твоими, что силою руки вывел нас Господь из Египта". (13:16)

Заповедь наложения тефиллин признается одной из самых важных в иудаизме. Приведу несколько высказываний из Талмуда и Мидрашей, показывающих как высоко чтится традицией эта заповедь: «Исполнение заповеди тефиллин равносильно исполнению всей Торы» (Киддушин 35.а).

«Тот, кто омывает руки, накладывает тефиллин и произносит «Шма», подобен воздвигшему алтарь и вознесшему жертву. Он воистину принял на себя ярмо царствия небесного» (Брахот 14.б)

«Человеку нужно постоянное напоминание о его связи с Богом. Суббота – напоминает об этом, а в будни – тефиллин» (Эрувин 96.а)

«Тот, кто накладывает тефиллин, зовется земным царем, также как Бог назван царем небесным» (Зоар 3:169б)

«Сказал народ Богу: Мы бы рады изучать Тору днем и ночью, но нет у нас времени. Сказал им Всевышний: Исполняйте заповедь тефиллин, и Я засчитаю вам, как если бы вы все время проводили в изучении Торы» (Мидраш тегилим 1)

Почему наложению тефиллин придается такое значение? Что может значить это на первый взгляд странное повеление – накладывать на руку и на лоб запрятанные в коробочки фрагменты Торы? Какой может быть смысл в прикреплении к двум определенным частям тела четырех отрывков священного текста?

Иногда в тефиллин усматривается уподобление Всевышнему. Например, в «Тикуней Зогар» (47,83.б) говорится, что когда человек накладывает тефиллин, голос возвещает всем ангелам, которым поручены восхваления: «Воздай хвалу подобию Царя – человеку, наложившему тефиллин». О таком человеке сказала Тора, что он сотворен по подобию Бога, ибо надевает те же тефиллин, что и Владыка мира».

Но, по-видимому, все же главное объяснение заключено в тех словах пророка Ошайи, которые произносятся в момент троекратного обматывания ремнем тефиллин среднего пальца: «И Я обручусь с тобою навеки. И Я обручусь с тобой в правоте и справедливости, в любви и милосердии. И Я обручусь с тобой в вере... и ты познаешь Всевышнего» (2.21-22).

Тефиллин, таким образом, это в первую очередь некое подобие обручального кольца, это знак посвященности Всевышнему.

Двекут

В пользу того, что основной смысл тефиллин заключен в установлении союза, говорит также и само действие – наложение.

Что значит наложение? В отличие от причастия и даже в противоположность ему, наложение отображает двекут - прилипание, в котором сохраняется различенность, которой живет брак («оставит человек отца своего и мать свою и прилепится («давек») к жене своей, и станут они одной плотью» (Береш 2:24 )

«Единая плоть» создается в браке за счет «прилипания», но не смешения. Как говорил Левинас: «Сказать, что парность полов предполагает нечто целое, значит заранее положить любовь как слияние. В любви же волнует непреодолимая парность существ. Это отношение с тем, что скрывается навсегда. Своим фактом это отношение не нейтрализует, а сохраняет другость. Любовное наслаждение волнует тем, что в нем пребывают вдвоем».

В этом смысле обряд наложения символизирует сохраняющуюся в единстве различенность, а не растворение и смешение, символом которого служит обряд церковного причастия.

Впрочем, не нужно видеть в причастии чего-то сугубо христианского и для иудаизма в корне чуждого. Христианское причастие само базируется на причастии еврейском – на вкушении пасхального агнца. Христианство привнесло сюда дополнительную мистику и дополнительные чуждые элементы (элемент имитационной магии), но исконная иудейская база здесь безусловно имеет место.

Как бы то ни было, поедание жертвенных животных подразумевает некое причастие, некое такое приобщение к святому, которое предполагает полное отождествление, смешение элементов святого с элементами самого человека.

Более того, иудаизму хорошо известен даже такой диковинный с виду опыт, как причастие... священным текстом! Например, свиток ел пророк Иехезкель: «И Он сказал мне: сын человеческий! То, что пред тобой, съешь, съешь свиток этот и иди, говори дому Израиля. И открыл я рот свой, и Он дал мне съесть свиток этот. И Он сказал мне: сын человеческий! Чрево твое напитай и внутренность твою наполни свитком этим, который Я даю тебе. И я съел (его), и был он во рту моем сладок, как мед».(3: 1—3.) А жена, заподозренная в супружеской неверности, должна была съесть отрывок, посвященный соте (Бемидбар 5:23-24)

Таким образом, если бы смысл заповеди тефиллин состоял в причастной близости, то евреям вполне бы могло быть заповедано съедать соответствующие четыре отрывка Торы, но их было заповедано именно накладывать. А значит, речь в случае теффилин идет именно о «двекуте», о близости, носящей характер супружеской.

Итак, иудаизму, как и христианству знакомо причастие, но ему также знаком и «двекут», христианскому миру достаточно чуждый. Между тем опыт «двекута», опыт прилипания в чем-то превосходит опыт причастия. А именно он взрослее. «Прилипший» полностью сохраняет свою индивидуальность, он не растворяется в Едином: он остается сам по себе, Бог - сам по себе.

Между тем интересно отметить, что «прилипание» происходит не в каждом месте, а в местах, специально для этого приспособленных.

Роль труда

Чем примечательны эти части человеческого тела – рука и некое место «между глаз»? Не тем ли, что это некий комплекс, обеспечивающий интеллектуальную деятельность?

Фридрих Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» высказал одно вполне бесспорное наблюдение, касающееся глубокой, можно сказать даже интимной связи мозга с рукой. Развитие разума напрямую связано с развитием этого универсального тонкого органа тела. «Рука, - пишет Энгельс - является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко все новым операциям,... человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини. Но рука не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении».

Мозг, приспособленный для разумной деятельности, немыслим без некоего внешнего приспособления, способного изготовить и использовать любое орудие. Итак, отметить, что человек силен своей головой, что именно в ней закреплен один из центральных пунктов его богоподобия - разум, недостаточно. Человеческий ум закреплен именно на двух спаренных органах - мозге и руке.

Рамбам видел Богоподобие человека в интеллекте. В предисловии к «Путеводителю заблудших» Рамбам пишет: «И из-за этого, то есть из-за Божественного разума, соединяющегося с ним, сказано о человеке, что он создан по образу Бога и подобию Его». А в 1-ой главе этого сочинения говорится: «В речении «Сделаем человека по образу Нашему» будет подразумеваться видовая форма, каковой является интеллектуальное постижение, а не конфигурация и очертания».

Но, конечно, человек подобен Богу не только разумностью, но и духом, любящим и животворящим, а поэтому Гемара (Нида) усматривает образ Всевышнего в паре человеческих глаз. Именно глаза - из всех зримых частей человеческого тела - более всего выражают человеческую душу. В той же мере, в какой глаза видят внешнее, они открывают внутреннее. В той же мере, в какой глаза созерцают видимые предметы, они демонстирируют невидимую душу. Личность собрана и явлена прежде всего в глазах, и во вторую очередь - в ... руке, в кистях рук.

В этом смысле предложенные Торой части тела для наложения тфиллин осмысленны дважды - и в качестве знаков интеллекта, и в качестве знаков духа.

Действительно, Тора вполне бы могла назвать место между глаз его собственным именем – лбом. Но это слово опущено, а упомянуты именно глаза. Зачем это еще можно было сделать, если не для того, чтобы наряду с рукой указать одновременно и мозг, и глаза?


К содержанию









© Netzah.org