Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Экев"

ЖЕСТОКИЙ ИУДАИЗМ («Экев» 5763)

Неприятные ассоциации

В недельной главе «Экев» мы читаем следующие слова: «И истребишь ты все народы, которые Господь Бог твой предает тебе, да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их, ибо это западня для тебя» (Дварим 7.16.)

Нередко это жестокое предписание Торы – уничтожить народы, населяющие Кнаан - вызывает недоумение и сопротивление. Ведь фактически евреям было предписано совершить геноцид, т.е. то преступление, которое с некоторых пор стало восприниматься как самое чудовищное и неприемлемое, как-то преступление, от которого в первую очередь пострадали как раз сами евреи.

Обычно в этой связи указывается, что даже в этой ситуации имелась альтернатива - служба у евреев, предполагающая отказ от язычества и принятие на себя ряда заповедей Торы (такой альтернативы не имелось только в отношении Амалека). Вовсе не пренебрегая этими аргументами, мне бы хотелось обратить внимание на другое обстоятельство. Я бы хотел отметить, что сам взгляд на древний источник с учетом опыта последующих поколений носит двойственный характер. В чем-то такой подход помогает разобраться, но чем-то и мешает.

Используя некоторые религиозные архетипы, революция скомпрометировала их в глазах последующих поколений. Но это не значит, что архетипы эти в своей основе ложны. Например, использование аббревиатур, внесенное в русскую культуру большевистской революцией (ЧК, ГПУ, НКВД и т.п.), воспринимается самой этой культурой как признак отчужденности и мертвенности. Но в еврейском мире, из которого этот прием был явственно заимствован и где он ни с какой революцией не ассоциируется, отношение к аббревиатуре сохраняется самое живое (БАСАД, ХАБАД, ХАЗАЛ, ШЛИТА и т.д.).

Атеизм в определенном аспекте строился как религия и зачастую носил культовый характер. Но в какой мере это компрометирует религию? Ответ на этот вопрос неоднозначен.

Действительно, невозможно отрицать, что тоталитаризм возник за счет общего архетипа иудео - христианской религиозной нетерпимости. Ленинская нетерпимость к «поповщине» выросла из самой же этой «поповщины». И в этом клубке страстей уже не так просто разобраться.

Приведу один пример из времен французской революции. Лион Фейхтвангер в романе «Мудрость чудака» (в главе «Богиня разума») пишет: «Шаплен и прочие маршалы атеизма настаивали на устройстве большого Праздника Разума в самый короткий срок. Участникам праздника дали на подготовку всего три дня. Граждане Госсек и Гардель, композитор оперного театра и балетмейстер получили указание приспособить балет-ораторию «Мы славим Свободу» для спектакля «Мы славим Разум», так чтобы его можно было поставить в соборе Парижской богоматери. Подмостки, декорации, весь театральный реквизит спешно переправили в собор Парижской богоматери, переименованной отныне в «Храм Разума»...» «Ей (актрисе) пришлось, все в том же костюме богини Разума, восседать все на том же троне в церкви Сен-Дени, когда там громили гробницы французских королей. Подстрекаемая Шапленом, неистово орущая толпа вытаскивала из гробниц останки королей, принцев, министров и князей церкви, именами которых украшена история Франции. Глумилась над костями и катала, точно кегельные шары, черепа Людовиков и Францисков, Филиппов и Генрихов. И набальзамированные трупы, и скелеты, а также скипетры, короны, епископские жезлы и прочие атрибуты власти - все сваливалось в одну кучу, и на этой куче толпа плясала, топча все и разрушая»

Эти культовые сцены религии Разума невольно напоминают те сцены, которые содержит Священное Писание. В самом деле, в ТАНАХе мы встречаем случаи, когда не «маршалы атеизма», водимые тем, что они именовали Разумом, а сам Всевышний творил нечто подобное и подталкивал своих почитателей к аналогичным деяниям.

Так, мы читаем: «В то время, - сказал Господь, - вытащат кости царей дома Йегуды и кости сановников его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из могил их; И разбросают их пред солнцем и луною, и пред всем солнцем небесным, которых они любили и которым они служили, и за которыми они ходили, и которых искали, и которым поклонялись, и не будут они собраны, и не будут погребены, а будут они как навоз на земле». (Иеремиягу 8.1)

А вот другая не менее впечатляющая картина: «И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Бейт-Эль, в то время как Яровам стоял на жертвеннике, чтобы совершить воскурение. И призвал он на жертвенник слово Господне, и сказал: жертвенник, жертвенник! Так сказал Господь: вот родится сын в доме Давидовом по имени Яшиягу, и на тебе он зарежет жрецов капищ, совершающих на тебе воскурение, и человеческие кости сожгут на тебе. И дал он в тот же день знамение, сказав: вот, жертвенник этот развалится, и рассыплется пепел, который на нем» (1 Мелахим 13.1-4)

Подтверждение этого пророчества описывается в другой книге: «И разбил он статуи, и срубил ашерим, и заполнил места их костями человеческими. Так же и тот жертвенник, который в Бейт-Эле, возвышение, устроенное Йаровамом, сыном Невата, который ввел в грех Израиль – и тот жертвенник, то возвышение он разрушил, и сжег он это возвышение, и истер в прах и сжег Ашейру. И обернулся к Яшиягу, и увидел могилы, которые там на горе; и послал он взять кости из могил, и сжег их на жертвеннике, и осквернил его, по слову Господню, которое изрек человек Божий, предсказавший все эти события» (2 Мелахим 23.15-16).

Нет спора, что до французской революции, до религии Разума, до сумасбродств Робеспьера и аналогичных проказ советских комиссаров приведенные тексты Писания воспринимались иначе, чем после них. В свете робеспьеровского культа Разума они требуют какого-то переосмысления, по меньшей мере, какой-то новой оценки.

Перед нами неумолимо встают вопросы: Что стоит за этим сходством действий самого Всевышнего, открытых через своих пророков, и между сумасбродными действиями «маршалов атеизма»?

Если глумиться над человеческими останками это дурно само по себе, то мы вроде бы должны осудить эти действия в обоих случаях?

И наоборот. Не признать ли нам за право глумиться над человеческими останками, когда это глумление вдохновлено высоким религиозным чувством, осознанием момента истины? Почему бы тогда не взять за правило, победив врага на войне, сносить бульдозером его кладбища?

Сами «маршалы», очевидно, считали, что то, что было признаком дикости в случае еврейских пророков, является признаком просвещения с их стороны. Ведь прах не обладает ценностью, и это тем более наглядно можно и нужно продемонстрировать на примере глумления над прахом тех, кто придавали ему значение.

Но насколько вижу я сам, правильным является лишь религиозное объяснение.

Власть пророка

Объяснение это крайне простое. Его может принять даже Вольтер. У Всевышнего имеются авторские права на этот мир, и никто не смеет приписывать себе эти права. Существуют границы, в которых нам даны полномочия самими быть творцами, но переход за предначертанную свыше границу пагубен.

Никто не может нарушать установленные Им законы, но Он может устанавливать любые.

Если Всевышний захочет, Он посмеется и над прахом. Живой Бог может посмеяться над мертвыми богами. И Он делает это. Например, египетские фараоны, которые считали себя богами и делали культ из собственной смерти, оказались как никакие другие божества жестоко осмеяны Всевышним. Их забальзамированные, приготовленные для вечности тела были извлечены из гробниц и выставлены на всеобщее обозрение в музеи. Они как никакие другие покойники в этом мире оказались опозорены, тысячи людей приходят праздно глазеть на их останки! Какая горькая ирония. Как тут не вспомнить: «И над богами египетскими произведу суд»(12.12)

Всевышний может посмеяться над царями и их могилами, прибегая к услугам либо пророков, либо «маршалов атеизма». Но только если пророки являются Его прямыми посланниками, то «маршалы атеизма» используются Им помимо их воли. Отмечу, что это именно после французской революции повелось извлекать забальзамированные тела древних царей и выставлять их на всеобщее обозрение, как будто бы они не только не цари, но даже и не люди, и их останки представляют лишь «музейную ценность».

«Маршалы атеизма» - самозванные осквернители праха, действуют против воли Всевышнего, и лишь по мере надобности Им используются, но Его пророки – это свидетели и исполнители воли Автора.

Мы можем по-русски, по-карамазовски «не принимать мир», как мы «не принимаем», т.е. попросту игнорируем не понравившиеся нам сочинения, но мы не можем отрицать право у Автора этого мира творить историю так, как Ему заблагорассудится.

Возвращаясь в этом контексте к вопросу об истреблении хананейских племен, я бы хотел отметить, что ее авторский характер специально подчеркивается Торой: «Знай же ныне, что Господь Бог твой, Он идет пред тобою, как огонь пожирающий, Он истребит их и Он низложит их скоро, как говорил тебе Господь. Не говори в сердце твоем, когда отбросит их Господь Бог твой от лица твоего, так: за праведность мою привел меня Господь овладеть этой землею, и за нечестие народов этих Господь изгоняет их от лица твоего. Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их; но за нечестие народов этих Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Иакову» (Дварим 9.3-5).

Этот фрагмент со всей определенностью свидетельствует о том, что уничтожение хананейских народов не было тем, что ныне именуется «геноцидом». Оно не было им во-первых потому, что оно совершалось не евреями, а посредством евреев самим Всевышним по пророческому повелению. Всевышний может уничтожить целый народ мором, землетрясением и любым другим способом, и это считается не актом геноцида, но правомочным произволом Автора в рамкам собственного создаваемого Им произведения.

А во-вторых, потому что в этой связи Всевышний специально оговаривает, что евреи не «праведнее» других народов, т.е. не исключительнее по своей природе, хотя и исключительны в силу избрания Им («дабы исполнить слово»).


К содержанию









© Netzah.org