Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ |
В недельной главе «Реэ» мы читаем следующее предостережение: «Когда истребит Господь, Бог твой, народы, к которым ты идешь, чтобы изгнать их от себя, и ты изгонишь их, и поселишься в земле их. Остерегайся, чтобы ты не попал в сети, следуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал Богов их, говоря: "как служат народы эти божествам своим, так буду делать и я". Не делай так Господу, Богу твоему; ибо все, чего гнушается Господь, что Он ненавидит, делали они божествам своим; ведь даже сыновей своих и дочерей своих сжигают они на огне божествам своим». (12:29-31).
Я затрудняюсь указать другое место в ТАНАХе, в котором бы Всевышний столь однозначно негативно высказывался в отношении какого-либо языческого культа, осуществляемого неевреями. Во всяком случае рабейну Бехайе, комментируя слова Торы «станет народ блудно ходить за богами чужого народа той земли, в среду которого он там войдет» (Дварим 31:16), утверждает, что в ТАНАХе нет ни одного высказывания, в котором бы пророки Израиля осуждали идолослужение, совершаемое инородцами. По части идолослужения народы пользуются со стороны Всевышнего особыми льготами, которых совершенно лишен Израиль.
В самом деле, ТАНАХ переполнен выражением крайней неприязни к служению идолам, однако лишь к служению… совершаемому евреями. «Если найдется в среде твоей в каком-либо из врат твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, И пойдет, и станет служить божествам иным, и поклонится им или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего Я не повелел; И тебе сообщено будет, и ты услышишь, и расследуешь хорошо, и если это точно правда, совершена мерзость эта в Израиле, То выведи мужчину того или женщину ту, которые сделали зло это, к воротам твоим, мужчину ли или женщину, и побей их камнями, чтобы умерли они». (Двар 17:2-5), Между тем, когда тем же «солнцу, или луне, или всему воинству небесному» служат другие народы, Всевышний не выражает ни малейшего негодования.. В этой связи достаточно вспомнить, что приглашая представителей всех народов приходить для поклонения Всевышнему в Иерусалимский храм (2 Мелахим 8:41-43), Тора вовсе не обуславливает это поклонение отречением от собственных богов. Исламская идея джихада, идея истребления «неверных», то есть тех, кто не покорился полностью вере в единого Бога, совершенно чужда иудаизму.
«Неверным» в рамках иудаизма является только еврей, но никак не язычник (и тем более не христианин и не мусульманин). Традиционно иудей призван проявлять нетерпимость исключительно по отношению к своему оступившемуся собрату, но никак не по отношению к иноверцу. Так Рамбам подчеркивает: «Ненависть, о которой говорится в Торе, не относится к народам мира, но лишь к Израилю со стороны Израиля. Говорят мудрецы: если сын Израиля совершил преступление и не одумался, заповедь Торы ненавидеть его до того момента, пока он не раскается в содеянном» (Рамбам «Незекин «Гилхот роцеах вэшмират нефеш»13:14)
Более того, порой языческая практика воспринимается Торой даже как нечто для народов естественное. В этом отношении очень характерна история о покаянии языческого города Ниневии, рассказанная в книге Ионы. «И было слово Господне к Ионе, сыну Амиттая, такое: Встань, иди в Ниневию, город великий, и пророчествуй о нем, ибо злодейство их дошло до Меня». (1:1-2).
В чем же состояло «злодейство» ниневитян? Отнюдь не в идолослужении, которому в равной мере предавались также и жители всех прочих вавилонских городов. «Злодейство», вызвавшее гнев Всевышнего, заключалось в разбое. Так, Радак пишет: «Всевышний промыслительно следит за народами в том, что касается разбоя. Так было в поколении потопа, и в отношении жителей Содома, ибо наполнилась земля насилием. Но остальные преступления, совершаемые народами, не так важны Всевышнему, чтобы из-за них осуществлять промыслительное вмешательство, как Он это делает в отношении Израиля». Признав Бога Израиля, ниневитяне вовсе не отказались от своих божеств, но в то же время были прощены.
«Идолослужители за пределами земли (Израиля) не совершают «чужого служения», ибо для них это – обычай предков», – говорится в Талмуде (Хуллин 13б). Согласно вере иудаизма, когда-нибудь «будет Господь царем на всей земле, в день тот будет Господь один (для всех) и Имя Его едино» (Захар 14:9), согласно вере иудаизма, когда-нибудь все народы признают, что «только ложь наследовали наши отцы и то, в чем никакой нет пользы" (Иерем 16.19). Однако, во-первых, это признание не должно быть вырвано у них силой, а во-вторых, то ложное служение, которому они предаются до времени, признается несущим крупицы истины и является приближающим их к истине, то есть к истинному Богу.
Хорошо известно, что все названия еврейских месяцев представляют собой имена вавилонских божеств. Причем использование этих имен восходит к еще пророческим временам, эти имена перечислены в ТАНАХе (Адар, Сиван и т.д.). Это заимствование понимается традицией как извлечение искр Божественного света, присутствующего в самых разнообразных культурах и культах. Слова Шмот (15:11) «Кто как Ты, между богами, Господи? Кто как Ты, славен святостью?» книга Зохар трактует в следующем смысле: «не существует идолослужения, в котором бы не скрывалось искр святости».
Каким бы ни было имя адресата, искренняя глубокая мольба не может не прийти по месту назначения. Так, Иегуда Галеви пишет в своей книге «Кузари»: «Как известно из хроник, он (хазарский царь) много раз видел один и тот же сон: ангел приходит к нему и говорит: Намерения твои угодны Творцу, но действия твои Ему не угодны». В каждом языческом культе присутствует и ложное и истинное. Рамбам в «Путеводителе заблудших» (гл. 36) пишет: «Всякий, кто совершал служение идолу, не служит ему так, как будто нет другого божества, кроме него, и никогда не воображал ни единый из людей прошлого и не будет воображать кто-либо в грядущем, будто форма, сделанная из литого металла, из камня и дерева, и есть та форма, которая сотворила небо и землю и которая правит ими, в действительности же ей поклоняются как символу сущности, посредничающей между нами и Богом, о чем ясно говорит речение: «Кто не убоится Тебя, Царь народов? Ибо Тебе единому принадлежит это» (Иер 10.7). Здесь указывается на то, что, по мнению язычников, Бог является первопричиной».
Но как это участливое отношение к язычеству увязывается с вроде бы однозначным запретом идолослужения, как оно представлено в заповедях сынов Ноаха? Так, тот же Рамбам пишет: «Первый Человек был наставлен относительно шести заповедей: запрет идолослужения, богохульства, кровопролития, кровосмешения, разбоя и учреждения справедливого суда…. Ноаху был добавлен запрет есть животных живьем». (Шофтим, Гилхот Малахим 9).
Ответ на этот вопрос по существу дается в следующей главе «Мишне Тора» («Гилхот малахим» 10.1). Рассматривая вопрос ответственности сынов Ноаха за преступления, совершенные по ошибке, Рамбам пишет: «Сын Ноаха, ошибочно нарушивший одну из семи заповедей, признается невиновным… Имеется в виду, что он нарушил невольно. Например, человек овладел замужней женщиной, не зная того, что она замужем. Однако если он знал, что она замужем, но не знал, что тем самым она ему запрещена и он решил, что это позволительно вступать в интимные отношения с замужними женщинами, то он наказывается», то же Рамбам отмечает и в отношении убийства. Убийц казнят даже в том случае, когда они считают убийство легитимным. Однако идолослужения в качестве такой подлежащей наказанию ошибки Рамбам не называет. Сын Ноаха, служащий ложным богам на основании своей уверенности в том, что это служение истинно, в отличие от еврея никак не наказывается.
Итак, можно сказать, что идущие от сердца молитвы и жертвы природных язычников (возносимые ими вне Эрец Исраэль) Всевышний принимает так, как если бы они предназначались Ему. Однако, разумеется, лишь в тех случаях, когда эти молитвы и жертвы не сопряжены с другими запретами, прежде всего с убийством и распутством (оргические культы). В этом смысле можно сказать, что джихад - «уничтожение неверных» - так же отвратителен Всевышнему, как Ему отвратительны человеческие жертвоприношения.
В случае культа Молоха Всевышний гнушается не ложного поклонения, а убийства. Соответственно, семь народов, населяющих землю Кнаан, должны были быть уничтожены не за поклонение ложным богам, а за изуверский характер этого поклонения, в следующих словах описанный Фрэзером: “Для обновления пламени солнца в жертву идолу приносили людей: их зажаривали в его полом туловище или клали на его склоненные книзу руки, с которых люди скатывались в огненную яму. Этим последним способом карфагеняне приносили своих детей в жертву Молоху. Детей клали на руки бронзовой статуи с головой теленка, и они соскальзывали с них в горящую печь; чтобы заглушить крики сжигаемых жертв, жители города танцевали в это время под звуки флейт и бубнов” ( Фрэзер “Золотая ветвь” (стр.316).
Таким образом, слова Торы «все, чего гнушается Господь, что Он ненавидит, делали они божествам своим; ведь даже сыновей своих и дочерей своих сжигают они на огне божествам своим» (12:29-31) не отрицают слов рабейну Бехайе, согласно которым Писание не содержит осуждения языческой практики по отношению к народам.