Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Реэ"

БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ ("Реэ" 5766 - 17.08.2006)

Извечное разделение

В недельной главе «Реэ» говорится о богатых и бедных. "Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим; Но открой ему руку свою и дай ему взаймы по мере нужды его, в чем он нуждаться будет. Остерегайся, чтобы не было в сердце твоем злого умысла, чтобы думать: "приближается седьмой год, год прощения", и озлится око твое на нищего брата твоего, и ты не дашь ему; он же возопиет на тебя Господу, и будет на тебе грех. Давать ты должен ему, и да не будет досадно сердцу твоему, когда дашь ему, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всяком деле твоем и во всяком начинании руки твоей. Ибо не переведется нуждающийся на земле; потому я и повелеваю тебе, говоря: раскрыть должен ты руку свою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей". (15:7-11)

Итак, мы видим, что разделение на бедных и богатых является одним из постоянных и неотъемлемых характеристик любого социального института, и полностью признается и подтверждается Торой ("не переведется нуждающийся на земле"). Экономика живет и существует только за счет этого классического и фундаментального разделения.

Действительно, если теоретически еще можно добиться всеобщего обнищания, то есть ситуации, при которой все окажутся бедными, то общество, в котором будут одни богатые – заведомо невозможно. Ведь в этом случае некому будет работать и предупредительно обслуживать всех этих богачей. Экономика в условиях всеобщего богатства немыслима и немедленно перерождается в свое другое – полную нищету. Что-то подобное угрожает произойти в нынешней Европе, где численность «богатых» пенсионеров приближается к числу пусть и не очень «бедных», но пока еще все же работающих граждан. Когда число работающих снижается до критической отметки, экономика рушится.

Ну а как же тогда в грядущем мире? Ведь там как будто бы не ожидается изнурительного повседневного труда, подрывающего полноценную духовную жизнь? Не утопия ли это вообще – грядущий мир?

Прежде чем коснуться вопроса «утопий», необходимо задаться другим вопросом: имеются ли в этом мире какие-то «неутопические» удачи, имеются ли в этом мире какие-то «экономические» аналогии благоденствия в мире грядущем?

Такой аналогией, по-всей видимости, можно признать жизнь природного мира. Действительно, мы видим, что растительное и животное царства существуют без этого рокового и радикального разделения на бедных и богатых. По меньшей мере внутри одного биологического вида - все особи равны.

Поразительно, как безо всякой "экономики" существует этот богатый цветущий мир! Начнем с растений, которые извлекают простейшие вещества из почвы и воздуха, и живут за счет энергии солнца. Ни малейшего усилия не прилагают они для поддержания своего существования, все происходит само собой. Разве это не достаточный образ грядущего существования в лучах Предвечного света?

Но и питающиеся этими растениями живые существа в целом всегда обеспечены едой. В естественных условиях только крупные стихийные бедствия могут привести к бескормице. Обычно же животные имеют пищу в досаточном для них количестве. Выглянем в окно: сколько птиц носится в воздухе и прячется в ветвях деревьев. Они всегда есть, и им всегда находится пропитание. А ведь тот, кто держит в своем доме птиц, знает, что пара волнистых попугаев оприходывает в месяц несколько килограммов крупы. Целая индустрия работает на пернатых, угодивших в клетки их любителей. А ведь до того из поколения в поколение эти существа как-то жили на воле и Царь небесный питал их. Хищникам приходится труднее других, им нужно напрягаться, пища сама не идет им в рот. Но и их труд в конце концов посилен и не требует разделения на немногих богатых и сонмы бедных.

Итак, благоденствие и изобилие грядущего мира - это не фантазия и не утопия, а вполне мыслимое состояние.

Искус коммунизма

Неудивительно, что никогда не было недостатка в желающих «исправить» ситуацию. Многочисленные утопии – это образцы такого наивного исправления мира.

По большому счету в основе языческой религиозности – любой языческой религиозности – лежит именно такое ложное утопическое исправление. Действительно, метафизика почти всякой неаврамитической религии держится на вере в то, что предисторический мир был лишен полярности, и задача состоит в том, чтобы в этот райский предисторический мир вернуться.

Мирча Элиаде пишет относительно индуизма: "Творение - это взрыв первичного Единства и разрыв между двумя полярными принципами, воплощенными в Шиве и Шакти. Всякое обусловленное существование подразумевает состояние двойственности, а значит, и страдание, иллюзию, "рабство". Тантрическая конечная цель – объединить два полярно противоположных принципа, Шиву и Шакти, в собственном теле". Итак, для восточных религий характерно стремление преодолеть полярность, являющуюся как бы проклятием и клеймом земного мира.

В этом смысле марксистская утопия, претендующая на снятие социальной полярности "бедные – богатые", гладко вписывается в предшестующую историю идолослужения. Идея коммунизма некогда многим представлялась, а иным и поныне представляется прекрасной и подкупающей.

Да и как, в самом деле, можно отрицать социальное равенство?

Социализм, то есть такой строй, который при ориентации на щедрые социальные программы держится за счет открытой экономики - возможен. Многие развитые страны выбрали имено такой путь, они ведут войну с бедностью и гарантируют определенное экономическое благополучие для всех граждан.

Но коммунизм претендует на другое. Он претендует на полное равенство за счет «научного» управления экономикой. Но это, как выяснилось, такая же иллюзия, как вечный двигатель. Невозможно успешное государственное управление экономикой, как невозможно смоделировать двигатель, который бы генерировал энергию, ниоткуда не получая ее.

Но все же утопия утопии рознь. В последние годы усилилась тенденция отождествления коммунизма с фашизмом. При всем том, что обе эти идеологии привели к бесчисленным жертвам, одно различие между ними все же всегда оставалось: и это отношение к базисным ценностям иудео-христианской цивилизации.

Если фашизм базировался на гностическом мифе, отвергающем ТАНАХ на корню, то коммунизм всегда оставался ересью внутри иудео-христианского мира. Искус коммунизма – это внутренний искус культуры, возникшей на основании религии Откровения. Коммунизм видел себя квинтэссенцией всей предшествующей европейской культуры. Или говоря другими словами, души воспитаников советских школ калечились значительно меньше, нежели души аналогичных нацистских учреждений.

Правда среднего класса

Но имеет ли все же какой-то смысл разделение на бедных и богатых в этой земной жизни?

Иудаизму известны как добродетели, связанные с бедностью (нищие зовутся в Зоаре «двором Пресвятого», а Шехина считается "бедствующей"), так и добродетели, связанные с богатством. Так например, Виленский Гаон утверждает, что богатство часто бывает наградой за благотворительность и щедрость.

Между тем не хуже известны иудаизму также и пороки, вызванные обоими этими состояниями. И богатство и нищета подвергают человека тяжелому испытанию, порой разрушают его: богатый жиреет и утрачивает вкус к жизни, бедный - ожесточается.

Между тем в экономике существует также и «средний класс», то есть класс людей с одной стороны не бедствующих, а с другой напряженно работающих. Именно этот класс в действительности можно было бы назвать религиозным идеалом. Сочетая в себе свойства бедных и богатых (но не снимая самого этого разделения) люди среднего класса, являющиеся в культурном плане мастерами своего дела, задают на земле основы порядка грядущего мира.

В труде среднего классе имеется искра, отсутствующая у богатых и бедных, в значительной мере оказывающихся невольниками своего социального положения. Представитель среднего класса погружен в жизнь, ему дано испытывать то ее напряжение, которое является условием удовлетворения, условием ощущения счастья. Вот что пишет о необходимости напряжения Виктор Франкл: «В противоположность теории гомеостаза напряжение не является чем-то, чего нужно безусловно избегать, а внутренняя гармония, душевный покой не является чем-то, что нужно безоговорочно признавать. Здоровая доза напряжения, такого, например, которое порождается смыслом, который необходимо осуществить, является неотъемлемым атрибутом человечности и необходима для душевного благополучия. Прежде всего человеку нужно то напряжение, которое создается его направленностью».

Даже работая в поте лица, человек этот ощущает, что он благословен. Именно такой человек, человек «среднего класса» несет в себе зерна исправления мира, именно он не утопически, а подлинно снимает полярность "бедные – богатые".


К содержанию









© Netzah.org