Арье Барац. НЕДЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ ТОРЫ



АРЬЕ БАРАЦ

Недельные чтения Торы
Праздники и даты


К содержанию

Недельная глава "Ки теце"

АВТОНОМНЫЙ РЕЖИМ («Ки теце» 5771 - 08.09.2011)

На протяжении веков в умах людей царило иерархическое сознание. Мир казался отлаженной системой, в которой единое Божественное управление ведется строго по законам эманации и субординации. Между тем в Новое время это сознание дало внушительную трещину. Еще в то время, когда продолжал шлифоваться канон и метод систематического образования, философия уже полностью отказалась от прежнего систематического, и переключилась на полностью автономное развитие.

Непокорный сын

В недельной главе «Ки-теце» приводится следующий закон: «Если будет у кого сын буйный и непокорный, не слушающий голоса отца своего и голоса матери своей, и они наказывали его, а он не слушает их, То пусть возьмут его отец его и мать его и выведут его к старейшинам города своего и к воротам местопребывания его, И скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буйный и непокорный, не слушает он голоса нашего, обжора он и пьяница"; И пусть закидают его все люди города его камнями, и да умрет он; и устранишь ты это зло из среды твоей, и все Израильтяне услышат и убоятся». (21:18-21)

В трактате Сангедрин (71.а) подробно выясняется, кто подпадает под категорию «буйного и непокорного сына» («бен сорер вэ-морэ»). При этом определяется его возраст (от 13 лет до 13 лет 3 месяцев) и характер его «непокорности»: чтобы назваться «буйным и непокорный сыном» подросток соответствующего возраста должен украсть у своего отца вина и мяса, и употребить вполне определенное количество этих продуктов («тартимар» мяса и пол-лога вина). Считается, что столь строгое наказание является превентивной мерой. Иными словами, Тора распознает в такого рода поведении признаки такой крайней необузданности, которая неизбежно ведет в дальнейшем к проматыванию родительского состояния, а затем к грабежу во имя того, чтобы получить привычные удовольствия. В Трактате Сангедрин разъяснено: «Ему («буйному» сыну) предпочтительнее умереть невинным, чем отягощенным совершенными преступлениями»

Попутно выясняются и некоторые другие детали. В частности, слова «не слушает он голоса нашего» трактуются некоторыми как требование того, чтобы отец и мать наставляли своего сына, говоря в один голос. Множество этих деталей даже побуждает рабби Шимона утверждать, что сын буйный и непокорный вообще не может существовать, и закон о нем носит чисто академический характер (чтобы учить и получать награду).

Между тем, в рамках такого «академического» рассмотрения закона о «буйном и непокорном сыне», с некоторых пор люди все чаще и чаще стали отмечать, что слово «непокорный» («морэ»), имеет точно такое же написание, как слово «учитель». Как ни странно, но каламбур этот стал в последнее время вполне осмыслен. «Непокорные сыновья», сыновья не подчиняющиеся системе школьного воспитания и родительского контроля, все более сами оказываются в положении учителей, все более выглядят соответствующими какой-то новой парадигме, какому-то новому духу своей эпохи. Что же это за «бунтарский» дух, в котором при некотором воображении можно усмотреть свой положительный смысл?

Новые веяния

В учении рава Кука значительное внимание уделяется вопросу танахических корней секулярной культуры. В этой связи рав Кук часто обращается к неоднозначному талмудическому понятию «хуцпа». Это слово обыкновенно переводят как наглость, но в данном контексте уместнее представить как дерзость. В этой связи в частности отмечается, что Мессия ведет свое происхождение не только от патриарха Иегуды, но и от Моава, зачатого в дерзком кровосмесительном акте (и еще не менее дерзком оглашении этого акта - «Моав» - «От отца»). То что мессианский царский род коренится не только в Израиле, но также и в Моаве, учит тому, что «хуцпа» отражает содержит в себе некоторую подлинную искру.

Разумеется, вопрос присутствия искры в «наглости» не имеет прямого отношения к вопросу «бен сорер вэ-морэ» (который оправдывающих свое поведение причин не имеет), между тем представление секуляризма как правомочной «власти без короны» задает некий контекст, в котором при «академическом» рассмотрении вопроса «непокорного сына» и у него может сыскаться свой позитив.

На протяжении веков в умах людей царило иерархическое сознание. Мир казался отлаженной системой, в которой единое Божественное управление ведется строго по законам эманации и субординации. Между тем в Новое время это сознание дало внушительную трещину. Еще в то время, когда продолжал шлифоваться канон и метод систематического образования, философия уже полностью отказалась от прежнего систематического, и переключилась на полностью автономное развитие. После Канта все философские системы были признаны фикциями. Миф единого для всех Разума рухнул, и каждый мыслитель стал упорядочивать мироздание, как заблагорассудится ему самому: кто начинал строить картину мира с воли, кто с представления, кто с пола, кто с характера. Хотя выражения «Вселенский Разум», «Мировой Дух» и т.п. продолжали и продолжают употребляться, все прекрасно понимают, что подобные идеи - лишь гипотезы, высказываемые «автономным разумом», принадлежащим тем или иным эмпирическим личностям. Соответственно и всякое системное «монархическое» управление все более стало подвергаться критике за свою неповоротливость, а зачастую и полную несостоятельность, как например, в случае планового социалистического хозяйствования.

Но то, что два века назад произошло в философии и социальных учениях, чуть позже стало происходить и в науке. Теория относительности, с ее провозглашением центра мира в любой его точке и аксиомой, что понятие «одновременности» лишено физического смысла, отражает тот же процесс отказа от «системного мышления». Но в наше время этот процесс вплотную коснулся также образования и прикладных знаний. Систематическое образование все более начинает давать сбои, а на смену ему идет самообучение. Ответы на все самые неожиданные вопросы обнаруживаются в первую очередь на интернет-форумах, и лишь во вторую в учебных классах. Существуют сферы (например, программирование), в которых никакие «обобщающие» и «подытоживающие» лекции и курсы не могут дать человеку то, что ему дает самообучение, осуществляющееся через «Google» и строящееся на выяснении конкретных вопросов, возникающих по мере решения поставленной задачи. Весьма показательным и симптоматичным знамением этого перехода является переход от классического процедурального программирования к программированию объектному, к языку «object oriented». Иерархические уровни, ранее находящиеся в строгом субординационном подчинении, становятся полноправными объектами взаимодействия. Молекула может в этой системе оказаться объектом, равноположенным клетке, а митохондрия – целому организму.

В наш век «буйный и непокорный сын» в ряде случаев начинает выглядеть скорее «буйным и учащим». «Морэ» - непокорный, «морэ» - бунтарь в некоторых ситуациях все чаще начинает казаться «морэ» - учителем!


К содержанию









© Netzah.org